Принципиальному
переосмыслению подвергается и эксперимент, который считается наиболее
характерной чертой классической науки, но не может быть применен в языкознании,
истории, астрономии - по этическим соображениям - в медицине. Часто говорят о
мысленном эксперименте как проекте некоторой деятельности, основанной на
теоретической концепции. Он предполагает работу с некоторыми идеальными
конструктами, а следовательно, он уже не столько приписан к ведомству
эмпирического, сколько являет собой средство теоретического уровня движения
мысли. В современную методологию вводится понятие «нестрогое мышление»,
которое обнаруживает возможность эвристического использования всех доселе
заявивших о себе способов освоения материала. Оно открывает возможность
«мозгового штурма», где объект будет подвергнут мыслительному препарированию с
целью получения панорамного знания о нем и панорамного видения результатов его
функционирования.
Поскольку
современная научная теория наряду с аксиоматическим базисом и логикой
использует также и интуицию, то методология реагирует на это признанием роли
интуитивного суждения. Тем самым сокращается разрыв между гуманитарными и
естественными науками. Достижения же компьютерной революции, в которых ученый
во все более возрастающей степени освобождается от рутинных
формально-логических операций и передает их машине, позволяет открыть новые
возможности для творчества. Благодаря этому происходит расширение поля
исследуемых объектов и процессов, нестандартных решений и нетрадиционных
подходов.
Выделяется
несколько сущностных черт, характеризующих «методологические новации».
v во-первых, это усиление роли
междисциплинарного комплекса программ в изучении объектов;
v во-вторых, укрепление
парадигмы целостности и интегративности, осознание необходимости глобального
всестороннего взгляда на мир;
v в-третьих, широкое внедрение
идей и методов синергетики, стихийно-спонтанного структурогенеза;
v в-четвертых, выдвижение на
передовые позиции нового понятийного и категориального аппарата, отображающего
постнеклассическую стадию эволюции научной картины мира, его нестабильность,
неопределенность и хаосомность;
v в-пятых, внедрение в научное
исследование темпорального фактора и многоальтернативной, ветвящейся графики
прогностики;
v в-шестых, изменение
содержания категорий «объективности» и «субъективности», сближение методов
естественных и социальных наук,
v в-седьмых, усиление значения
нетрадиционных средств и методов исследования, граничащих со сферой
внерационального постижения действительности.
Не все
перечисленные определения могут претендовать на роль индикаторов
«методологических новаций» Не все их них свободны от внутренней
противоречивости самой формулировки. Однако уже сама фиксация факта
«методологической новаторики» весьма и весьма значима. При ее характеристике в
глаза бросается практическая потребность в методологическом обеспечении,
которую испытывают не только ученые, но и практические работники,
специалисты-профессионалы всех типов. Сегодня все чаще говорят об уровне
методологической культуры общества Лица, принимающие решения, не хотят
действовать путем проб и ошибок, а предпочитают методологическое обеспечение
предполагаемого результата и выявление спектра способов его достижения. К
способам получения этого результата, хотя он и находится в области прогноза и
предписания, тем не менее предъявляют требования научной обоснованности.
Методологическая культура репрезентируется методологическим сознанием ученого
и превращается в фактор его деятельности, органично вплетается в
познавательный процесс, усиливает его методологическую вооруженность и
эффективность.
Принципиально
инновационным оказывается стремление современной методологии к осознанию постаналитического
способа мышления. С одной стороны, оно связано со стремлением к
историко-критической реконструкции теории (и здесь перекрываются сразу три
сферы анализа: сфера исторического, критического и теоретического). С другой -
оно предполагает учет отношений, а быть может, и зависимости теории и
политики. Постаналитическое мышление не ограничивается блужданием в лабиринте
лингвистического анализа. Его интересы простираются от эстетики до философии
истории и политики. Постаналитизм решительно отказывается от ограничений
аналитической философии, связанных с ее принципиальной склонностью к
формализованным структурам и игнорированием историко-литературных форм
образованности «континентальной мысли. Постаналитизм словно заглядывает за
аналитический горизонт и в наборе новых референтов видит все многообразие
современной действительности и тех отношений, которые просятся быть
распознанными, став объектом исследования методологической мысли. Это претензия
на некий синтез дисциплинарного и гуманистического словарей, на укоренение
эпистемологии в социальной онтологии.
Взгляд на
современную методологию будет неполон, если не обратить внимания на
существование своего рода «методологических барьеров». И когда
утвердившаяся научная парадигма сниспосылает всем научным сообществам
стереотипизированные стандарты и образцы исследования, в этом можно различить
следы методологической экспансии. Существует множество примеров того» как
ученые переступают «методологические барьеры». Так, конвенциализм А. Пуанкаре
прямо подсказывает рецепт, состоящий в принятии конвенций - соглашений между
учеными. Им надо просто договориться, другое дело, что этот процесс не так
прост и легок, как кажется. Наиболее типичны для ученого мира именно споры,
полемика, столкновения противоположных точек зрения и позиций.
К
методологическим барьерам относится и существующий механизм методологической
инерции, когда переход на использование новой методологической стратегии
оказывается довольно болезненной для исследователя процедурой. Например,
вытеснение детерминизма индетерминизмом, необходимости - вероятностью,
прогнозируемое - непредсказуемостью, диалектического материализма -
синергетикой и т. д. и по сей день неоднозначно оценивается различными представителями
научного сообщества. Здесь возникает дополнительная проблема относительно
того, может ли ученый сознательно преодолевать предрасположенность к
определенному методу или методам познания, насколько инвариантен его стиль и
способ мышления при решении познавательных задач.
Множественность
методологий обнажает проблему единства методологических сценариев в рамках той
или иной методологической стратегии, в отличие от поставленной в рамках
философии науки проблемы единства научного знания. Методологи могут быть заняты
уточнением понятийного аппарата и методов, а также эмпирического содержания
уже установленных теоретических конструкций, могут погрузиться в разработку
приложения конкретных методологических схем к тем или иным ситуациям, могут
анализировать логику известных общих решений. Все это говорит о пестроте
методологических устремлений. Приоритетным для переднего края современной
методологии является принятие теоретико-вероятностного стиля мышления,
в контексте которого мышление, не признающее идею случайности и
альтернативности, является примитивным.
Для современной
методологии, как и в прежние времена, весьма остра проблема экспликации
эмпирического и теоретического. Развитие научного познания показало,
что изменения в теоретическом аппарате могут совершаться и без непосредственной
стимуляции со стороны эмпирии. Более того, теории могут стимулировать
эмпирические исследования, подсказывать им, где искать, что наблюдать и
фиксировать. Это в свою очередь показывает, что не всегда эмпирический уровень
исследования обладает безусловной первичностью, иначе говоря, его первичность
и базисность не является необходимым и обязательным признаком развития
научного знания.
Но вопрос о том,
можно ли свести теоретический и эмпирический уровни познания к соотношению
чувственного и рационального, тоже не решается однозначно положительно. И как
бы такое сведение ни было заманчивым своей простотой и элементарностью,
размышляющий читатель, скорее всего склонится в пользу «нельзя». Теоретический
уровень нельзя свести только к рациональному способу миропостижения, точно так
же, как нельзя свести эмпирический уровень только к чувственному, потому что на
обоих уровнях познания присутствуют и мышление, и чувства. Взаимодействие,
единство чувственного и рационального имеет место на обоих уровнях познания с
различной мерой преобладания. Описание данных восприятия, фиксация результатов
наблюдения, т. е. все то, что относится к эмпирическому уровню, нельзя
представить как чисто чувственную деятельность. Оно нуждается в определенном
теоретически нагруженном языке, в конкретных категориях, понятиях и принципах.
Получение результатов на теоретическом уровне не есть прерогатива сугубо
рациональной сферы. Восприятие чертежей, графиков, схем предполагает
чувственную деятельность; особо значимыми оказываются процессы воображения.
Поэтому подмена категорий теоретическое -мыслительное (рациональное)
эмпирическое - чувственное (сенситивное) неправомерно.
Привлекающий
определенной ясностью в решении проблемы различения методологии гуманитарного
и естественнонаучного знания оказывается подход, предложенный Г. X. фон
Вригтом. Используя существующие традиции в философии науки - аристотелевскую и
галилеевскую, - он предлагает первую связать с телеономией, а вторую - с
каузальностью. Причем телеономия и телеокомическое создает эффект понимания,
каузальность и каузальное - эффект объяснения. Особенно важно то, что
телеономическое связывается с гуманитарными науками, а каузальное - с естественными.
И в том и в другом случае имеет место номос - закон, но комические
(установленные законом) отношения проявляются по-разному. Каузальное объяснение
обычно указывает на прошлое: «Это произошло, потому что (раньше) произошло
то», - типическая языковая конструкция таких объяснений. Таким образом, в них
предполагается комическая связь между причинным фактором и фактором-следствием.
В простейшем случае это отношение достаточной обусловленности.
Телеологические
объяснения указывают на будущее: «Это случилось для того, чтобы произошло то».
В отличие от каузального объяснения допущение комической связи включено в
телеологическое объяснение более сложным образом, так сказать, косвенно.
Например, утверждая, что «он бежит для того, чтобы успеть на поезд», я тем
самым указываю, что этот человек считает при данных обстоятельствах необходимым
и, может быть, достаточным бежать, если он хочет попасть на станцию до отхода
поезда. Его убеждение может оказаться ошибочным. Независимо от этого мое
объяснение его действия может быть правильным[104].
Телеологические
рассуждения всегда были связаны с признанием цели - «того, ради чего» (по
определению Аристотеля). Следовательно, телеономность методологии гуманитарного
знания имеет в виду цель и направленность отражательного процесса, его
какую-то финальную конструкцию, а не просто факт регистрации происходящего.
Исходя из предложенного подхода, даже если признать, что история не имеет
цели, ее отражение с намерением постижения ей эту цель предписывает. Оно
постоянно пытается ответить на вопрос «Для чего?». Поэтому можно сделать вывод,
что методология гуманитарного познания человекосоразмерна, она
строится с расчетом включения в себя целей и смыслов человеческой деятельности.
Человек, с его желаниями, стремлениями и «свободной волей», становится
необходимым и направляющим компонентом методологии научного познания. Ведь не
зря конечная причина - causa finalis - бытия была всегда соединена с
целью.
В философии и
методологии науки производятся рациональные реконструкции структуры и роста
научного знания, выявляются принципы способы, методы, формы познавательной
деятельности. Насколько могут быть полны и достоверны такие реконструкции?
Их неполнота уже
в том, что генезис научного знания происходит не только в результате осознанной
эмпирико-рациональной деятельности человека, хотя философия и методология науки
стремятся к полной рационализации понимания феномена науки. По этом поводу
Уайтхед отмечал "Антирационализм науки частично оправдан как средство
сохранения ее методологии, в некотором смысле это всего лишь иррациональный
предрассудок» [Уайтхед, 1990, с 253], - и далее " методология мышления
требует ограничения области абстрактного В соответствии с этим подлинный
рационализм должен всегда выходить за свои пределы и черпать вдохновение,
возвращаясь к конкретному. Самодовольный рационализм является, таким образом,
одной из форм антирационализма. Он означает остановку мышления на определенном
ряде абстракции. Именно так обстоит дело в науке" [Там же, с. 263].
Теперь стоит
сказать об информативности эмпирического материала, используемого философом и
методологом науки. Что ему доступно для анализа? Представим себе упрощенную
схему) развертывания связки "природа - человеческое знание"
природный объект - познающий природу субъект - творческий подсознательный и сознательный,
рациональный и иррациональный интеллектуальный процесс - генерация явной идеи -
теоретическая «обработка» идеи - презентация нового знания в оригинальной
научной публикации или сообщении (первичный источник) - пересказ нового знания
в специальной научной монографии или обзоре - пересказ в историко-научной
работе - пересказ в учебнике - пересказ в популярном издании - пересказ в
массовых изданиях типа "отрывных календарей" и т. п. Чем же
«питаются» философы и методологи науки"? В самых лучших и редких случаях
они добираются до первоисточника, но первоисточник - это не описание генезиса
идеи ab initio, а рафинированное представление знания, «причесанное» согласно идеалам,
нормам, предпочтениям и т.п. автора. Более того, даже искренняя убежденность
автора идеи в тех или иных ее истоках может быть обманчивой. Каждый человек по
своему опыту знает, что он не всегда осознает, когда и в связи с какими
обстоятельствами у него впервые возникла та или иная идея, а что касается
подсознательных процессов, то они не могут осознаваться по определению. Известные
анекдоты о провокации нового знания видом падающего яблока (всемирное
тяготение) или явившейся во сне свернутой в клубок змеи (бензольное кольцо)
любопытны, но и не более того.
В данном
контексте необходимо обсуждать логику в узком смысле как наук о формах
рассудочного мышления, а не как методологию научного познания. Поскольку задача
познавательных возможностей логических систем в тех или иных сферах
человеческого познания чрезвычайно обширна, мы ограничимся только принципиальными
замечаниями. Для краткости процитируем Г. Ф. фон Вригта "Кант быт первый,
кто употребил термин «формальная» по отношению к аристотелевой и
схоластической логике. Логика изучает структурные аспекты силлогистических
рассуждений, которые мы называем аргументацией, выводом или доказательством.
Она дает правила суждения о корректности перехода от посылок к заключениям, но
не правила суждения об истинности самих посылок и заключений. Это придает
логике формальный характер, и именно это имели в виду Кант и Гегель, когда
жаловались на "пустоту" предмета и отсутствие содержания"
[Вриг, 1992, с. 81] Хотя это замечание относится к формальной традиционной
логике аристотелевского типа в принципе оно справедливо для любой логической
системы. Любая логика способна продуцировать новые формы суждений без
приращения содержания сверх того, что есть в смыслах исходных посылок. Логика -
это вариации на темы условно принятых в посылках истин. Не более.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49
|