Проведение
инвентаризации обязательно:
- при передаче
имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного
или муниципального унитарного предприятия;
- перед
составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- при смене
материально ответственных лиц;
- при выявлении
фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае
стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных
экстремальными условиями;
- при
реорганизации или ликвидации организации;
- в других
случаях, предусмотренных законодательством Российской федерации.
Выявленные при
инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными
бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем
порядке:
а) излишек
имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты
организации, а у бюджетной организации - на увеличение финансирования (фондов);
б) недостача
имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки
производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные
лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи
имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у
бюджетной организации - на уменьшение финансирования (фондов).
Все организации
обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета
бухгалтерскую отчетность. Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением
отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений)
и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности
и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ,
услуг), состоит из:
а) бухгалтерского
баланса;
б) отчета о
прибылях и убытках;
в) приложений к
ним, предусмотренных нормативными актами;
г) аудиторского
заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации,
если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
д) пояснительной записки.
Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется
Министерством финансов Российской федерации.
Отчетным годом
для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря
включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается
период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего
года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего
года. Данные о хозяйственных операциях, проведенных до государственной регистрации
организаций, включаются в их бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год.
Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется
нарастающим итогом с начала отчетного года.
Все организации,
за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в
соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации
или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной
статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные
предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять
государственным имуществом.
Другим органам
исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется
в соответствии с законодательством Российской федерации.
Бюджетные организации
представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность
вышестоящему органу в установленные им сроки.
Общественные
организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие
предпринимательской деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества
оборотов по реализации товаров (работ, услуг), представляют бухгалтерскую отчетность
только один раз в год по итогам отчетного года в упрощенном составе:
а) бухгалтерский
баланс;
б) отчет о
прибылях и убытках;
в) отчет о целевом
использовании полученных средств. 5. Бухгалтерская отчетность может быть
представлена пользователю организацией непосредственно или передана через ее
представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или
передана по телекоммуникационным каналам связи.
Акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации,
страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет
частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать
годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 30 июня года, следующего за
отчетным.
Пенсионный фонд Российской федерации. Фонд социального страхования Российской
федерации и их представительства и филиалы на территории субъектов Российской
Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и
территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также в
случаях, установленных федеральными законами, иные организации обязаны
публиковать квартальную бухгалтерскую отчетность.
Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в
газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо
распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих
бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам
государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления
заинтересованным пользователям.
Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры
бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых
в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не
менее пяти лет. Ответственность за организацию хранения учетных документов,
регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.
Ответственность за нарушения законодательства
Российской Федерации о бухгалтерском учете:
Руководители
организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского
учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном
законодательством Российской федерации и нормативными актами органов,
осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской
отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к
административной или уголовной ответственности в соответствии с
законодательством Российской федерации.
Основные
нормативные документы:
5.
Положение
по бухгалтерскому учету «Доходы организации». ПБУ 9/99. Утверждено приказом
Минфина РФ от 06.05.99 г. № 32н. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы
организации». ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.ЭДг. № ЗЗн.
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99.
Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07,99 г. № 43н.
6.
«О формах
бухгалтерской отчетности организаций». Приказ Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н.
7.
Методические
указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены
приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. №49.
8.
«О
порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций».
Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам от 15.06.2000 г. № 62.
Для обобщения
информации об операционных доходах и расходах используют счет 91 «Прочие доходы
и расходы». К этому, счету могут быть открыты субсчета:
91-1 «Прочие
доходы»;
91-2 «Прочие расходы»;
91-9 «Сальдо прочих доходов и
расходов».
На субсчете 91-1
«Прочие доходы»
учитывают поступления активов, признаваемых прочими доходами (за исключением
чрезвычайных).
На субсчете 91-2
«Прочие расходы»
учитывают операционные расходы, признаваемые прочими расходами (за исключением
чрезвычайных).
Субсчет 91-9
«Сальдо прочих доходов и расходов» используется для выявления сальдо прочих доходов и расходов
за отчетный месяц.
Записи по
субсчетам 91-1 и 91-2 производят накопительно в течение отчетного года.
Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету 91-1 и кредитового
оборота по субсчету 91-2 определяется сальдо прочих доходов и расходов. Это
сальдо ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 91 -9 на
счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, на отчетную дату счет 91 «Прочие
доходы и расходы» сальдо не имеет.
По окончании
отчетного года субсчета 91-1 и 91-2 закрываются внутренними записями на субсчет
91-9.
Учет
операционных доходов и расходов
В соответствии с
ПБУ 9/99 операционными доходами и расходами являются:
• поступления и расходы, связанные с
предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование)
активов организации;
• поступления и расходы, связанные с
предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения,
промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
• поступления и расходы, связанные с
участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные
доходы по ценным бумагам);
• прибыль или убыток, полученные
организацией в результате совместной деятельности (по договору простого
товарищества);
• поступления и расходы от продажи
основных средств и иных активов/отличных от денежных средств (кроме иностранной
валюты), продукции, товаров;
• проценты, полученные и уплаченные
за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты
за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в
этом банке;
• отчисления в оценочные резервы;
• прочие
операционные доходы и расходы.
Основную часть
операционных доходов и расходов составляют доходы и расходы от выбытия
имущества (кроме продажи готовой продукции (работ, услуг и товаров) и от
участия в других организациях (поступления и расходы, связанные с
предоставлением за плату во временное пользование активов организации, прав,
возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов
интеллектуальной собственности, поступления и расходы, связанные с участием в
уставных капиталах других организаций, прибыль или убыток от участия в
совместной деятельности).
При выбытии амортизируемого имущества вследствие продажи, списания в
связи с окончанием срока полезного использования и по " другим причинам,
безвозмездной передачи сумму амортизации основных фондов и нематериальных
активов списывают в дебет счетов 02 «Амортизация основных средств», 05
«Амортизация нематериальных активов» с кредита счетов 01 «Основные средства» и
04 «Нематериальные активы». Остаточную стоимость основных средств и нематериальных
активов списывают с кредита счетов 01 и 04 в дебет счета 91 «Прочие доходы и
расходы». В дебет счета 91 списывают также все расходы, связанные с выбытием
амортизируемого имущества (включая НДС по проданному имуществу).
При выбытии
материалов и другого неамортизируемого имущества вследствие продажи, списания в
связи с порчей, безвозмездной передачи их стоимость списывают в дебет счета 91.
Сумму задолженности покупателей за проданное имущество отражают по дебету счета
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 91.
При осуществлении
операций по вкладам в уставные капиталы других организаций и по вкладам
участников простого товарищества в общее имущество товарищей неденежными
средствами обычно возникает разница между стоимостью передаваемого имущества и
согласованной оценкой вклада. Эта разница отражается в зависимости от ее
значения по кредиту или дебету счета 91 (превышение согласованной стоимости над
учетной отражается по дебету счета 58 «Финансовые вложения» и кредиту счета 91;
обратное соотношение — по дебету счета 91 и кредиту счета 58).
Доходы от участия в других
организациях можно учитывать:
по фактическому поступлению денежных
средств;
по предварительному начислению
доходов и записи на счетах;
При первом варианте по мере
поступления денежных средств дебетуют счета 50, 51, 52, 55 и кредитуют счет 91
«Прочие доходы и расходы».
При втором варианте начисленные
доходы оформляют следующей бухгалтерской записью:
дебет счета 76 «Расчеты с разными
дебиторами и кредиторами» (на сумму доходов от вкладов в уставный капитал
других организаций, арендной платы и дивидендов);
кредит счета 91 «Прочие доходы и
расходы» (на всю сумму начисленных доходов).
Поступившие
платежи по доходам отражают по дебету счетов учета денежных средств (50,'51,52,
55) и кредиту счета 76.
Проценты,
полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, оформляют
бухгалтерскими записями в том же порядке, как и доходы от участия в других
организациях. Проценты, уплаченные за предоставление в пользование денежных
средств организации, обычно списывают в дебет счета 91 «Прочие доходы и
расходы» с кредита счетов учета денежных средств.
Отчисления в
оценочные резервы (под снижение стоимости материальных ценностей, под
обеспечение вложений в ценные бумаги, по сомнительным долгам) отражают по
дебету счета 91 и кредиту счетов 14 «Резервы на снижение стоимости материальных
ценностей», 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги» и 63 «Резервы
по сомнительным долгам»; Неиспользованные резервы в периоде, следующем за периодом
их создания, списывают в дебет счетов 14, 59 и 63 с кредита счета 91.
Аудиторские процедуры:
Предмет проверки: отражение на счете 99
реально полученных прибылей и убытков.
Аудиторские
процедуры:
1) проверка того,
что:
- в организации ведется раздельный
учет прибыли (убытка), полученной (полученного) в результате осуществления операционной
деятельности;
- аналитический
учет по счету 99 «Прибыли и убытки» позволяет получить следующие группировки
данных, необходимых для составления финансовой отчетности в соответствии с
установленными требованиями;
2) проверка
правильности отражения на счете 99 «Прибыли и убытки» реализации активов (например,
«Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в
иностранной валюте» и др.);
3) проверка
включения в состав прибыли отчетного периода прибыли (убытка), выявленной в
отчетном периоде, но относящейся к прошлым периодам;
4) проверка
правильности учета курсовых разниц (использовать результаты проверки по разделу
«Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в
иностранной валюте»);
5) оценка
правильности отражения в учете доходов по ценным бумагам и прочим финансовым
вложениям (использовать результаты проверки по разделу «Финансовые вложения»).
Утверждено
приказом Минфина РФ от 6 июля 1999г.№43н
Общие положения
ПБУ 4/99
устанавливает состав, содержание и методические основы формирования
бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству
Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций.
Настоящее Положение применяется Министерством финансов Российской Федерации при
установлении:
- типовых форм
бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке составления отчетности;
- упрощенного
порядка формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства
и некоммерческих организаций;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47
|