Функция
контроля за экспортно-импортными потоками товаров, идущими через регион, не
выполняется в полной мере и тогда, когда предприятия-экспортеры региона
реализуют свою продукцию на внешнем рынке не через собственные сбытовые отделы,
не через посредников, расположенных в регионе или созданных предприятием, а
через посредников, которых назначает новый собственник предприятия,
расположенный за пределами данного региона.
В Российской Федерации пока не сложилась система учета и
регистрации внешнеторговых сделок, совершаемых в конкретных регионах не
юридическими лицами при том что сегодня на них приходится почти половина импорта
продовольствия и до двух третей отдельных групп товаров народного потребления,
реализуемых на местных вещевых и продовольственных рынках во всех 89 субъектах
Российской Федерации.
Как показывает
коммерческая практика, именно эти категории участников внешнеторговых
сделок, в подавляющем большинстве своем фактически выступающих
в роли посредников (ввозят и вывозят товар ради получения коммерческой
прибыли, а не для производственных нужд), более всего склонны утаивать
подлинные объемы своей внешнеторговой деятельности, уклоняться
от таможенно-тарифных платежей, от налогообложения своей деятельности
в полном объеме.
Как уже отмечалось,
органы государственной статистики не располагают данными о масштабах
“челночной торговли”, нет таких данных ни в новом Министерстве
торговли РФ, ни в Таможенном комитете. Все, что относится к неорганизованной
торговле в России, оценивается по ориентировочным данным.
Эксперты считают,
что на “челночную торговлю” в 1996 году приходилось три четверти
закупок за рубежом товаров народного
потребления — это примерно на 6 млрд. долларов. Более чем на 1,3 млрд.
долларов “челноки” экспортировали за рубеж различных товаров.
Челночный бизнес переживает сейчас период значительного спада,
который особенно усилился в результате августовского (1998 г.) кризиса. Пройдя
пик своего расцвета в 1992 — 1993 годах до введения таможенных пошлин,
челночество затем пошло на спад. Если в начальный период “челнок”
на китайских кроссовках или турецких куртках мог добиться 300 — 400 процентов
прибыли, что сейчас — всего лишь 10 — 30 процентов[96]. Это связано не только с
тем, что российский рынок при падающей покупательской способности
населения достаточно насыщен импортными товарами, но, прежде
всего с тем, что “челночный” бизнес стал контролироваться мафией,
стал способом отмывания денежных средств, полученных незаконным путем.
Мафия, финансируя “челноков”, не позволяет им обогащаться и делает
это для того, чтобы они не вздумали работать только на себя, как это было
в первые годы коммерческого туризма[97].
Потеряв на начальном
этапе либерализации внешней торговли контроль над “челночным”
импортом, правительство в 1996 году попыталось обложить налогом
тех, кто привозит из-за рубежа багаж свыше 50 кг (сейчас норма провоза
— 200 кг). Но, встретив серьезное сопротивление, организованное через
политические структуры и контролируемые криминальными структурами средства массовой
информации, отступило от задуманных мер. С тех пор правительство больше не
предпринимало мер, регулирующих коммерческий туризм.
На уровне регионов
проблема “челночного” импорта оборачивается целым рядом своих
особенностей. Речь идет о невозможности проконтролировать продажу
этих импортных товаров, так как на вещевых рынках отсутствуют кассовые аппараты. Сколько продано товара за день, на
какую сумму — никто не знает. А значит, и полностью собрать налоги теперь
уже в местный бюджет затруднительно. Это во-первых. А во-вторых, большинство
“челноков”, осуществляющих поездки за импортом, сами этот товар
уже не реализуют. Для этого у них просто не остается времени. Значит,
происходит наем вне рамок существующего законодательства продавцов
для работы в палатках и магазинчиках на вещевых рынках России. Отдельные
“челноки” из шубников и кожников (т. е. ввозящих меховые и кожаные
изделия) имеют до десятка торговых точек: павильонов, палаток, лотков,
и с точки зрения закона что-то инкриминировать им нельзя — они прикрываются
статусом индивидуального предпринимателя без образования юридического
лица.
Этот способ ухода
от налога индивидуальных торговых посредников (каковыми по сути
дела являются “челноки”) стал привлекателен и для тех, кто торгует
отечественными товарами или импортом, завозимым с крупных оптовых
баз в Москве или Санкт-Петербурге. Торговые предприятия, зарегистрированные
ранее как общества с ограниченной ответственностью (ООО), кооперативы
или закрытые акционерные общества (ЗАО) становятся вдруг принадлежащими
лицам, имеющим патент индивидуального предпринимателя.
Собственность (в первую очередь основные средства) остается на балансе
юридического лица, а вся финансово-хозяйственная деятельность ведется через
предпринимателей без образования юридического лица. Значит, налоги — льготные,
бухгалтерского учета нет, отчетность перед налоговиками — по тетрадочке,
куда они записывают или не записывают (не проконтролируешь!)
свои продажи, и ответственности перед людьми, работающими на них, практически
никакой: трудовых книжек они в своем большинстве не выдают, в Пенсионный
фонд отчисления делают единицы, технику безопасности не обеспечивают
и т. д. Так, на 1 января 1998 года темпы роста количества зарегистрированных
предпринимателей без образования юридического лица в городе Орле опережали
темпы роста количества зарегистрированных юридических лиц и составили соответственно
19,0 и 4,6 процента по сравнению с аналогичным периодом 1997 года. Среди
предприятий — юридических лиц лишь 75,9 процента задействованы в реальном
секторе экономики. Таким образом, предпринимателей привлекает в большей степени
статус предпринимателя без образования юридического лица.
В
этих условиях экономический анализ показал, что налоговые поступления
в бюджет от торговли по городу Орлу в 1997 году составили 8 процентов
от всей суммы поступлений, в то время как в 1996 году их было вдвое
больше — 18 процентов.[98]
Администрация г. Орла в конце 1997
года подготовила проект Постановления “Об упорядочении выделения в
аренду земли, нежилых помещений юридическим и физическим лицам
для занятия предпринимательской деятельностью”[99], которое
предусматривало обязательную перерегистрацию индивидуальных предпринимателей
как юридических лиц в случае, когда они имеют более двух торговых палаток и
наемный персонал для торговли на вещевых рынках. Предполагалось в этом случае
выделять им землю под новые палатки и сдавать в аренду новые торговые площади
только после перерегистрации их уже как юридических лиц. Экономический смысл
этого постановления — обеспечить контроль за определенной группой посредников,
увеличить налоговые поступления в бюджет. Однако его принятие было
заблокировано ввиду несовершенства юридической формулы и сопротивления
криминальных структур, для которых важно сохранить на рынках наличный оборот
денег.
Речь идет о том,
что если бы это постановление было принято, то реализация товаров, в том
числе челночного импорта, через наемных продавцов на рынках г. Орла
потребовало бы перерегистрации со статуса индивидуального предпринимателя
в правовой статус юридического лица, тем самым уравнивая правовое
положение “челнока” с правовым положением торгово-посреднического
предприятия — юридического лица, и выявило бы теневые операции, сделало их
прозрачными для контроля и налоговых органов. А это в известной мере есть
форма воздействия на внешнеторговые операции в целом.
Торгово-посредническому
предприятию уйти от налогообложения значительно труднее, нежели
индивидуальному “челноку”, берущему статус индивидуального
предпринимателя для реализации ввозимых товаров на внутреннем
российском рынке. Конечно, нужно признать, что эта форма административного
регулирования внешнеэкономической деятельности далека от
совершенства. Среди местных экономистов и правоведов она имеет как сторонников,
так и противников, которые пытаются апеллировать к Законам “О предприятиях
и предпринимательской деятельности”, “О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности”, отдельным статьям Гражданского кодекса
РФ, якобы права предпринимателей, в случае принятия такого постановления будут
нарушены.
Нам представляется,
что нарушением действующего законодательства предполагаемая перерегистрация
для определенной категории индивидуальных предпринимателей, содержащих
для реализации ввозимого путем “челночного” бизнеса (коммерческого
туризма) целые штаты наемных людей, не является. Ни о каком нарушении
принципа свободы предпринимательства здесь не может идти и речи. Наоборот,
оно следует нормам Гражданского кодекса, Кодекса законов о труде
(КЗоТ), Закона “О защите прав потребителей”.
Действительно,
согласно статье 18 КЗоТ РФ прием на работу физических лиц оформляется
приказом руководителя предприятия, организации, учреждения, т.
е. юридическим лицом, с обязательным заполнением трудовой книжки,
заключением трудового договора (контракта), в котором в обязательном
порядке отражаются условия труда, социальные
гарантии (медицинское обслуживание, продолжительность рабочего
времени, отпуск и др.). Кроме того, статьи 145 и 154 КЗоТ требуют, чтобы
к торговле пищевыми продуктами (теми же “ножками Буша”) допускались
лишь лица, прошедшие медицинское освидетельствование.
В соответствии
со статьями 18, 23 Гражданского кодекса РФ граждане вправе заниматься
предпринимательской деятельностью без образования юридического
лица, но при этом “гражданин вправе нанимать других граждан по трудовому
договору лишь для работы в его личном хозяйстве и для обслуживания
гражданина-работодателя”.[100]
Изучение коммерческой
практики показывает, что если раньше объем экспорта-импорта, приходящегося
на одну поездку “челнока”, составлял в среднем 300 — 500 долларов,
то сегодня в одну поездку челнока (шубника, к примеру) закупается
товара минимум на 50 — 100 тысяч долларов.[101] Самые приблизительные
расчеты показывают: чтобы обеспечить хороший сбыт своего товара,
им необходимо иметь по крайней мере 10 — 15 торговых точек, а это значит
нанять не менее 20 — 30 наемных работников. Получается самое настоящее
малое торгово-посредническое предприятие. Но такой организационно-правовой
статус сегодня невыгоден из-за несовершенства законодательства
о малом бизнесе, и потому статус индивидуального предпринимателя
наиболее привлекателен в плане минимизации налогов, уплачиваемых
“челноком” государству.
Побудить таких
индивидуальных предпринимателей г. Орла пройти перерегистрацию
в новом качестве — в качестве юридического лица (ООО, ЗАО, кооператива
и т.п.) и должно было упомянутое выше постановление, если бы оно
было принято.
Предполагаемое введение таких жестких,
но законных и социально справедливых мер со стороны городской администрации
находит обоснование не только в статистике собираемых налогов и
наблюдениях за обслуживанием клиентов, но и в массовом опросе
“челноков” и лиц, работающих на них, проведенном при участии автора
на трех вещевых рынках г. Орла — Северном, Центральном и Южном.[102]
Выборка контингента
опрашиваемых была проведена согласно социологической теории[103] исходя из следующих
рассчетов. По данным городской налоговой инспекции, по итогам I полугодия
1997 года в г. Орле было зарегистрировано 13 тысяч человек в качестве
индивидуальных предпринимателей.[104]
Из них в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания,
по оценке специалистов, работало примерно 10 тысяч предпринимателей.
По мнению экспертов, куплей-продажей-перепродажей импортных товаров
в сфере неорганизованной торговли занято около половины, или порядка
4 — 5 тысяч предпринимателей без образования юридического лица. Они
либо сдают привезенный товар в орловские магазины (их насчитывается
455), либо организуют продажу через ларьки и палатки, группирующиеся
вокруг трех самых больших рынков г. Орла: Северного, Центрального и
Южного. На рынках Орла есть возможность организовать около 4 тысяч
торговых мест, что вполне достаточно для орловских и приезжих “челноков”,
в основном из Республики Беларусь. Исходя из этой цифры — 4 тысячи торговых
мест — была определена репрезентативность опроса лиц, осуществляющих
торговлю импортными товарами на вещевых рынках г. Орла. Эта выборка
составила 200 человек, или 5% от генеральной совокупности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34
|