Другими словами,
«классический дарвинизм» не может объяснить направленность эволюции от высшего
к низшему, и в его paмках такая направленность постулируется на основании ряда
эмпирических данных палеонтологии. В то же время в данных палеонтологии
имеется много ''белых пятен", равно как и немало данных, не согласующихся
с дарвинистской схемой происхождения видов (литература по этой части вопроса
огромна). Противники дарвинизма имеют основания для его аргументированной
критики. При этом как уже отмечалось, ни одну естественноисторическую теорию невозможно
проверить экспериментально-практически (история уникальна и на каждом этапе, и
в целом - дважды она не "проигрывается").
Можно сказать,
что выводы апофатической теологии средневековья и выводы скептической, или
критической, философии Юма в Канта в отношении к вопросу познания
метафизических объектов (их трансцендентность, антиномичность и
человекоразмерность знании о них), сейчас вполне приложимы к естествознанию, поскольку
в его предметной сфере выявлено немало метафизических объектов (те объектов,
находящихся за пределами возможного опыта человека). Среди них, например
сингулярность «Самого начала» Вселенной, происхождение «сложности» в Природе,
микромир вне познающего субъекта, флуктуации в сложных диссипативных системах
и природа самоорганизации.
Вначале буду
предельно кратким и начну с резюме: при рассмотрении этого сложнейшего вопроса,
входящего в "неликвидный фонд'' нерешенных проблем философии, психологии,
социологии, биологии и г д - ни одна из известных наук, ни все науки в
совокупности пока близко не подошли (речь идет о "ренессансной науке»,
«эмпирико-рационалистической парадигме) к феномену сознания и целостному
'"Я".
Приведу
дополнительно только меткое замечание К. Г. Юнга по невозможности психологии,
если она претендует на то, чтобы быть наукой, выделить предмет своего
исследования: "Вопрос о субстанции предмета наблюдения возможен в
естественных науках только там где некая архимедова точка лежит вне его. Для
психики такой внешней отрадной точки не существует, потому что ведь только душа
может наблюдать душу. Вследствие этого познание психической субстанции
невозможно, по крайней мере, с нашими теперешними средствами». Далее, говоря
''насколько ничтожны все средства которая психология употребляет для доказательства
их (ее положений) значимости в научном смысле", - Юнг заключает
"Можно сетовать на такую неспособность науки, но этим нельзя заставить ее
прыгнуть выше головы".[113]
С научной точки
зрения невозможно решить вопрос о раздельности или единстве таких субстанций,
как тело, душа и дух. Одни, например ортодоксальные материалисты, видят только
одну телесно-материальную субстанцию и все остальное человеческое душа и дух
для них только свойства материи. Другие видят дуализм тела я души (или
интеллекта, как у Декарта). В христианстве первичен Дух Святой. Для Юнга дух -
это присутствие архетипа. Православный митрополит Антоний Сурожский говорит о
том, что душа есть явление, возникающее во взаимодействии духа и тела человека.
Для религии проблема духа, души и тела решена в соответствующей догматике, а
наука решить эту проблему не может, поскольку не может "прыгнуть выше
головы"
Все сказанное,
конечно, прямо относится и к познавательным пределам научной антропологии в
целом.
В отношении
возможностей познания и управления обществом есть вполне разумные скептические
соображения. Известна концепция "идеальных типов" М. Вебера,
проистекающая из теории познания Канта: человек структурирует свои знания о
внешнем мире на основе предписаний рассудка, априорных форм чувственности. У
М. Вебера общество описывается на основе концепции "идеальных типов".
На основании методологии, смыкающейся с философией, ограниченность предсказаний
будущего общества обосновывается в "Нищете историцизма".[114]
С ним в этом согласны и критики попперовской концепции.[115]
На основании методологии, смыкающейся с конкретным знанием по нелинейной
динамике сложных самоорганизующихся систем, обосновываются границы
возможностей управления обществом,[116] где утверждается, что
системой нельзя управлять сколь угодно долго, поскольку самоорганизующиеся
объекты должны иметь достаточную свободу для собственной реализации. Надо
заметить, что данные мысли, сформировавшиеся в сфере синергетики, созвучны
ранее высказанным философским размышлениям К. Ясперса, который так писал о
планировании общества как целого:
1. Наше знание
никогда не охватывает целое как таковое, но мы всегда находимся в нем.
2. Всякая
деятельность приводит к непреднамеренным и непредвиденным следствиям.
3. Планирование
допустимо в области механического и рационального, но не в области живого и
духовно разумного. Склонность прибегать к тотальному планированию и там, где
оно невозможно, проистекает из двух источников: из желания следовать примеру
техники и из соблазна мнимого тотального знания истории".[117]
В этом смысле
«Государство» Платона не улучшило и не ухудшило ход общественной истории.
Думаю, и без работ К. Маркса в России получилось бы то, что получилось, только
риторика и атрибутика были бы иные. Муссолини и Гитлер устроили бы то же самое,
что устроили без "помощи" Гегеля и Ницше. Интересно, что философы
часто подстраивают свои системы при всей претензии на истинность к
существующему политическому устройству: Аристотелю был "мил"
рабовладельческий строй, Гегелю - современная ему монархия.
В силу названного
обстоятельства человек "обречен" при исследовании общества на
применение познавательного принципа редукции - исследование свойств целого
только по свойствам его частей. Он не может использовать принцип целостности -
исследование свойств целого во взаимодействиях с другими целостными образованиями.
Он не может применить принцип контрредукции - исследование высших
метацелостных свойств целого как части более высокоорганизованной целостности.
Невозможность полного познания общества обуславливает невозможность
предсказания его изменений в будущем, равно как и предсказания изменений после
тех или иных искусственных воздействий на него.
Меньше всего в
вопросе познания общества как целого следует питать надежды на социологию.
Социология так же много может сказать об обществе, как, например, анатомия о
живом организме. Все методы социологии - это методы, основанные на принципе редукции,
т.е. познание целого (общества) совершается через исследование его частей
(анкетирование отдельных граждан, анализ отдельных явлений культуры,
общественных организаций и т. п.). Методологическая ограниченность метода
редукции хорошо обоснована.[118]
Наиболее сложные
объекты человеческого познания - человек* социальные и социоприродные системы.
В познании и управлении сложными системами такого рода неустранимы
односторонность и редукционизм - познание сложного через простое, целого через
части, системы через ее элементы. Неустранимы даже при осознании
методологических проблем соотношения принципов редукции, целостности и
контрредукции (о последнем принципе, сформулированном автором, см., например.
Неизбежность таких ограничений связана с непреодолимым объективным обстоятельством
- человек (Человечество в целом ) сам является частью познаваемой им
глобальной исторической (со связями между элементами во времени)
социоприродной системы. Любую систему, в которую человек включен как элемент,
он может реально исследовать только изнутри как в историческом аспекте -
неполнота знаний о прошлом и незавершенность будущего, так и в пространственном
аспекте - невозможность выйти за пределы системы, в которой он находится.
Дело также и в
том, что сколько бы человек ни получал знаний об общественном организме как
целом, как бы ни стремился к полному охвату, вся его деятельность в данном
направлении и все получаемые знания будут опять-таки всего лишь частью этой
системы. Эта система, кстати, включает в себя как элемент и систему научного
знания.
Таким образом,
мы, осознавая методологическую неполноту познания общества, социоприродных
систем, осознаем также и то, что преодолеть эту неполноту когда-нибудь
окончательно невозможно. Известное утверждение о том, что осознание границ означает
уже выход из них - пустой каламбур и софизм (мы знаем, что человеческий
организм не может существовать при температуре тела выше + 42 градусов, но от
этого не сможем преодолеть этот барьер, во всяком случае, при температуре выше
+ 70...80 градусов белки полностью денатурируются и жизнь прекращается).
Только философия
претендует на метафизические прорывы мысли, в которых философ стремится
подняться над обществом и созерцать его как целое. Вне зависимости от
результатов, сами по себе эти стремления героические.
Возможности
познания Мира коллективным разумом и предельные возможности его освоения
отдельным человеком в наше время все больше расходятся. Если даже рассматривать
исключительно фундаментальные научные знания, которые составляют необходимые
"кирпичики" миропонимания, то ни один современный, даже весьма
одаренный человек, не в состоянии ими овладеть. Он не может одновременно знать
физику элементарных частиц, космологию, теорию относительности и гравитации,
квантовую механику, электродинамику, неорганическую и органическую химию,
физическую химию и химическую физику, биофизическую химию, биохимию,
молекулярную биологию, цитологию, физиологию, ботанику, зоологию, геологию,
геохимию, биогеохимию, минералогию и т.д. Заметим, что в этом перечислении нет
ничего лишнего, все названные области знания - необходимые составляющие
естественнонаучной картины мира.
Вследствие этого
коллективный разум в наше время накапливает знания о мире, которые доступны
индивидуумам лишь в отдельных фрагментах. Другими словами, в узком окошке
доступной области познания стохастического мира (о чем мы говорили выше,
подразумевая, конечно, возможности коллективного разума) отдельному человеку открывается
лишь узкая щель. Словом, "научная картина мира", о которой так много
говорят, во всем своем облике не известна ни одному человеку. Отсюда и
следствие: падение интереса к науке как к духовной ценности, удовлетворяющей
потребность миропонимания. Такова реальность при нахождении на позициях
"чистого" сциентизма-материализма. Ситуация, конечно, выглядит
совершенно иначе при многих других мировоззрениях. Поэтому не только
религиозные, но и философские учения, допускающие возможность для человека
источников знания дополнительных к эмпирико-рационалистическим, например,
априорно-трансцендентных или откровений - психологически благоприятны для
человеческого существования.
Замечу сразу, что
тенденции интеграции и синтеза различных областей научного знания не делают его
более компактным и однородным, поскольку эта тенденция идет параллельно
экспоненциальному росту научного знания. Это с одной стороны. С другой,
появление новой пограничной дисциплины не приводит к исчезновению
"материнских".
Проблема информационной
перегрузки человека постепенно осознается, но от этого не становится легче. В
ключе обсуждения названных проблем полезно привести слова П. Флоренского, который
писал: "Содержание науки чужой специальности давно уже стало недоступным
не просто культурному человеку, но и специалисту-соседу", - и далее:
"Культура есть среда, растящая и питающая личность, но, если личность в
этой среде задыхается, то не свидетельствует ли такое положение вещей о
каком-то коренном "не так" культурной жизни? Культура есть язык,
объединяющий человечество, но разве мы не находимся в Вавилонском смешении языков,
когда никто никого не понимает и каждая речь служит только для того, чтобы
окончательно удовлетворять и закрепить это отчуждение? (речь о профессиональных
языках различных наук)" [Флоренский. 1990, с. 346].
При рассмотрении
такой обширной проблемы необходимо в первую очередь структурировать область
анализа. Ниже будет раздернут план изложения и анализа вопроса на основании
следующих точек зрения гносеологической, эпистемологической, онтологической,
этической психологической и исторической
В это части мы
обращаемся к традиционной проблеме соотношения «веры и знания». Несмотря на
почтенный возраст этой проблемы, сформулирована она некорректно, в ней мы не
найдем подразумеваемой дихотомии научно-философских и религиозных учений.
Кроме того, стоит заметить, что вера в Бога сама по себе еще не есть
религиозность, как известно, бесы тоже веруют и трепещут Религиозность
предполагает не только веру в существование Бога, но и любовь к нему и
следование его заветам.
Анализ научных,
философских и религиозных учений показывает, что «вера» как недоказуемое
рационально-эмпирическим путем знание (убеждения, постулаты аксиомы) и «знание»
как доказуемое рационально-эмпирическим путем знание присутствуют во всех трех
формах учений о природе и человеке.
Действительно» с
одной стороны, даже такие исконно научные области знания как математика и
естественные науки в своих основаниях покоятся на постулатах и аксиомах
Шопенгауэр верно заметил, что не истина нуждается в доказательствах, а
доказательства нуждаются в недоказуемых истинах. С другой стороны, религиозные
богословские, или теологические, учения основаны в заметной части на
результатах исследований исторической науки, лингвистике, логике, герменевтике
и философии. На логико-философском уровне создавались варианты решения
теологических проблем природы добра и зла, теодицеи, доказательств бытия Бога,
Святой Троицы.
Здесь также
целесообразно вспомнить и о варианте демаркаций, но не противопоставления
религиозных и научно философских знаний в учении о двойственной истине
Ибн-Рушда Ибн-Рушд считал, что не следует сводить воедино эти различные области
миропонимания, но следует признавать их каждое в своей сфере. При этом сам
Ибн-Рушд похоже предпочтение отдавал истинам, выводимым на основании логики Аристотеля.
Так он писал в труде «Рассуждение, выносящее решение относительно связи между
философией и рели! ней», что если силлогизм приходит в противоречие с
религиозным учением, то в этом случае требуется аллегорическое толкование
религиозного учения
Далее с одной
стороны Бoг непознаваем во всей своей полноте Абсолютного бытия Протагор
говорил «О богах ничего не могу сказать - и вопрос темен, и жизнь коротка». Но
это не только позиция сомневающихся или атеистов, то же утверждает и
апофатическая теология. С другой стороны непознаваемы во всей полноте природа и
человек в рамках атеистического научного мировоззрения (о пределах
рационально-эмпирического познания природы и человека.
Существенно
отметить также что важная область философской теории познания - герменевтика
(учение о познании смысла текстов) и зародилась, и сформировалась в недрах религиозной
философской мысли патристики и средневековья в результате синтеза
философско-научных знаний, особенно логики Аристотеля и теологии. В итоге,
герменевтика сформировалась как научно-философское знание со всеми атрибутами
системности и преемственности по линии Шлейермахер, Дильтей - в XIX в и Гадамер, Хабермас и др., - в XX
в. В этой части следует отметить, что для теологии более полезны не столько
философские учения близкие к теологии по своей онтологии, сколько философские
учения с развитой методологией построения, деконструкции и анализа понятийных
систем.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49
|