В силу
сложившихся обстоятельств, большой специфики переходных экономических процессов
в России, посредничество наряду с массовой “приватизацией” стало каналом
узаконенного перераспределения национального богатства в руки кучки “новых
русских”. Однако это не может быть решающим доводом в пользу отказа от услуг
посредников в оптовой внешней и внутренней торговле вообще. Выход из
создавшегося положения нам видится в значительном усилении роли государства во
всех процессах создания смешанной экономики, во всех реформационных процессах.
Дополнительным
аргументом в пользу такого подхода служит ярко проявившаяся при смене
правительства в августе 1998 года необходимость открытого признания и
провозглашения нового экономического курса реформ при обязательном усилении
роли и значения государственного регулирования экономики.
В-четвертых, в ходе рассмотрения и
изучения практики применения различных форм и методов государственного
регулирования региональной экономики вообще и внешнеэкономической деятельности
в частности на примере деятельности органов управления Орловской области была
доказана возможность и необходимость усиления влияния государства на
деятельность посредников, с тем чтобы они работали не против региональных
интересов, а, наоборот, помогали улучшать взаимодействие области с другими
регионами и зарубежными партнерами, повышали конкурентоспособность местных
товаропроизводителей-экспортеров.
И хотя
законодательная база для реального подключения региональных органов власти к
регулированию внешнеэкономических связей и ВЭД своих предприятий и организаций
сложилась буквально всего год-два назад, Орловщина доказала, что и на этом
ограниченном правовом поле можно выстроить и уже выстраиваются достаточно
эффективные схемы и механизмы государственного регулирования деятельности
внешнеторговых посредников самых различных форм собственности — от “челноков” до
акционерных и унитарных предприятий на базе областной собственности.
В-пятых, в ходе конституционно
закрепленного и оформленного федеральным законом перехода от унитаризма к
цивилизованному федерализму с экономическим равноправием всех субъектов
Российской Федерации (в отличие от ныне существующих перекосов в пользу
отдельных субъектов РФ) процесс усиления роли регионов во внешнеэкономических
связях и во внешнеэкономическом регулировании будет продолжаться. Поэтому
правомерно дальнейшее углубление всех исследований, позволяющих более полно
вскрыть значение, формы и методы регулирования внешнеэкономической деятельности
торговых посредников в масштабе конкретных регионов. Это позволит со временем
создать и в масштабе государства набор эффективно работающих средств,
инструментов государственного регулирования этого важного звена коммерческой
инфраструктуры национальной экономики, не отказываясь, в бессилии остановить
его использование криминальными структурами, от института посредничества, как
доказавшего во всем мире свою полезность и экономическую эффективность при
условии цивилизованных правовых рамок его функционирования и благоприятном
общественном мнении о нем. Нашим российским посредникам еще не год и не два
придется доказывать огромной массее населения свое право на существование в
стране, где совсем недавно на протяжении десятилеий посредник был
“экономическим врагом”, стоял вне закона, был “спекулянтом”, “жирующим котом”,
“перекупщиком”, мешающим рядовому товаропроизводителю выгодно и спокойно
продавать товар как на местном, так и на внешнем рынке. Наше исследование дает
основание оптимистически смотреть на перспективы развития института
внешнеторгового посредничества при соответствующем недремлющем “государевом
оке”, т. е. государственном регулировании.
Список
литературы
1. Авдокушин Е.
Международные экономические отношения. - М., ИВЦ Маркетинг,1998, 196 с.
2. Агапов В. П.
Экономическое регулирование реализации промышленной продукции потребительского
назначения в условиях рынка. Автореф. дис... к.э.н. — Орел, 1996, 28 с.
3. Анисимова
Г. А. Регион как объект государственного управления и объект самоуправления.
Автореферат дис... канд. соц. наук. ¾ М.,1997, 26 с.
4. Баш Ю. Регулирование
внешнеэкономической деятельности в России. //Внешняя торговля,
1994, № 1, с. 28 ¾ 34.
5. Беликова Н.
Посредничество во внешнеэкономических связях. //Внешняя торговля,
1994, № 1, с. 18 ¾ 26.
6. Большой
экономический словарь. Под ред. А. Н. Азрилияна. 2-е изд., доп. и перераб. ¾ М.: Институт новой
экономики, 1997, 864 с.
7. Борисова С. Н.
Формирование механизма управления внешнеэкономической деятельностью субъекта
Российской Федерации. Автореф. дис... канд. экон. наук. ¾ М., 1997, 21 с.
8. Бродель Ф. Материальная
цивилизация, экономика и капитализм, XV ¾ XVIII в. в. Т.2. Игры обмена.
¾ М.: Прогресс, 1988, 632 с.
9. Буглай В. Б.,
Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. ¾ М.: Финансы и статистика,
1997, 241 с.
10. Буглай В. Б.
Международные экономические отношения. ¾ М.: Финансы и статистика,1998,
160 с.
11. Булатов А.
С. Экономика внешних связей России. ¾ М.: БЕК, 1995, 139 с.
12. Буренин В.
А., Потапов В. И. Организация управления внешнеэкономическими
связями СССР. ¾ М.: Международные отношения, 1987, 295 с.
13. Валовой Д.
Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. ¾ М.: Континент, 1997, 212 с.
14. Венская конвенция
о договорах международной купли-продажи товаров. Комментарий. ¾ М.: Юридическая
литература,1994, 177 с.
15. Ведомости
Орловской областной Думы. Вып. 1-9, Орел, 1997, 352 с.
16. Внешнеэкономическая
деятельность предприятия. Основы. Под редакцией Л.Е.Стровского. ¾ М.: ЮНИТИ,1996, 408 с.
17. Внешнеэкономическая
деятельность предприятий. Ч. 2, под ред. Е. Г. Ищенко. ¾ Новосибирск: ИРИЦ ”Сибирь”,1992,
164 с.
18.Внешнеэкономические
связи Орловской области. //Просторы России, 1997, №32, с 5.
19. Герчикова И.
Н. Международное коммерческое дело. - М.: ЮНИТИ, 1996, 205 с.
20. Глазьев С. Ю.
Геноцид. Россия и новый мировой порядок. Стратегия экономического роста на
пороге XXI века. - М., 1997, 218 с.
21. Глазырин Н.
В. Управление социально-экономическим развитием города. ¾ Новосибирск, 1983, 137 с.
22. Гордеев Г. Д.
Внешнеэкономическая деятельность предприятия. ¾ М.: ЮНИТИ, 1996, 183 с.
23.
Государственное регулирование рыночной экономики. Под ред. Н. А. Волгина, В. И.
Кушлина, А. Н. Фоломьева. ¾ М.: Изд-во РАГС, 1998, 247 с.
24. Гражданский
кодекс РФ. Части I и II. ¾ М.: Новая волна, 1996, 560 с.
25. Гражданский
кодекс РФ. Комментарий части второй. ¾ М.: 1997, 162 с.
26. Грачев Ю. Н.,
Плотников Ю. Н. Практика внешнеэкономической деятельности. ¾ М.: МФО,1995, 193 с.
27. Гуринович Т.
А. Необходимость и условия интеграции России в мировое экономическое
сообщество. Автореф. дисс... кан. экон. наук. ¾ М.,1996, 23 с.
28. Давыдов О.
Внешняя торговля: время перемен. //Внешняя торговля, 1996, № 7 ¾ 8, с. 2¾ 6.
29. Демкин А. В.
Русское купечество XVII-XVIII в. в. ¾ М.: Прогресс, 1990, 149 с.
30. Диденко Н. И.
Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. ¾ Спб.: Политехника, 1997,
470 с.
31. Димулен И. И.
Таможенно-тарифное регулирование. Зарубежная практика. //Финансовые вести,
1993, № 11, с. 14 ¾ 16.
32. Долгов С. И.,
Покровский А. И. Зарубежная практика регулирования внешней торговли.
//Международный бизнес России, 1994, № 3, с. 22 ¾24.
33. Ельцин Б.Н.
Послание Президента Российской Федерации федеральному Собранию. //Российская
газета, 1997, 7 марта.
34. Жан К.,
Савола Л. Геополитика. Господство экономического пространства. Пер. с итал. ¾ М., 1997.
35. Закон РФ ”О
таможенном тарифе”. Принят 16 апреля 1993 г. //Внешнеэкономический бизнес в
России, 1997, с. 378 ¾ 388.
36. Закон РФ “О
государственном регулировании внешнеторговой деятельности”: Принят 7 июля 1995
г. //Российская газета, 1995, 24 окт.
37. Заславская Т.
И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни: очерки теории. Новосибирск,
1997, 448 с.
38. Зыкин И. С.
Внешнеэкономические операции: право и практика. ¾ М.: МФО, 1995, 271 с.
39. Ивашенко А.
Международные товарные биржи. //Внешняя торговля, 1991, № 9, с. 27 ¾ 32.
40. Ивашко К.
”Глисты” и ”верблюды”. Опыт челночной энциклопедии. //Континент, 1997, № 14.
41. Ильина О.
Орловские “челноки” штурмуют столичные рынки.// Поколение, 1998, 5 февраля.
42. Исправников
В. О., Куликов В. В. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила.
//Российский экономический журнал, 1997, с. 192
43. Как
регулировать внешнюю торговлю. //Внешняя торговля, 1995 № 11.
44. Кейнс Дж. М.
Общая теория занятости, процента и денег. ¾ М.: Прогресс, 1978, 492 с.
45. Кивикари У.
Либерализация внешней торговли в процессе экономической трансформации России.
//Вопросы экономики, 1997, № 8, с. 18 ¾ 19.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34
|