рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Философия и методология науки

Опираясь на дословную интерпретацию выражения «фи­лософия науки», можно сделать вывод, что оно означает лю­бовь к мудрости науки. Если основная цель науки - получе­ние истины, то философия науки становится одной из важней­ших для человечества областей применения его интеллекта, так как в ее рамках ведется обсуждение вопроса, как возможно достижение истины. Она пытается открыть миру великую тайну того, что есть истина и что именно истина дороже всех убеждений. Человечество ограниченное четырехмерным пространственно-временным континуумом, в лице ученых не теряет веру в возможность постижения истины бесконечного универсума. А из того, что человечество должно быть достой­но истины, вытекает великий этический и гуманистический пафос этой дисциплины.

Соотношение философии науки с близкими ей областями науковедения и наукометрии иногда истолковывается в пользу отождествления последних или по крайней мере как нечто весьма родственное науковедению, а также дисципли­нам, включающим в себя историю и социологию науки. Од­нако такое отождествление неправомерно. Социология науки исследует взаимоотношения науки как социального института со структурой общества, типологию поведения ученых в раз­личных социальных системах, взаимодействие формальных и профессиональных неформальных сообществ ученых, дина­мику их групповых взаимодействий, а также конкретные социокультурные условия развития науки в различных типах общественного устройства.

Науковедение изучает общие закономерности развития и функционирования науки, оно, как правило, малопроблемно и тяготеет исключительно к описательному характеру. Оно как специальная дисциплина сложилось к 60 гг. XX в. В самом общем смысле науковедческие исследования можно опреде­лять как разработку теоретических основ политического и го­сударственного регулирования науки, выработку рекоменда­ций по повышению эффективности научной деятельности, принципов организации, планирования и управления науч­ным исследованием. Можно столкнуться и с позицией, ког­да весь комплекс наук о науке называют науковедением. Тог­да ему придается предельно широкий и общий смысл, и оно неизбежно становится междисциплинарным исследованием, выступая как конгломерат дисциплин.

Область статистического изучения динамики информаци­онных массивов науки, потоков научной информации офор­милась под названием «наукометрия». Восходя к трудам Дерека Прайса и его школы, она представляет собой приме­нение методов математической статистики к анализу потока научных публикаций, ссылочного аппарата, роста научных кадров, финансовых затрат.

В определении центральной проблемы философии науки существуют некоторые разночтения. По мнению известного философа науки Ф. Франка, центральной проблемой фило­софии науки является вопрос о том, как мы переходим от ут­верждений обыденного здравого смысла к общим научным принципам. К. Поппер считал, что центральная проблема философии знания, начиная по крайней мере с Реформации, состояла в том, как возможно рассудить или оценить далеко идущие притязания конкурирующих теорий или верований? Вместе с тем круг проблем философии науки достаточно ши­рок: к ним можно отнести вопросы типа, детерминируются ли общие положения науки однозначно или один и тот же ком­плекс опытных данных может породить различные общие по­ложения? Как отличить научное от ненаучного? Каковы критерии научности, возможности обоснования? Как мы находим основания, по которым верим, что одна теория луч­ше другой? В чем состоит логика научного знания? Каковы модели его развития? Все эти и многие другие формулировки органично вплетены в ткань философских размышлений о науке, и, что более важно, вырастают из центральной проблемы философии науки  – проблемы роста научного знания.

Можно разделить все проблемы философии науки на три подвида. К первым относятся проблемы, идущие от философии к науке, вектор направленности которых отталкивается от спе­цифики философского знания. Поскольку философия стремит­ся к универсальному постижению мира и познанию его общих принципов, то эти интенции наследует и философия науки. В данном контексте она занята рефлексией над наукой в ее пре­дельных глубинах и подлинных первоначалах. Здесь в полной мере используется концептуальный аппарат философии, необ­ходимо наличие определенной мировоззренческой позиции.

Вторая группа возникает внутри самой науки и нуждается  в компетентном арбитре, в роли которого оказывается фило­софия. В этой группе очень тесно переплетены проблемы познавательной деятельности как таковой, теория отражения, когнитивные процессы и собственно «философские подсказ­ки» решения парадоксальных проблем.

К третьей группе относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и орга­ничных переплетений во всех возможных плоскостях прило­жения. Исследования по истории науки убедительно показа­ли, какую огромную роль играет философское мировоззрение в развитии науки. Особенно заметно радикальное влияние философии в эпохи так называемых научных революций, свя­занных с возникновением античной математики и астроно­мии, коперниканским переворотом - гелиоцентрической си­стемой Коперника, становлением классической научной картины мира - физикой Галилея-Ньютона, революцией в естествознании на рубеже XX-XX вв., и т. д. При таком под­ходе философия науки включает в себя эпистемологию, мето­дологию и социологию научного познания, хотя так очерчен­ные ее границы следует рассматривать не как окончательные, а как имеющие тенденцию к уточнению и изменению.

Типология представлений о природе философии науки предполагает различение той или иной ее ориентации (к примеру онтологически ориентированной (А. Уайтхед), или методоло­гически ориентированной философии науки (критический рационализм К. Поппера). Совершенно ясно, что в первой приоритеты будут принадлежать процедурам анализа, обоб­щения научных знаний с целью построения единой картины мира, целостного образа универсума. Во второй - главным станет рассмотрение многообразных процедур научного ис­следования, как-то: обоснования, идеализации, фальсифика­ции, а также анализ содержательных предпосылок знания.

Иногда о философии науки говорят в более широком ис­торико-философском контексте с учетом представлений конкретных авторов, так или иначе отзывавшихся о науке на про­тяжении многовекового развития философии. Таким образом, можно получить неокантианскую философию науки, филосо­фию науки неореализма и пр. К версиям философии науки относят сциентистскую и антисциентистскую. Эти ориента­ции по-разному оценивают статус науки в культурном конти­нууме современности. (Об этом шла речь в гл. I, часть 9).

По-разному оценивается и место философии науки. Неко­торые авторы видят в этой дисциплине тип философствования, основывающего свои выводы исключительно на результатах и методах науки (Р. Карнап, М. Бунте). Другие усматривают в философии науки посредствующее звено между естественнона­учным и гуманитарным знанием (Ф. Франк). Третьи - связы­вают с ней задачи методологического анализа научного знания (И. Лакатос). Есть и крайние позиции, рассматривающие фи­лософию науки как идеологическую спекуляцию на науке, вредную для науки и для общества (П. Фейерабенд).

С точки зрения получившего широкое распространение подхода философия науки есть описание раз­нообразных, имеющих место в науке ситуаций: от гипотез «ad hok» (для данного, конкретного случая), до исследования по типу «case stades», ориентирующегося на анализ реального события в науке или истории конкретного открытия в том или ином социокультурном контексте. Преимущество такого под­хода состоит в его доступности. Однако он имеет и свои недо­статки: малоконцептуален и ведет к размыванию философии науки, растворению ее в простом описании фактов и событий научно-познавательной деятельности.

Если выделить стержневую проблематику философии на­уки, то первая треть XX в. была занята:

v  построением целостной научной картины мира;

v  исследованием соотношения детерминизма и причин­ности;

v  изучением динамических и статистических закономер­ностей.

Внимание привлекают также и структурные компоненты научного исследования: соотношение логики и интуиции; индукции и дедукции; анализа и синтеза; открытия и обосно­вания; теории и факта.

Вторая треть XX в. была занята анализом проблемы эмпи­рического обоснования науки, выяснением того, достаточен ли для всего здания науки фундамент чисто эмпирического исследования, можно ли свести все теоретические термины к эмпирическим, как соотносится их онтологический и инстру­ментальный смысл и в чем сложности проблемы теоретичес­кой нагруженности опыта. Заявляют о себе сложности проце­дур верификации, фальсификации, дедуктивно-номологического объяснения. Предлагается также анализ парадигмы научного знания, научно-исследовательской программы, а также проблемы тематического анализа науки.

В последней трети XX в. обсуждалось новое, расширенное понятие научной рациональности, обострилась конкуренция различных объяснительных моделей развития научного зна­ния, попыток реконструкции логики научного поиска. Новое содержание приобретают критерии научности, методологи­ческие нормы и понятийный аппарат последней, постнеклассической стадии развития науки. Возникает осознанное стремление к диалектизации, метризации науки, выдвигает­ся требование соотношения философии науки с ее историей, остро встает проблема универсальности методов и процедур, применяемых в рамках философии науки. Пользуется ли ис­торик методами, вырабатываемыми философией науки, и что дает методологу история науки, как соотносятся историцистская и методологическая версии реконструкции развития на­уки. Эта проблематика возвращает нас к исходной позиции философии науки, т. е. к анализу мировоззренческих и соци­альных проблем, сопровождающих рост и развитие науки; вновь обретает силу вопрос о социальной детерминации на­учного знания, актуальными оказываются проблемы гумани­зации и гуманитаризации науки.

Современная философия науки выступает в качестве недоста­ющего звена между естественнонаучным и гуманитарным зна­нием и пытается понять место науки в современной цивилиза­ции в ее многообразных отношениях к этике, политике, религии. Тем самым философия науки выполняет и общекультурную функцию, не позволяя ученым стать невеждами при узкопрофессиональном подходе к явлениям и процессам. Она призывает обращать внимание на философский план любой пробле­мы, а, следовательно, на отношение мысли к действительно­сти во всей ее полноте и многоаспектности. Стимулируя сам интерес к науке, с одной стороны, философия науки предста­ет как развернутая диаграмма воззрений на проблему роста научного знания - с другой.


§ 3. Возникновении философии науки как направление современной философии.


Создавая образ философии науки как направления современной философии, следует четко определить ее исторические границы, корни и условия возникновения. В самостоятельное направление философия науки оформилась во второй половине ХIХ в. в деятельности первых позитивистов. Вдохновленные гигантскими успехами науки, они связывали именно с ней задачи подлинного постижения мира. Развитие данного направления связано с деятельностью оригинальных мыслителей и с множеством авторских концепций, сосредо­точивших свое внимание на феномене «наука» и предлагав­ших ту или иную модель развития научного знания.

У истоков рефлексии над развитием науки находились две противоположные логико-концептуальные схемы ее объясне­ния: кумулятивная и антикумулятивная. Кумулятивная мо­дель основана на представлении о процессе познания как о постоянно пополняющемся и непрерывно приближающемся к универсальному и абстрактному идеалу истины. Этот идеал в свою очередь понимается как логически взаимосвязанная, непротиворечивая система, как совокупность, накопление всех знаний. Развитие кумулятивной модели приводит к по­ниманию того, что непосредственным объектом развития науки становится не природа как таковая, а слой опосредствований, созданный предшествующей наукой. Дальней­шее научное исследование осуществляется на материале, уже созданном прежней наукой и воспринимаемом как надежное наследство. Новые проблемы возникают из решения старых, и науке незачем прорываться в иное смысловое простран­ство, а нужно лишь уточнять, детализировать, совершен­ствовать.

Антикумулятивная модель развития науки предполагает революционную смену норм, канонов, стандартов, полную смену систем знаний. Действительно, если понятия старой дисциплинарной системы строго взаимосвязаны, дискредита­ция одного неизбежно ведет к разрушению всей системы в целом. Это уязвимый момент кумулятивизма, от которого принципом несоизмеримости теории, идеей научных револю­ций пытается избавиться антикумулятивизм. Близко к антикумулятивизму подходит концепция критического рациона­лизма, в которой фальсификация мыслится как основной ме­ханизм развития научного познания.

Обращаясь к факту исторического становления филосо­фии науки, отнесенного к моменту оформления позитивизма, необходимо остановиться на общей характеристике позитивизма, понять истоки и направления его влияния.

Позитивизм предстает как идейное или интеллектуаль­ное течение, охватившее многообразные сферы деятельно­сти, не только науку, но и политику, педагогику, философию, историографию. Считается, что он расцвел в Европе в середи­не XX в. в период относительно стабильного развития, в эпо­ху спокойствия, когда она вступила на путь индустриальной трансформации. Быстрые успехи в самых различных областях знания: математики, химии, биологии и, конечно же, физики - делали науку все более и более популярной, приковыва­ющей к себе всеобщее внимание. Научные методы завладева­ют умами людей, престиж ученых повышается, наука превра­щается в социальный институт, отстаивая свою автономию и специфические принципы научного исследования. Научные открытия с успехом применяются в производстве, отчего пре­ображается весь мир, меняется образ жизни Прогресс стано­вится очевидным и необратимым. Великолепные математики, среди которых Риман, Лобачевский, Клейн, не менее блестя­щие физики Фарадей, Максвелл, Герц, Гельмголъц, Джоуль и другие, микробиологи Кох и Пастер, а также эволюционист Дарвин своими исследованиями способствуют возникнове­нию новой картины мира, где все приоритеты отданы науке. Позитивизм возвеличивал успехи науки, и не без основания. На протяжении XX в. многие науки достигли и превзошли пики своего предшествующего развития. Теория о клеточном строении вещества повлекла за собой генетику Грегора Мен­деля (1822-1884). На стыке стыке ботаники и математики были открыты законы наследственности. Пастер доказал при­сутствие в атмосфере микроорганизмов - бактерий, а также способность их разрушения под воздействием стерилиза­ции - высокой температуры. Микробиология победила рас­пространенные инфекционные болезни; на основе открытия электропроводимости появился телефон.

В различных странах позитивизм по-разному вплетался в специфические культурные традиции. Наиболее благодатной почвой для него был эмпиризм Англии, впрочем, как и кар­тезианский рационализм во Франции. Германия с ее тяготе­нием к монизму и сциентизму также не препятствовала рас­пространению позитивитстких тенденций. Труднее было дан­ному направлению на почве Италии, с ее возрожденческим гимном человеку. Там акцент был перемешен на натурализм, и позитивизм пышным цветом расцвел в сфере педагогики и антропологии.

Общие программные требования позитивизма несложны:

1. Утверждение примата науки и естественнонаучного метода.

2. Абсолютизация каузальности (причинные законы распространимы не только на природу, но и на общество).

3. Взгляд на развитие общества как на социальную фи­зику.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.