рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Управление внешнеэкономической деятельностью торговых посредников в регионе

Распад в 1991 году общесоюзной системы централизованного планирования экспорта и импорта и последовавший за ним кризис внешнеэкономической деятельности (расстроились хозяйственные связи, резко сократилось производство) заставили предприятия искать новые варианты увеличения сбыта своей продукции на внеш­них рынках. В этих условиях посредники явились важным фактором, который стимулировал развитие внешнеэкономических связей в ус­ловиях кризиса сбыта. Однако регулирование их деятельности все больше выпадало из поля зрения государства.

Развитие посреднической деятельности на втором этапе шло по трем основным направлениям. Во-первых, круп­ные промышленные предприятия, которые ранее пользовались пос­редническими услугами внешнеторговых фирм своих министерств, стали совершенствовать собственный внешнеторговый аппарат ¾ службы и специализированные органы, которые выполняют организа­ционные, кредитно-расчетные, транспортные, рекламные, аналити­ческие и другие внешнеторговые функции. Этот аппарат в зависи­мости от экономических обстоятельств мог быть создан в качестве внутрифирменного подразделения или как относительно самостоятельная внешнеторговая фирма. Нередко в последнем случае внешнеторговая фирма получала статус юридического лица с собственным балансом и начинала обслуживать не только учредившее предприятие, но и другие фирмы, т. е. фактически превращалась во внешнеторгового посредника. Предприятие-учредитель строит свои отношения с такой внешнеторговой фирмой на основе договоров поручения или комиссии.

Во-вторых, многие мелкие и средние предприятия, не имея возможности создавать свой собственный внешнеторговый аппарат, объединяли усилия и создавали единую внешнеторговую фирму. В начале 90-х годов широкое распространение получил такой вид внешнеторговых посредников, как ассоциации делового сотрудничест­ва (АДС). Эти ассоциации организованы как по страновому прин­ципу (т. е. осуществляют деловые связи с определенными зарубежными партнерами), так и по региональному (т. е. обслуживают предприятия определенного региона). Значительная часть областных и республиканских ассоциаций делового сотрудни­чества создана по образцу акционерных обществ закрытого типа. Все эти региональные объединения ведут внешнеторговые сделки своих акционеров, а также других заказчиков чаще всего на основе договоров поручения и комиссии.

И, наконец, в-третьих, часть внешнеторговых посредников возникла из тех предпринимательских структур, которые при образовании посредническую деятельность рассматривали в уставе как один из видов деятельности, но после нескольких удачных внешнеторговых операций и завоевания своей экономической ниши сделали посредничество основной целью. Они стали называться торговыми домами, хотя такой организационной формы не предусмотрено в Гражданском кодексе.

Таковы, на наш взгляд, три основных источника пополнения внешнеторговых посредников в период, последовавший за образованием самостоятельного Российского государства.

 Управление внешнеэкономической деятельностью торговых посредников в регионе

 Управление внешнеэкономической деятельностью торговых посредников в регионе

 Управление внешнеэкономической деятельностью торговых посредников в регионе

 Управление внешнеэкономической деятельностью торговых посредников в регионе

 

Рис.1.  Экспортеры РФ в 1994 году (% к общему итогу)

 

Если оценивать на этом этапе долю участия торговых посредников в экспортно-импортных операциях, то, несомненно, посредники (включая “челноков”) особенно преуспели в импорте продовольственных и потребительских товаров. Уже в 1994 году более пятой части экспортной продукции Россия поставила на внешний рынок через посреднические структуры. Об этом свидетельствует приводимый выше рис.1.

Нынешний третий период становления института торговых пос­редников во внешнеэкономической  деятельности, начавшийся с принятием в 1995 году Закона РФ “ О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”, отличается дальнейшим ростом числа и многообразия форм внешнеторговых фирм. К концу 1995 года число участников ВЭД увеличилось вдвое и достигло 60 тысяч. В настоящее время с участием посредников совершается почти каждая вторая внешнеэкономическая сделка.

Как отреагировала на этот процесс экономическая наука? К сожалению, на наш взгляд, теория управления внешнеэкономическими фирмами, и в частности региональный менеджмент, с большим опозданием стала рассматривать деятельность внешнеэкономических посредников как объект управления. И на это были свои причины, коренящиеся в особенностях развития экономической теории социалистического общества.

Поэтому, изучение восстановления института торгового посредничества в ходе российских реформ конца 80-х - начала 90-х годов, различных периодов этого процесса, а также  других факторов экономического и правового характе­ра будет, на наш взгляд, неполным без учета особенностей экономического сознания, сложившегося за десятилетия господства планово-директивных методов управления в эпоху социализма. Именно в эти десятилетия сложи­лась традиция стойкого неприятия какой-либо коммерциализации посредни­чества. Торговое посредничество не могло быть ни промыслом, ни видом предпринимательства, поскольку считалось, что сам по себе процесс д­вижения товара от производителя к потребителю самостоятельной роли в эко­номическом смысле не играет, а является лишь частью общей схемы плано­вой экономики. И оптовые организации во внутренней торговле (органы снабжения), и внешнеторговые организации Министерства внешней торговли никакой выгоды себе не искали, свою деятельность как посредническую не рассматривали, а считали своей главной задачей выполнение установок и планов, спущенных "сверху".

Поскольку же восстановление института торгового посредничества нап­рямую связано с особым интересом посредников к получению прибыли, и очень часто это происходит путем надбавок к цене товара (услуги), постоль­ку на первых этапах рыночных реформ (да и сейчас) описанная выше тради­ция способствовала широкому распространению мнения о ненужности торговых посредников (их по традиции продолжают называть "перекупщиками" и "спе­кулянтами"). В экономической литературе даже была высказана точка зре­ния о возможности развивать рыночные отношения без пользования услугами посредников как во внешней, так и во внутренней торговле. То есть по сути дела отрицается сама необходимость посреднического звена в коммерческой инфраструктуре национальной экономики. Такой подход к деятельности пос­редников в российской экономике обосновывается ссылками на здравый смысл: мол, прямые связи между продавцом и покупателем всегда эффективнее, обходятся обществу дешевле.[11]

К системе аргументов "диктатуры здравого смысла" сегодня добавляют­ся ссылки на отсутствие исторических корней посредничества в России с ее "общинным менталитетом", ”соборным сознанием", а также обращение к пе­чальному опыту неудачного использования посредников при продаже кузбас­ского угля или электроэнергии в Приморье, приведшему в 1998 году к мас­совым невыплатам заработной платы шахтерам и энергетикам, "рельсовой войне" и другим негативным социальным последствиям. В обоих регионах именно посредники, "жирующие за счет производителей", были признаны "винов­никами" широких социальных волнений, их деятельность была взята под конт­роль силовыми структурами регионов и центра.[12]

В качестве контраргумента можно отметить, что в России становление торгового посредничества как неотъемлемого звена коммерческой инфраструктуры национальной эконо­мики началось задолго до Октябрьской революции 1917 года, после которой наступила эра его временного "изгнания" из нормальной экономической жиз­ни.

По свидетельству историков, возраст русского предпринимательства дав­но перевалил за тысячу лет. Такой же возраст имеет и торговля на дальние расстояния, "заморская" торговля, перепродажа больших партий товара с целью обогащения. Об умении русских купцов /торговых людей/ проводить внешне­торговые операции с большой выгодой говорит не только народный фольклор (сказание о Садко). Об этом писал еще в своих записках византийский император Константин Багрянородный (905 ¾ 959 гг.)[13]. Круговорот торговой жизни, торговля с Царьградом, варягами сыграли огромную роль в освое­нии и объединении русских земель. У многих дореволюционных историков было твердое убеждение в том, что средневековая Русь была пронизана духом предпринимательства, в ней важнейшим занятием была торговля, а интересы  жителей  тесно  связаны  с результатом торговых операций. По мнению известного историка В. О. Ключевского, в первом русском своде законов "Русская правда" уже было развитое понимание торгового посредничества, в частности торговой комиссии.[14]

Запрет предпринимательства в 1918 году изъял из российской жизни такой важный элемент экономического развития, как торговое посредничество. В политэкономии социализма с ее отрицанием торго­во-денежных отношений институту торгового посредничества места не нашлось. Более того, под именем"спекуляции" оно стало рассмат­риваться как уголовнонаказуемое преступление, как преступный про­мысел.[15]

Что же касается торгового посредничества на внешнем рынке, то в советских внешнеторговых организациях в прошлом сохранялось устойчивое мнение о нецелесообразности привлечения иностран­ных посредников, поскольку выплата им вознаграждения снижает, мол, эффективность импорта. Свою же деятельность внешнеторговые организации, как посредническую, не оценивали, считая главной своей задачей выполнение директивных установок и планов, сверстанных Госпланом СССР.

Торговое посредничество во внешнеэкономической сфере при социализме было невозможно для частных лиц и отдельных предприятий в силу монополии государства на внешнюю торговлю. Существовали только государственные торговые посредники в виде специальных структур Министерства внешней торговли СССР. Коммерческое посредничество частных лиц в этой сфере квалифицировалось как контрабанда.

Ясно, что допущение в экономику коммерческого  посредничества подрывало бы порядок распреде­ления ресурсов, который был установлен планирующими органами, а значит, и сами основы социалистического способа производства. По­этому Уголовный Кодекс РСФСР 1960 года однозначно относил все виды коммерческого посредничества к числу преступлений. Разъясняя эту позицию законодателя, Пленум Верховного суда СССР в своем по­становлении по конкретному уголовному делусформулировал поло­жение о том, что коммерческое посредничество характеризует деятель­ность, выражающуюся в выполнении виновным незаконных пос­реднических, в том числе, торговых операций (приобретение фондируемых или планируемых товарных ценностей, реализация продукции, принадлежащей колхозам, совхозам и другим организациям, приобретение дефицитных товаров, строительных материалов и т. п.)[16].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.