рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Объекты интеллектуальной собственности

Обоснование размера причиненных убытков, включая упущенную выгоду, является задачей самого потерпевшего. Им же доказывается сам факт нарушения принадлежащих ему авторских или смежных прав, а также причинная связь между нарушением его прав и возникшими убытками. Что касается субъективного условия ответственности, то нарушитель ав­торских или смежных прав предполагается виновным до тех пор, пока им не будет доказано противное.

Поскольку доказать наличие убытков и обосновать их размер, особенно в части упущенной выгоды, бывает не всегда просто, Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» предоставляет потерпевшим возмож­ность компенсировать понесенные ими убытки двумя другими, более простыми способами.

Во-первых, они могут взыскать с нарушителя в свою пользу весь доход, полученный им вследствие нарушения авторских и смежных прав. Нетруд­но заметить, что в данном случае ответственность нарушителя существенно повышается, так как речь идет о всем его незаконном доходе, а не о полученной им прибыли.

Во-вторых, обладатели нарушенных авторских иди смежных прав могут поступить еще проще, потребовав от нарушителя выплаты компенсации. Размер компенсации определяется по усмотрению суда или арбитражного суда на основании иска потерпевшего в сумме от 10 до 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, устанавливаемых законодательством РФ.1

Наряду с возмещением убытков, взысканием незаконно полученного дохода иди компенсации обладатели нарушенных авторских или смежных прав вправе требовать от виновного нарушителя компенсации причинен­ного им морального вреда. Правовым основанием для этого служит в настоящее время статья 151 ГК РФ, которая имеет общий характер, а значит, применяется и в рассматриваемой сфере. Форма и размер компен­сации морального вреда определяются судом, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.


е) Прекращение или изменение правоотношения. Данный способ защиты субъективных авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов в рассматриваемой области, особенно в договорной сфере, находит достаточно широкое применение.

Чаще всего указанный способ защиты реализуется в юрисдикционном порядке, так как связан с прину­дительным прекращением или изменением правоотношения, но в прин­ципе не исключается и его самостоятельное применение потерпевшим. Важно, однако, чтобы возможность прекращения или изменения правоот­ношений была прямо предусмотрена законом или договором.

Как правило, реализация рассматриваемого способа защиты прекращает (изменяет) права и обязан­ности участников авторских правоотношений на будущее время. Иногда, однако, возникшее правоотношение может быть признано недействитель­ным с самого начала. Например, если при заключении авторского договора допущены серьезные нарушения действующего законодательства, данный договор признается недействительным с момента его заключения.

ж) Признание недействительным не соответствующего законодательству ненормативного акта органа государственного управления или местного органа государственной власти. Это означает, что гражданин или юридическое лицо, авторские или смежные права которых нарушены изданием указанного административного акта, имеют право на его обжалование в суд (арбитражный суд) без каких бы то ни было дополнительных указаний закона на этот счет. Важны лишь два обстоятельства: во-первых, нарушенное право должно носить гражданский характер, и, во-вторых, административный акт, имеющий подзаконный характер, должен быть противоправен с точки зрения его соответствия действующему законодательству, в частности может быть принят не уполномоченным на то органом.

Требование о признании административного акта недей­ствительным может сочетаться с другими мерами защиты, например тре­бованием о возмещении убытков, либо носить самостоятельный характер, если интерес субъекта авторского или смежного права сводится лишь к самой отмене указанного акта как препятствия в реализации права.

 

Уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав. Объектом данного преступления являются не все охраняемые законом авторские и смежные с ними права, а лишь право авторства, а также право на использование, т.е. вся совокупность принадлежащих обладателям авторских и смежных прав правомочий имущественного характера. Нарушение иных прав авто­ров, в частности, права на имя, права на обнародование, право на защиту репутации и т. д., уголовно наказуемого деяния не образуют.

Объективная сторона рассматриваемого преступления может состоять из одного или нескольких действий, подпадающих под ст. 146 УК РФ, а именно заключаться: а) в присвоении авторства на произведение (испол­нение, постановку), т. е. в выдаче чужого результата творческого труда за собственный; б) в совершении любого действия, связанного с незаконным использованием произведения или объекта смежных прав, т. е. их незакон­ное воспроизведение, распространение, передача в эфир и т. д. Состав данного преступления имеет материальный характер, т. е. сам факт совер­шения указанных выше действий еще не заключает в себе состава оконча­тельного преступления. Лишь при действительном причинении этими действиями крупного ущерба преступление считается совершенным.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 141 УК РФ, характеризуется прямым умыслом. Это означает, что лицо не только сознает, что, например, совершает плагиат или незаконно использует чужое произведение, но и желает этого.

Уголовную ответственность за нарушение авторских или смежных прав несут лица, достигшие 16 лет. Данное преступление наказывается штрафом в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы иди иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Те же действия, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются штрафом в размере от четырехсот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужден­ного за период от четырех до восьми месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Возбуждение и рассмотрение в суде дел о нарушении авторских прав имеет ряд важных процессуальных особенностей.

Прежде всего они явля­ются делами так называемого частного обвинения, т. е. делами, которые возбуждаются не иначе, как по желанию потерпевшего.

Дела о нарушении авторских прав не подлежат прекращению в случае примирения потерпевшего и обвиняемого, что в целом не характерно для дел частного обвинения. Производство по этим делам ведется в общем порядке, т.е. с проведением предварительного расследования, которое производится органами прокуратуры.

В реальной жизни меры уголовной ответственности за нарушение авторских прав реализуются на практике крайне редко.

Охрана произведений российских авторов за рубежом. Важной особенностью авторских прав является их строго территори­альный характер. Иными словами, по общему правилу, действие авторских прав на произведение ограничивается территорией того государства, где это произведение было создано.

Для того чтобы произведение, охраняемое на территории одного государства, получило охрану на территории другого государства, необходимо, чтобы между этими государствами был заключен соответствующий двусторонний договор или чтобы оба эти государства были участниками многостороннего соглашения о взаимном признании и охране авторских прав. Таким образом, первый вопрос, который возникает при рассмотрении проблемы охраны произведений российских авторов за рубежом, заключается в выяснении того, связывают ли Россию и иностран­ное государство, на территории которого будет использоваться произведе­ние, взаимные обязательства в области авторского права.

Если произведения российских авторов на территории соответствую­щего иностранного государства не охраняются, определенные гарантии соблюдения авторских прав могут быть обеспечены лишь конкретным авторским договором. Однако в этом случае обязанности перед автором будет нести только его контрагент по договору. Третьи лица, как правило, могут свободно использовать произведение, если только авторское законодательство соответствующей страны не гарантирует охрану всех без исключения произведений.

Когда права российских авторов признаются на территории иностран­ного государства, необходимо учитывать, что объем субъективных прав авторов определяется не российским законодательством, а законами данного иностранного государства и правилами международных договоров. Поэтому, например, российские авторы на территории других государств могут пользоваться и такими правами, которых они не имеют на территории России.

Так, в соответствии ( с авторским законодательством Испании срок охраны произведений составляет период жизни автора и 60 лет после его смерти, однако произве­дения российских авторов будут охраняться лишь в течение жизни авторов и 50 лет после их смерти.

Участие России в международных соглашениях по охране авторских и смежных прав. Наилучшее условие для обеспечения охраны прав отечественных авто­ров за рубежом создаются при участии страны в международной системе охраны авторских прав. Как уже указывалось в параграфе 2 главы 2, Российская Федерация с настоящее время участвует почти во всех основных международных конвенциях об охране авторских прав, в частности, в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произве­дений в редакции 1971 г. (с 13 марта 1995 г.), во Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952 г.—с 27 мая 1973 г., и редакции 1971 г. — с 13 марта 1995 г.), в Конвенции 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (с 13 марта 1995 г.), а также в Конвенции 1974 г. о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (с 13 ноября 1988 г.). Вопрос о присоединении России к Международной конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и органи­заций вещания продолжает изучаться, хотя принципиальная готовность РФ подписать эту конвенцию неоднократно подтверждалась руководством страны.

Следует отметить, что в настоящее время уровень авторско-правовых гарантий, требуемый и Бернской, и Всемирной конвенциями, практически совпадает, что, конечно, не означает отсутствия различий между ними. Не вдаваясь в их анализ, который достаточно тщательно проведен в литерату­ре1 , укажем лишь на то, что хотя присоединение России к Бернской конвенции и ратификация редакции 1971 г. Всемирной конвенции про­изошли одновременно, их правила распространяются на разный круг произведений российских авторов.

Что касается такого специального договора, как Конвенция 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизвод­ства их фонограмм, то он действует в отношении России лишь с 13 марта 1995 г.

Основным обязательством, накладываемым на государства, участвующие в Конвенции о распространении несущих программы сигналов, пере­даваемых через спутники, является обязанность «принимать соответствующие меры по предотвращению распространения на своей или со своей территории любого несущего программы сигнала любым распро­страняющим органом, для которого сигнал, переданный на спутник или проходящий через него, не предназначается (пункт (1) ст. 2). При этом государства-участники свободны в выборе способов исполнения принятого на себя обязательства.1

Охрана произведений российских авторов в странах ближнего зару­бежья обеспечивается на основе Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993 г.

Участники соглашения заявили о своем намерении предпринять необходимые меры для разработки и при­нятия законопроектов, обеспечивающих охрану авторского права и смежных прав на уровне требований Бернской конвенции об охране литератур­ных и художественных произведений. Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм и Римской конвенции об охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций. В ряде независи­мых государств—республик бывшего СССР шаги в этом направлении уже предприняты.


Порядок передачи произведений российских авторов для использования за рубежом. До недавнего времени российские авторы практически были лишены возможности самостоятельно решать вопросы, связанные с передачей прав на использование произведений за рубежом.

Исключение было сделано для агентства печати «Ново­сти», Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию, а также для тех авторов, которые публиковали за рубежом прочитанные там лекции, доклады, выступления на конференциях, съездах, симпозиумах и т.п.

В последующем положение дел в рассматриваемой области коренным образом изменилось. Монополия ВААП, связанная с заключением дого­воров об уступке авторских прав на использование произведений советских авторов за границей, с 1 января 1991 г. была ликвидирована Постановле­нием Совета Министров СССР от 26 октября 1990 г. «О мерах по демоно­полизации в области экспорта и импорта авторских прав»2 .

Советские авторы и их правопреемники получили право распоряжаться принадлежащими им авторскими правами за границей самостоятельно.

Сейчас заниматься такого рода посреднической деятельностью могут практически любые российские организации при условии, что эта деятель­ность соответствует их уставной правоспособности.

Действующее российское авторское законодательство вообще не уста­навливает каких-либо ограничений или дополнительных условий для пе­редачи прав на использование произведений российских авторов иностранным пользователям.

Размер вознаграждения за использование произведений российских авторов за рубежом определяется авторским договором. Вознаграждение может выплачиваться как в рублях, так и в иностранной валюте. Гонорары, полученные российскими авторами, учитываются в составе их совокупного годового дохода и подлежат налогообложению. Доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются для целей налогообложения в рубли по курсу Центрального банка России, действующему на дату получения дохода. Для устранения двойного налогообложения суммы налога, выпла­ченные в соответствии с законодательством иностранных государств, учи­тываются при внесении авторами (их правопреемниками) подоходного налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами России, может превышать сумму налога, подлежащего уплате этими лицами в России. Зачет может был» произведен лишь при условии представления автором (правопреемником) заключения об уплате им налога за пределами России, подтвержденного налоговым органом соответствующего иностранного государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.