В 1922 г.
математик и геофизик А. А. Фридман (1888-1925) нашел решение уравнений общей
теории относительности для замкнутой нестационарной расширяющейся Вселенной,
ставшее математическим фундаментом большинства современных космогонических
теорий.
Астрономы и
астрофизики пришли к выводу, что Вселенная находится в состоянии непрерывной
эволюции. Звезды, которые образуются из газово-пылевой межзвездной среды, в
основном из водорода и гелия, под действием сил гравитации различаются по
«возрасту». Причем образование новых звезд происходит и сейчас.
Сжимаясь под
действием гравитационных сил, звезда нагревается, внутри нее растет давление.
При достижении определенной критической температуры начинается термоядерная
реакция, сопровождающаяся выделением огромного количества тепла. На следующей
стадии под действием гравитационных сил наступает момент равновесия. В этом
состоянии звезда может существовать довольно долго. Так, например, Солнце будет
находиться в этом состоянии 13 млрд лет, около 5 из них уже прошло. Но потом
наступает момент, когда водород, находящийся в центре звезды, где происходит
термоядерная реакция, будет израсходован. Температура внутри звезды будет
уменьшаться, будет снижаться давление и иссякнут возможности сопротивляться
гравитации. Ядро звезды, состоящее теперь уже только из гелия, начинает
сжиматься, образуя плотную, горячую область. Теперь термоядерная реакция будет
протекать на периферии звезды, где еще сохранился водород. В это время размер
звезды и ее светимость увеличиваются. В результате она превращается в красного
гиганта. Температура гелиевого ядра возрастает, и начинается новая ядерная
реакция превращения гелия в углерод.
В зависимости
массы звезды от массы Солнца после всего этого цикла она превращается либо в
белого карлика - заключительный этап эволюции звезд, либо наступает гравитационный
коллапс - вспышка сверхновой звезды, либо образуется черная дыра - сфера, из
которой не могут выйти ни частицы, ни какое-либо излучение ввиду того, что
очень велико поле тяготения внутри нее.
В 1963 г. открыты
квазары - астрономические тела, находящиеся вне пределов Галактики. В 1965 г.
американские астрономы А. Пензиас (р. 1933) и Р. Вильсон (р. 1936) обнаружили
фоновое радиоизлучение. Как метко назвал его известный астроном и астрофизик
И. С. Шкловский (1916-1985) - реликтовое излучение, не возникающее во Вселенной
в настоящее время. Расширение Вселенной и реликтовое излучение являются вполне
убедительными доводами в пользу стандартной модели происхождения Вселенной,
или теории «большого взрыва». В 1967 г. были открыты пульсары - космические
тела, являющиеся источниками радиоизлучения. В 1903 г. ученным в работе
«Исследование мировых пространств реактивные приборами» заложены начала теории
космических полетов. В ней сформулированы основные принципы баллистики ракет,
предложена схема жидкостного реактивного двигателя, а также принцип
конструирования ракет - идеи, которые несколько позднее были востребованы и
творчески освоены последователями Циолковского. Создается наука, нацеленная на
изучение и освоение космического пространства - космонавтика. Ознаменовался
этот период развития науки созданием кибернетики - науки об управлении, связи
и переработке информации, теории систем. Интенсивное развитие промышленного
производства, космических исследований стимулирует дальнейшее совершенствование
технических наук.
Характерное для
классического этапа стремление к абсолютизации методов естествознания,
выразившееся в попытках применения их в социально-гуманитарном познании, все
больше и больше выявляло свою ограниченность и односторонность. Наметилась
тенденция формирования новой исследовательской парадигмы, в основании которой
лежит представление об особом статусе социально-гуманитарных наук.
Как реакция на
кризис механистического естествознания и как оппозиция классическому
рационализму в конце XX в. возникает направление, представленное В. Дильтеем,
Ф. Ницше, Г. Зиммелем, А. Бергсоном, О. Шпенглером и др., - «философия
жизни». Здесь жизнь понимается как первичная реальность, целостный
органический процесс, для познания которой неприемлемы методы научного
познания, а возможны лишь внерациональные способы - интуиция, понимание,
вживание, вчувствование и др.
Представители
баденской школы неокантианства В. Виндельбанд (1848-1915) и Г. Риккерт
(1863-1936) считали, что «науки о духе» и естественные науки прежде всего
различаются по методу. Первые (идеографические науки) описывают неповторимые,
индивидуальные события, процессы, ситуации; вторые (номотетические),
абстрагируясь от несущественного, индивидуального, выявляют общее, регулярное,
закономерное в изучаемых явлениях.
Испытавший на
себе сильное влияние В. Виндельбанда и Г. Риккерта немецкий социолог, историк,
экономист Макс Вебер (1864-1920) не разделяет резко естественные и социальные
науки, а подчеркивает их единство и некоторые общие черты. Существенная среди
них та, что они требуют «ясных понятий», знания законов и принципов мышления,
крайне необходимых в любых науках. Социология вообще для него наука
«номотетическая», строящая свою систему понятий на тех же основаниях, что и
естественные науки - для установления общих законов социальной жизни, но с
учетом ее своеобразия.
Предметом
социального познания для Вебера является «культурно-значимая индивидуальная
действительность». Социальные науки стремятся понять ее генетически, конкретно-исторически,
не только какова она сегодня, но и почему она сложилась такой, а не иной. В
этих науках выявляются закономерно повторяемые причинные связи, но с акцентом
на индивидуальное, единичное, культурно-значимое. В них преобладает
качественный аспект исследования над количественным, устанавливаются
вероятностные законы, исходя из которых объясняются индивидуальные события.
Цель социальных наук - познание жизненных явлений в их культурном значении.
Система ценностей ученого имеет регулятивный характер, определяя выбор им
предмета исследования, применяемых методов, способов образования понятий.
Вебер отдает
предпочтение причинному объяснению по сравнению с законом. Для него знание
законов не цель, а средство исследования, которое облегчает сведение культурных
явлений к их конкретным причинам, поэтому законы применимы настолько, насколько
они способствуют познанию индивидуальных связей. Особое значение для него
имеет понимание как своеобразный способ постижения социальных явлений и
процессов. Понимание отличается от объяснения в естественных науках, основным
содержанием которого является подведение единичного под всеобщее. Но результат
понимания не есть окончательный результат исследования, это лишь высокой
степени вероятности гипотеза, которая для того, чтобы стать научным положением,
должна быть верифицирована объективными научными методами.
В качестве
своеобразного инструмента познания и как критерий зрелости науки Вебер
рассматривает овладение идеальным типом. Идеальный тип - это рациональная
теоретическая схема, которая не выводится из эмпирической реальности
непосредственно, а мысленно конструируется, чтобы облегчить объяснение
«необозримого многообразия» социальных явлений. Мыслитель разграничивает
социологический и исторический идеальные типы. С помощью первых ученый «ищет
общие правила событий», с помощью вторых - стремится к каузальному анализу
индивидуальных, важных в культурном отношении действий, пытается найти
генетические связи. Вебер выступает за строгую объективность в социальном
познании, так как вносить личные мотивы в проводимое исследование противоречит
сущности науки. В этой связи можно вскрыть противоречие: с одной стороны, по
Веберу, ученый, политик не может не учитывать свои субъективные интересы и
пристрастия, с другой стороны, их надо полностью отвергать для чистоты
исследования.
Начиная с Вебера
намечается тенденция на сближение естественных и гуманитарных наук, что
является характерной чертой постнеклассического развития науки.
Постнеклассическая
наука формируется в 70-х годах XX в. Этому способствуют революция в хранении и
получении знаний (компьютеризация науки), невозможность решить ряд научных
задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин, без
учета места и роли человека в исследуемых системах. Так, в это время
развиваются генные технологии, основанные на методах молекулярной биологии и
генетики, которые направлены на конструирование новых, ранее в природе не
существовавших генов. На их основе, уже на первых этапах исследования, были
получены искусственным путем инсулин, интерферон и т. д. Основная цель генных
технологий - видоизменение ДНК. Работа в этом направлении привела к разработке
методов анализа генов и геномов, а также их синтеза, т. е. конструирование
новых генетически модифицированных организмов. Разработан принципиально новый
метод, приведший к бурному развитию микробиологии - клонирование.
Внесение
эволюционных идей в область химических исследований привело к формированию
нового научного направления - эволюционной химии. Так, на основе ее открытий,
в частности разработки концепции саморазвития открытых каталитических систем,
стало возможным объяснение самопроизвольного (без вмешательства человека)
восхождения от низших химических систем к высшим.
Наметилось еще
большее усиление математизации естествознания, что повлекло увеличение уровня
его абстрактности и сложности. Так, например, развитие абстрактных методов в
исследованиях физической реальности приводит к созданию, с одной стороны,
высокоэффективных теорий, таких как электрослабая теория Салама-Вайнберга,
квантовая хромодинамика, «теория Великого Объединения», суперсимметричные
теории, а с другой - к так называемому «кризису» физики элементарных частиц.
Так, американский физик М. Гутцвиллер в 1994 г. писал: «Несмотря на все
обещания, физика элементарных частиц превратилась в кошмар, несмотря на ряд
глубоких интуитивных прозрений, которые мы эксплуатировали некоторое время.
Неабелевы поля известны 40 лет, кварки наблюдались 25 лет назад, а гармоний
открыт 20 лет назад. Но все чудесные идеи привели к моделям, которые зависят от
16 открытых параметров... Мы даже не можем установить прямые соответствия с
массами элементарных частиц, поскольку необходимая для этого математика
слишком сложна даже для современных компьютеров... Но даже когда я пытаюсь
читать некоторые современные научные статьи или слушаю доклады некоторых своих
коллег, меня не оставляет следующий вопрос: имеют ли они контакт с реальностью?
Разрешите мне в качестве примера привести антиферромагнетизм, который снова
популярен после открытия сверхпроводящих медных окислов. Сверхизощренные модели
антиферромагнетизма были предложены и разработаны чрезвычайно тщательно людьми,
которые ни разу не слышали, да и слышать не хотят, о гематите, или о том, что,
как каждый знает, называется ржавым гвоздем»[10].
Развитие вычислительной техники связано с
созданием микропроцессоров, которые были положены также в основание создания
станков с программным управлением, промышленных роботов, для создания
автоматизированных рабочих мест, автоматических систем управления.
Прогресс в 80 -
90-х гг. XX в. развития вычислительной техники вызван созданием искусственных
нейронных сетей, на основе которых разрабатываются и создаются нейрокомпьютеры,
обладающие возможностью самообучения в ходе решения наиболее сложных задач.
Большой шаг вперед сделан в области решения качественных задач. Так, на основе
теории нечетких множеств создаются нечеткие компьютеры, способные решать
подобного рода задачи. А внесение человеческого фактора в создание баз данных
привело к появлению высокоэффективных экспертных систем, которые составили
основу систем искусственного интеллекта.
Поскольку
объектом исследования все чаще становятся системы, экспериментирование с
которыми невозможно, то важнейшим инструментом научно-исследовательской деятельности
выступает математическое моделирование. Его суть в том, что исходный объект
изучения заменяется его математической моделью, экспериментирование с которой
возможно при помощи программ, разработанных для ЭВМ. В математическом
моделировании видятся большие эвристические возможности, так как «математика,
точнее математическое моделирование нелинейных систем, начинает нащупывать
извне тот класс объектов, для которых существуют мостики между мертвой и живой
природой, между самодостраиванием нелинейноэволюционирующих структур и высшими
проявлениями творческой интуиции человека»[11].
На базе
фундаментальных знаний быстро развиваются сформированные в недрах физики
микроэлектроника и наноэлектроника. Электроника - наука о взаимодействии электронов
с электромагнитными полями и о методах создания электронных приборов и
устройств, используемых для передачи информации. И если в начале XX в. на ее
основе было возможно создание электронных ламп, то с 50-х гг. развивается
твердотельная электроника (прежде всего полупроводниковая), а с 60-х гг. -
микроэлектроника на основе интегральных схем. Развитие последней идет в
направлении уменьшения размеров, содержащихся в интегральной схеме элементов
до миллиардной доли метра - нанометра (нм), с целью применения при создании
космических аппаратов и компьютерной техники.
Все чаще
объектами исследования становятся сложные, уникальные, исторически
развивающиеся системы, которые характеризуются открытостью и саморазвитием.
Среди них такие природные комплексы, в которые включен и сам человек - так
называемые «человекоразмерные комплексы»; медикобиологические, экологические,
биотехнологические объекты, системы «человек-машина», которые включают в себя
информационные системы и системы искусственного интеллекта и т. д. С такими
системами осложнено, а иногда и вообще невозможно экспериментирование. Изучение
их немыслимо без определения границ возможного вмешательства человека в
объект, что связано с решением ряда этических проблем.
Поэтому не
случайно на этапе постнеклассической науки преобладающей становится идея
синтеза научных знаний - стремление построить общенаучную картину мира на
основе принципа универсального эволюционизма, объединяющего в единое целое идеи
системного и эволюционного подходов. Концепция универсального эволюционизма
базируется на определенной совокупности знаний, полученных в рамках конкретных
научных дисциплин (биологии, геологии и т. д.) и вместе с тем включает в свой
состав ряд философско-мировоззренческих установок. Часто универсальный, или глобальный,
эволюционизм понимают как принцип, обеспечивающий экстраполяцию эволюционных
идей на все сферы действительности и рассмотрение неживой, живой и социальной
материи как единого универсального эволюционного процесса.
Системный подход
внес новое содержание в концепцию эволюционизма, создав возможность
рассмотрения систем как самоорганизующихся, носящих открытый характер. Как
отмечал академик Н. Н. Моисеев, все происходящее в мире можно представить как
отбор и существуют два типа механизмов, регулирующих его:
1) адаптационные,
под действием которых система не приобретает принципиально новых свойств;
2)
бифуркационные, связанные с радикальной перестройкой системы.
Моисеев предложил
принцип экономии энтропии, дающий «преимущества» сложным системам перед
простыми. Эволюция может быть представлена как переход от одного типа
самоорганизующейся системы к другой, более сложной. Идея принципа
универсального эволюционизма основана на трех важнейших концептуальных
направлениях в науке конца XX в.:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49
|