Опираясь на
дословную интерпретацию выражения «философия науки», можно сделать вывод, что
оно означает любовь к мудрости науки. Если основная цель науки - получение
истины, то философия науки становится одной из важнейших для человечества
областей применения его интеллекта, так как в ее рамках ведется обсуждение
вопроса, как возможно достижение истины. Она пытается открыть миру великую
тайну того, что есть истина и что именно истина дороже всех убеждений.
Человечество ограниченное четырехмерным пространственно-временным континуумом,
в лице ученых не теряет веру в возможность постижения истины бесконечного
универсума. А из того, что человечество должно быть достойно истины, вытекает
великий этический и гуманистический пафос этой дисциплины.
Соотношение
философии науки с близкими ей областями науковедения и наукометрии иногда
истолковывается в пользу отождествления последних или по крайней мере как нечто
весьма родственное науковедению, а также дисциплинам, включающим в себя
историю и социологию науки. Однако такое отождествление неправомерно. Социология
науки исследует взаимоотношения науки как социального института со структурой
общества, типологию поведения ученых в различных социальных системах,
взаимодействие формальных и профессиональных неформальных сообществ ученых,
динамику их групповых взаимодействий, а также конкретные социокультурные
условия развития науки в различных типах общественного устройства.
Науковедение изучает общие закономерности
развития и функционирования науки, оно, как правило, малопроблемно и тяготеет
исключительно к описательному характеру. Оно как специальная дисциплина
сложилось к 60 гг. XX в. В самом общем смысле науковедческие исследования можно
определять как разработку теоретических основ политического и государственного
регулирования науки, выработку рекомендаций по повышению эффективности научной
деятельности, принципов организации, планирования и управления научным
исследованием. Можно столкнуться и с позицией, когда весь комплекс наук о
науке называют науковедением. Тогда ему придается предельно широкий и общий смысл,
и оно неизбежно становится междисциплинарным исследованием, выступая как
конгломерат дисциплин.
Область
статистического изучения динамики информационных массивов науки, потоков
научной информации оформилась под названием «наукометрия». Восходя к трудам
Дерека Прайса и его школы, она представляет собой применение методов
математической статистики к анализу потока научных публикаций, ссылочного
аппарата, роста научных кадров, финансовых затрат.
В определении
центральной проблемы философии науки существуют некоторые разночтения. По
мнению известного философа науки Ф. Франка, центральной проблемой философии
науки является вопрос о том, как мы переходим от утверждений обыденного
здравого смысла к общим научным принципам. К. Поппер считал, что центральная
проблема философии знания, начиная по крайней мере с Реформации, состояла в
том, как возможно рассудить или оценить далеко идущие притязания конкурирующих
теорий или верований? Вместе с тем круг проблем философии науки достаточно широк:
к ним можно отнести вопросы типа, детерминируются ли общие положения науки
однозначно или один и тот же комплекс опытных данных может породить различные
общие положения? Как отличить научное от ненаучного? Каковы критерии
научности, возможности обоснования? Как мы находим основания, по которым верим,
что одна теория лучше другой? В чем состоит логика научного знания? Каковы
модели его развития? Все эти и многие другие формулировки органично вплетены в
ткань философских размышлений о науке, и, что более важно, вырастают из центральной
проблемы философии науки – проблемы роста научного знания.
Можно разделить
все проблемы философии науки на три подвида. К первым относятся проблемы,
идущие от философии к науке, вектор направленности которых отталкивается от специфики
философского знания. Поскольку философия стремится к универсальному постижению
мира и познанию его общих принципов, то эти интенции наследует и философия
науки. В данном контексте она занята рефлексией над наукой в ее предельных
глубинах и подлинных первоначалах. Здесь в полной мере используется
концептуальный аппарат философии, необходимо наличие определенной
мировоззренческой позиции.
Вторая группа возникает внутри самой науки и
нуждается в компетентном арбитре, в роли которого оказывается философия. В
этой группе очень тесно переплетены проблемы познавательной деятельности как
таковой, теория отражения, когнитивные процессы и собственно «философские
подсказки» решения парадоксальных проблем.
К третьей группе
относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных
различий и органичных переплетений во всех возможных плоскостях приложения.
Исследования по истории науки убедительно показали, какую огромную роль играет
философское мировоззрение в развитии науки. Особенно заметно радикальное
влияние философии в эпохи так называемых научных революций, связанных с
возникновением античной математики и астрономии, коперниканским переворотом -
гелиоцентрической системой Коперника, становлением классической научной
картины мира - физикой Галилея-Ньютона, революцией в естествознании на рубеже
XX-XX вв., и т. д. При таком подходе философия науки включает в себя
эпистемологию, методологию и социологию научного познания, хотя так очерченные
ее границы следует рассматривать не как окончательные, а как имеющие тенденцию
к уточнению и изменению.
Типология
представлений о природе философии науки предполагает различение той или иной ее ориентации (к
примеру онтологически ориентированной (А. Уайтхед), или методологически
ориентированной философии науки (критический рационализм К. Поппера).
Совершенно ясно, что в первой приоритеты будут принадлежать процедурам анализа,
обобщения научных знаний с целью построения единой картины мира, целостного
образа универсума. Во второй - главным станет рассмотрение многообразных
процедур научного исследования, как-то: обоснования, идеализации, фальсификации,
а также анализ содержательных предпосылок знания.
Иногда о
философии науки говорят в более широком историко-философском контексте с
учетом представлений конкретных авторов, так или иначе отзывавшихся о науке на
протяжении многовекового развития философии. Таким образом, можно получить
неокантианскую философию науки, философию науки неореализма и пр. К версиям
философии науки относят сциентистскую и антисциентистскую. Эти ориентации
по-разному оценивают статус науки в культурном континууме современности. (Об
этом шла речь в гл. I, часть 9).
По-разному
оценивается и место философии науки. Некоторые авторы видят в этой дисциплине
тип философствования, основывающего свои выводы исключительно на результатах и
методах науки (Р. Карнап, М. Бунте). Другие усматривают в философии науки
посредствующее звено между естественнонаучным и гуманитарным знанием (Ф.
Франк). Третьи - связывают с ней задачи методологического анализа научного
знания (И. Лакатос). Есть и крайние позиции, рассматривающие философию науки
как идеологическую спекуляцию на науке, вредную для науки и для общества (П.
Фейерабенд).
С точки зрения
получившего широкое распространение подхода философия науки есть описание разнообразных,
имеющих место в науке ситуаций: от гипотез «ad hok» (для данного, конкретного
случая), до исследования по типу «case stades», ориентирующегося на анализ
реального события в науке или истории конкретного открытия в том или ином
социокультурном контексте. Преимущество такого подхода состоит в его
доступности. Однако он имеет и свои недостатки: малоконцептуален и ведет к
размыванию философии науки, растворению ее в простом описании фактов и событий
научно-познавательной деятельности.
Если выделить
стержневую проблематику философии науки, то первая треть XX в. была занята:
v построением целостной научной
картины мира;
v исследованием соотношения
детерминизма и причинности;
v изучением динамических и
статистических закономерностей.
Внимание
привлекают также и структурные компоненты научного исследования: соотношение
логики и интуиции; индукции и дедукции; анализа и синтеза; открытия и обоснования;
теории и факта.
Вторая треть XX в. была занята анализом
проблемы эмпирического обоснования науки, выяснением того, достаточен ли для
всего здания науки фундамент чисто эмпирического исследования, можно ли свести
все теоретические термины к эмпирическим, как соотносится их онтологический и
инструментальный смысл и в чем сложности проблемы теоретической нагруженности
опыта. Заявляют о себе сложности процедур верификации, фальсификации,
дедуктивно-номологического объяснения. Предлагается также анализ парадигмы
научного знания, научно-исследовательской программы, а также проблемы
тематического анализа науки.
В последней трети
XX в. обсуждалось новое, расширенное понятие научной рациональности,
обострилась конкуренция различных объяснительных моделей развития научного знания,
попыток реконструкции логики научного поиска. Новое содержание приобретают
критерии научности, методологические нормы и понятийный аппарат последней,
постнеклассической стадии развития науки. Возникает осознанное стремление к
диалектизации, метризации науки, выдвигается требование соотношения философии
науки с ее историей, остро встает проблема универсальности методов и процедур,
применяемых в рамках философии науки. Пользуется ли историк методами,
вырабатываемыми философией науки, и что дает методологу история науки, как
соотносятся историцистская и методологическая версии реконструкции развития науки.
Эта проблематика возвращает нас к исходной позиции философии науки, т. е. к
анализу мировоззренческих и социальных проблем, сопровождающих рост и развитие
науки; вновь обретает силу вопрос о социальной детерминации научного знания,
актуальными оказываются проблемы гуманизации и гуманитаризации науки.
Современная философия науки выступает в
качестве недостающего звена между естественнонаучным и гуманитарным знанием и
пытается понять место науки в современной цивилизации в ее многообразных
отношениях к этике, политике, религии. Тем самым философия науки выполняет и
общекультурную функцию, не позволяя ученым стать невеждами при
узкопрофессиональном подходе к явлениям и процессам. Она призывает обращать внимание
на философский план любой проблемы, а, следовательно, на отношение мысли к
действительности во всей ее полноте и многоаспектности. Стимулируя сам интерес
к науке, с одной стороны, философия науки предстает как развернутая диаграмма
воззрений на проблему роста научного знания - с другой.
Создавая образ
философии науки как направления современной философии, следует четко определить
ее исторические границы, корни и условия возникновения. В самостоятельное
направление философия науки оформилась во второй половине ХIХ в. в деятельности
первых позитивистов. Вдохновленные гигантскими успехами науки, они связывали
именно с ней задачи подлинного постижения мира. Развитие данного направления
связано с деятельностью оригинальных мыслителей и с множеством авторских
концепций, сосредоточивших свое внимание на феномене «наука» и предлагавших
ту или иную модель развития научного знания.
У истоков
рефлексии над развитием науки находились две противоположные
логико-концептуальные схемы ее объяснения: кумулятивная и антикумулятивная.
Кумулятивная модель основана на представлении о процессе познания как о
постоянно пополняющемся и непрерывно приближающемся к универсальному и
абстрактному идеалу истины. Этот идеал в свою очередь понимается как логически
взаимосвязанная, непротиворечивая система, как совокупность, накопление всех
знаний. Развитие кумулятивной модели приводит к пониманию того, что
непосредственным объектом развития науки становится не природа как таковая, а
слой опосредствований, созданный предшествующей наукой. Дальнейшее научное
исследование осуществляется на материале, уже созданном прежней наукой и
воспринимаемом как надежное наследство. Новые проблемы возникают из решения
старых, и науке незачем прорываться в иное смысловое пространство, а нужно
лишь уточнять, детализировать, совершенствовать.
Антикумулятивная
модель развития науки предполагает революционную смену норм, канонов,
стандартов, полную смену систем знаний. Действительно, если понятия старой
дисциплинарной системы строго взаимосвязаны, дискредитация одного неизбежно
ведет к разрушению всей системы в целом. Это уязвимый момент кумулятивизма, от
которого принципом несоизмеримости теории, идеей научных революций пытается
избавиться антикумулятивизм. Близко к антикумулятивизму подходит концепция
критического рационализма, в которой фальсификация мыслится как основной механизм
развития научного познания.
Обращаясь к факту
исторического становления философии науки, отнесенного к моменту оформления
позитивизма, необходимо остановиться на общей характеристике позитивизма,
понять истоки и направления его влияния.
Позитивизм
предстает как идейное или интеллектуальное течение, охватившее многообразные
сферы деятельности, не только науку, но и политику, педагогику, философию,
историографию. Считается, что он расцвел в Европе в середине XX в. в период
относительно стабильного развития, в эпоху спокойствия, когда она вступила на
путь индустриальной трансформации. Быстрые успехи в самых различных областях
знания: математики, химии, биологии и, конечно же, физики - делали науку все
более и более популярной, приковывающей к себе всеобщее внимание. Научные
методы завладевают умами людей, престиж ученых повышается, наука превращается
в социальный институт, отстаивая свою автономию и специфические принципы
научного исследования. Научные открытия с успехом применяются в производстве,
отчего преображается весь мир, меняется образ жизни Прогресс становится
очевидным и необратимым. Великолепные математики, среди которых Риман,
Лобачевский, Клейн, не менее блестящие физики Фарадей, Максвелл, Герц,
Гельмголъц, Джоуль и другие, микробиологи Кох и Пастер, а также эволюционист
Дарвин своими исследованиями способствуют возникновению новой картины мира,
где все приоритеты отданы науке. Позитивизм возвеличивал успехи науки, и не без
основания. На протяжении XX в. многие науки достигли и превзошли пики своего
предшествующего развития. Теория о клеточном строении вещества повлекла за
собой генетику Грегора Менделя (1822-1884). На стыке стыке ботаники и
математики были открыты законы наследственности. Пастер доказал присутствие в
атмосфере микроорганизмов - бактерий, а также способность их разрушения под
воздействием стерилизации - высокой температуры. Микробиология победила распространенные
инфекционные болезни; на основе открытия электропроводимости появился телефон.
В различных
странах позитивизм по-разному вплетался в специфические культурные традиции.
Наиболее благодатной почвой для него был эмпиризм Англии, впрочем, как и картезианский
рационализм во Франции. Германия с ее тяготением к монизму и сциентизму также
не препятствовала распространению позитивитстких тенденций. Труднее было данному
направлению на почве Италии, с ее возрожденческим гимном человеку. Там акцент
был перемешен на натурализм, и позитивизм пышным цветом расцвел в сфере
педагогики и антропологии.
Общие программные
требования позитивизма несложны:
1. Утверждение
примата науки и естественнонаучного метода.
2. Абсолютизация каузальности (причинные законы
распространимы не только на природу, но и на общество).
3. Взгляд на
развитие общества как на социальную физику.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49
|