Бизнес-план – документ
перспективный и составлять его рекомендуется минимум на ряд лет вперед. Для
первого и второго года основные показатели рекомендуется давать в поквартальной
разбивке, а при возможности, даже в помесячной. Начиная с третьего года можно
ограничиться годовыми показателями.
Основные
рекомендации в подготовке бизнес-плана – это краткость, т.е. изложение только
самого главного по каждому разделу плана; доступность в изучении и понимании,
т.е. бизнес-план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только
специалистам и не изобиловать техническими подробностями. Он также должен быть
убедительным, лаконичным, пробуждать интерес у партнера. Только заинтересовав
потенциального инвестора, предприниматель может надеяться на успех своего дела.
В традиционном для отечественного планирования технико-экономическом
обосновании оценки экономической эффективности проекта отводилось всего
несколько страниц текста. Этого было вполне достаточно в условиях
централизованно планируемой экономики, где инвестором выступал госбюджет, а
своеобразным маркетингом занимался Госснаб. В отличие от технико-экономического
обоснования бизнес-план детально характеризует все основные аспекты будущего
предприятия, анализирует проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также
определяет способы решения этих проблем [5, с.25].
Часто неопытные
предприниматели при составлении бизнес-планов использую прилагательные весьма
экспрессивной оценки, однако лучше избежать излишней эмоциональности при
изложении, а вместо этого включить в план цифровые показатели. Они намного
скромнее, но более эффективно воздействуют на потенциальных деловых партнеров.
Однако при большом количестве различных цифровых материалов их восприятие и
оценка затрудняются, особенно при первом ознакомлении с планом. В связи с этим
рекомендуется проверенный метод свертывания информации: ее классифицируют по
определенным категориям (показателям) и представляют в аналитической
(табличной) форме. В систематизированном виде, когда возможна сравнительная
оценка, цифровые данные воспринимаются намного легче, а значит и результативнее
[9, с.166].
Кратко представим методику составления бизнес-плана.
Первый
структурный раздел бизнес-плана – резюме.
Здесь
представляются основные идеи проекта. При необходимости привлекается внимание и
заинтересованность потенциального инвестора или кредитора.
Сюда включается
следующая информация:
-
цель и
задачи проекта;
-
описание
предприятия, его специализация;
-
сведения
о квалификации управленческого персонала;
-
преимущества
продукции / услуг предприятия на рынке;
-
текущее
финансовое состояние предприятия, ресурсы;
-
возможности
роста доходов, долгосрочная и краткосрочная стратегии предприятия;
-
описание
на рынке и в отрасли применительно к исследуемому производству – оценка и
прогноз конъюнктуры рынка;
-
источники
финансирования, потребности в инвестировании, порядок погашения кредитов;
-
риски
предприятия, их уровень;
-
экономическое
обоснование и эффективность проекта.
Фактически,
резюме - это краткое изложение бизнес-плана. Резюме составляется в последнюю
очередь на основании ключевых выводов разделов плана.
Второй
структурный элемент бизнес-плана - характеристика предприятия и продукции.
Здесь указываются
следующие сведения:
-
полное и
сокращенное наименование предприятия, дата и место регистрации, номер
регистрационного удостоверения, юридический адрес, банковские реквизиты;
-
организационно-правовая
форма предприятия;
-
размер
уставного капитала;
-
учредители
предприятия с указанием их доли в уставном капитале;
-
характеристики
менеджеров высшего звена управления – директора, главного бухгалтера;
-
основной
вид деятельности предприятия;
-
формулировка
миссии предприятия;
-
оценка
сильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия.
Далее в данном
пункте идет описание продукта / услуг предприятия с позиции потребителя, обосновывается
его актуальность для потребителей. Указывается следующая информация:
-
область
применения продукта / услуг;
-
какую
потребность удовлетворяет;
-
второстепенные
области применения;
-
показатели
качества (надежность, простота эксплуатации, процент брака и т.п.)
-
внешнее
оформление и упаковка;
-
патентная
защищенность;
-
описание
преимуществ планируемого к производству продукта;
-
сильные и
слабые стороны товара;
-
сравнение
с другими товарами.
Третий
структурный элемент бизнес-плана - анализ рынка и основных конкурентов.
В этом разделе
уделяется внимание следующим вопросам:
-
определение
размеров (емкости) рынка;
-
степень
насыщенности рынка;
-
выявление
наиболее перспективных рынков сбыта;
-
оценка
основных конкурентов.
Оценка рынков
сбыта включает выяснение:
-
уровня
спроса;
-
степени
удовлетворения спроса;
-
уровня
конкуренции;
-
доли
потребителей, готовых купить продукцию.
Анализ и оценка
конкурентов предполагает следующие параметры характеристики:
-
объем
продаж в натуральных показателях;
-
занимаемая
доля рынка;
-
уровень
цен;
-
рентабельность
деятельности;
-
уровень
технологии;
-
качество
продукции;
-
расходы
на сбытовую деятельность;
-
опыт
деятельности предприятия.
Четвертый
структурный элемент - планирование производства.
В этом разделе
бизнес-плана определяется производственная программа предприятия, дается
подробное описание производственного процесса с указанием узких с
технологической и организационной точки зрения мест и путей их преодоления.
Важным аспектом этого раздела является точное определение себестоимости
производимого продукта / услуги.
В описании
технологического процесса указываются:
-
требуемые
производственные мощности;
-
потребность
и условия приобретения технологического и прочего оборудования;
-
потребность
в сырье, материалах, контроль качества и дисциплина поставок;
-
кадровая
обеспеченность;
-
требования
к источникам энергии и их доступность;
-
подготовка
производства;
-
контроль
качества продукции;
В требованиях к
квалификации и наличию необходимого персонала дается характеристика:
-
производственного
персонала;
-
инженерно-технического
персонала;
-
административного
персонала;
-
условий
труда;
-
формы
оплаты и стимулирования труда.
Структура этого
раздела бизнес-плана будет следующая:
1.
Производственная
программа предприятия:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38
|