| Управление внешнеэкономической деятельностью торговых посредников в регионе |
|
|
Запреты и ограничения экспорта и (или) импорта в
целях национальной
безопасности
|
|
Рис. 6. Нетарифные методы регулирования ВЭД
Методы
воздействия на институт внешнеторговых посредников как объект регионального
менеджмента, таким образом, в теории могут быть вычленены путем сопоставления,
во-первых, совокупности прямых и косвенных методов государственного
регулирования, применяемых к посредникам как хозяйствующим субъектам;
во-вторых, совокупности таможенно-тарифных и нетарифных методов регулирования
ВЭД, применяемых к посредникам как участникам внешнеторговых операций,
перемещающих товары, работы и услуги через границу государства, и, наконец,
в-третьих, с учетом совокупности функций управления и их субъектов, которые распределяются
с федерального на региональный уровень регулирования ВЭД.
В последнем
случае с учетом конкретного региона и его двусторонних соглашений с центром
необходимо четко описать региональный уровень регулирования внешнеэкономической
деятельности, особенно внешней торговли.
В этой связи требует пристального внимания и изучения подход к
распределению полномочий в области регулирования внешнеэкономической
деятельности между федеральным центром и субъектами Российской Федерации,
закрепленный в новой Конституции РФ (1993 г.).
Ранее все вопросы
регулирования внешнеэкономических связей находились в исключительном ведении
центральных органов власти. По новой Конституции допускаются совместное ведение
Российской Федерации и субъектами РФ такого вопроса, как "координация
международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации,
выполнение международных договоров Российской Федерации" (статья 72). Такое
разделение полномочий во внешнеэкономической сфере потребовало и выработки
двухуровневой концепции управления ВЭД (федеральный уровень и региональный
уровень), а следовательно, и создания различающихся по составу элементов
обособленных механизмов регулирования ВЭД.
Конституция РФ
исходит из того, что в условиях рыночной экономики реализация региональных преимуществ
(природных, производственных, транспортных, кадровых) через внешнеэкономическую
деятельность возможна лишь при известной самостоятельности регионов в
регулировании ВЭД. При этом под самостоятельностью регионов понимается единство
их свободы их маневра, ответственности за конечные результаты и наличие собственных
ресурсов. Такой подход, на наш взгляд, не означает,
что интересы федерального центра отодвигаются как бы на второй план. Центр
реализует "свой" эффект, получаемый на более
высоком уровне и в больших масштабах — эффект
общегосударственной кооперации.
Функции
регионального механизма регулирования внешнеэкономической деятельности,
который представляет собой сочетание факторов развития регионального комплекса,
а также воздействующих на них экономических инструментов (кредиты, налоги,
лицензии и др.), организационных, правовых норм и правил международного,
федерального и регионального уровня, существенно отличаются от функций
общефедеральных. Достаточно емкое представление о функциях этого механизма
дает статья 8 Закона РФ "О государственном регулировании внешнеторговой
деятельности" (1995 г.), которая трактует полномочия субъектов РФ в
области внешнеторговой деятельности. В ней, в частности, идет речь о таких
функциях регионального механизма, как:
— координация и контроль за внешнеторговой деятельностью российских и
иностранных лиц на территории региона;
— формирование и реализация региональных программ внешнеторговой
деятельности;
— предоставление
дополнительных, по отношению к федеральным, финансовых гарантий участникам
внешнеторговой деятельности;
— предоставление
гарантий и льгот .участникам внешнеторговой деятельности, зарегистрированным на
территории региона, только в части выполнения их обязательств перед бюджетами и
внебюджетными фондами субъекта РФ;
— создание
страховых и залоговых фондов в сфере внешнеторговой деятельности для
привлечения иностранных займов и кредитов;
— заключение
соглашений в области внешнеторговых связей с субъектами иностранных
федеративных государств, административно-территориальными образованиями
иностранных государств.
Необходимо отметить, что перечисленные выше функции могут быть
расширены в том случае, если это предусмотрено
двусторонним договором о разграничении полномочий
между Российской Федерацией и субъектом РФ, который
подписали уже 44 из 89 субъектов Российской Федерации. Так, изучение некоторых из договоров
показало, что в них предусмотрены координация взаимодействия органов субъекта РФ, согласование планов работы по международным и внешнеэкономическим связям, проектов соглашений с зарубежными партнерами. Данные
договоры предусматривают право субъектов
участвовать в разработке проектов законов и нормативных актов в сфере международных и внешнеэкономических связей, затрагивающих их интересы.
В Орловской области, как и в других субъектах РФ, пока не имеющих с
центром аналогичного договора о разграничении полномочий, механизм
регулирования ВЭД строится на нормативно-правовой
базе Гражданского и
Таможенного кодексов РФ, федеральных законов, регулирующих ВЭД,
Основного закона (Устава) Орловской области, постановлений Главы администрации
области.
Таблица
2
Методы
регулирования деятельности внешнеторговых посредников
на
региональном уровне
|
Прямые методы
|
Косвенные методы (стимулирование)
|
1. Целевые региональные программы
развития внешнеэкономических и межрегиональных связей.
2. Квотирование.
3. Лицензирование.
4. Создание региональных
посреднических структур.
5. Создание внебюджетных фондов.
6. Региональные контрольные пакеты
акции, представительство и
управление в советах директоров торговых домов и
других торговых фирм.
7. Региональные стандарты и нормы.
|
1. Налоговые ставки, стимулирующие
льготное налогообложение.
2. Финансовые гарантии за счет
регионального бюджета.
3. Создание страховых и залоговых
региональных фондов в сфере внешнеторговой деятельности для привлечения
иностранных займов и кредитов.
4. Регистрация контрактов-паспортов
импортных и экспортных сделок.
5. Моральное убеждение:
организация через средства массовой информации бойкота иностранных товаров,
призыв покупать только отечественные товары и т. п.
|
Более детально
региональный механизм регулирования деятельности участников ВЭД, включая посредников,
будет рассмотрен в следующей главе. Пока же на основании
сопоставления всех трех совокупностей
"координат", в которых проходит экономическая практика внешнеторговых
посредников в регионе, мы можем определить, какие из всей системы методов
государственного регулирования имеют отношение к институту посредников как объекту регионального менеджмента. На наш взгляд, высказанные выше аргументы дают основание составить следующую
примерную схему, которая в дальнейшем должна быть наполнена
реальным экономическим содержанием (см. табл. 2).
Из табл. 2 видно,
что методы регулирования деятельности внешнеторговых посредников на
региональном уровне достаточно ограниченны. На практике в регионах их
опробовано ещё меньше, хотя нормативно-законодательная база позволяет делать
это вот уже три года.
Засилье на прилавках
многих городов России некачественного импортного продовольствия, завозимого в страну в
большом объеме именно посредниками, и бессилие местных властей преодолеть это
положение, несмотря на огромное желание помочь отечественным
сельскохозяйственным товаропроизводителям, свидетельствует о неэффективности региональных механизмов управления ВЭД, об их неадекватности объему и глубине задач по
обеспечению развития и процветания регионов. При этом мы далеки от мысли о
том, что в рамках одного региона, усилиями только местных органов государственной
власти без принятия новых федеральных законов, в частности нового Таможенного кодекса РФ, и изменения экономической
политики центра можно преодолеть дестимулирующий экономический механизм ВЭД в
целом.
Администрация
Орловской области при решении задачи совершенствования механизма регулирования
внешнеэкономической деятельности региона исходила из того, что успех дела во
многом зависит от правильного представления тех изменений и закономерностей,
которые происходят сейчас в организационной структуре народнохозяйственного
комплекса, интересов и функций субъектов Федерации, тенденций развития
смешанной экономики, методов регионального управления.
Причем
учитывалось в первую очередь, что механизм регулирования внешнеэкономической
деятельности региона должен по идее представлять собой сочетание различных
факторов развития регионального комплекса, а также воздействующих на них
экономических инструментов (кредиты, налоги, лицензии и т. п.),
организационных, правовых норм и правил международного, федерального и
регионального уровней. Такой механизм должен реализовать межрегиональные
преимущества и интересы, создавая благоприятные условия для подъема экономики
региона и страны в целом. Контуры такого механизма явно проступают в концепции
внешнеэкономической деятельности, исповедуемой ассоциацией сотрудничества
областей центра России “Черноземье”[50],
а также в разрабатываемой программе развития внешнеэкономических связей
Орловской области на период до 2001 года.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34
|