С другой стороны,
косвенным путём — через налоги, льготы, региональные заказы и т. п. — можно
влиять на деятельность тех внешнеторговых посредников, которые находятся на
территории региона, и тем самым усиливать нужные пропорции в развитии местного
рынка товаров и услуг. Все дело в соответствии прямых и косвенных методов
воздействия на деятельность внешнеторговых посредников, расположенных как на
территории данного региона, так и за его пределами. Это соотношение в нынешних
условиях наличия противоречий и неурегулированности во взаимоотношениях федеральных, региональных и
муниципальных структур управления не является заданным "сверху", а
устанавливается опытным путем через экономическую практику в зависимости от
активности, настойчивости и целеустремленности действий региональной власти.
Общепринято, что
региональный менеджмент возникает в России в условиях, когда планово-директивные
методы управления региональным хозяйством разрушены, а рыночные ещё находятся
в процессе формирования, когда на смену государственной отраслевой системе
управления экономикой приходят на основе разгосударствления собственности новые
партнерские отношения в системе “субъект Федерации —
основное производственное звено", "субъект Федерации —
муниципалитет" и т. п.
В новых условиях
меняются регулирующая и стимулирующая функции субъектов регионального
управления, которые, с одной стороны, поощряют любое предпринимательство (посредничество
— прежде всего, вид предпринимательства), стимулируя субъекты хозяйствования
этой сферы деятельности, с другой - вынуждены формировать механизм
взаимодействия с предприятиями и организациями всех форм собственности на
взаимовыгодных условиях юридически равных партнеров.
Вышеперечисленное полностью относится к управлению внешнеэкономической
сферой, превратившуюся из государственной отраслевой системы управления в
двухуровневую систему, на которую в меру своей компетенции воздействуют и
центр, и регионы.
Какие факты сегодня способствуют тому, что удельный вес
регионального менеджмента в управлении BЭД возрастает?
Во-первых, это
ориентация региона на решение социальных проблем, на воспроизводство условий,
обеспечивающих высокое качество и высокий уровень жизнедеятельности человека
как наивысшей ценности общества.
Во-вторых,
формирование организационно-экономических условий для реализации всеми
хозяйствующими субъектами региона принципов экономической свободы и хозяйственной
самостоятельности.
В-третьих,
ориентация создаваемой коммерческой инфраструктуры региона на спрос и
потребности местного рынка, на запросы внутри- и внерегиональных потребителей и
переориентация существующей производственной инфраструктуры
региона (самый болезненный для региональных властей вопрос) на выпуск тех
видов продукции, которые пользуются спросом на
межрегиональном и зарубежных рынках и могут способствовать финансовой
самостоятельности региона, исполнению регионального бюджета.
Существует еще
ряд факторов, которые способствуют тому, что внешнеэкономическая деятельность,
деятельность внешнеторговых посредников под влиянием общих тенденций развития
рыночных инфраструктур национальной экономики все более становится объектом
регионального менеджмента.
Мы
согласны с позицией тех авторов, которые, рассматривая становление научных
основ регионального менеджмента в нашей стране, отмечают, что, хотя зарубежный
опыт и полезен для анализа нашего собственного опыта и практики, он
малопригоден к специфике территориальной организации России с ее огромными
пространствами, многообразием природно-климатических, национальных и
исторических особенностей.[47]
Поэтому слепого копирования отечественным региональным менеджментом механизмов
регулирования ВЭД на уровне регионов в странах с развитой рыночной экономикой
следует, естественно, избегать. Необходимо выработать собственные механизмы,
методы и средства воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов в области
BЭД на уровне регионов, адекватные целям
и задачам обеспечения наиболее эффективного регионального развития.
В то же время
сравнение с зарубежным опытом позволяет более выпукло очертить круг
предстоящих управленческих задач и способов их решения. Это относится, например,
к проблеме оптимизации федеральных и региональных структур управления. Эта
проблема остро дискутировалась в период подготовки и принятия новой Конституции
РФ (1993 г.) и введения новой системы местного самоуправления в России (1995
г.).[48]
На основе подхода, предложенного в сборнике "Оптимизация
федеральных и региональных структур управления" (М.,1993), составим таблицу 1, иллюстрирующую
динамику объема (полноты) реализации функций различными субъектами управления в
странах с разным типом государственного устройства, введя новую строчку по
посреднической функции.
Из таблицы видно,
что объем функций центра и регионов при переходе к
смешанной экономике и развитому местному
самоуправлению меняется практически по всем отраслям народного хозяйства, в т. ч. и во внешнеэкономической сфере. Распределение
объемов функций центра и регионов всегда было
актуально для России. Проблема разграничения функций остро стояла и в условиях
планово-директивной системы управления
Таблица
1.
|
Финансы и налоговая политика
|
+++
|
—
|
—
|
++
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34
|