Помимо реализации
продукции населению для непосредственного потребления отдельные предприятия
общественного питания продают полуфабрикаты, кондитерские и выпечные изделия
другим предприятиям общественного питания для доработки или в розничную
торговую сеть. Поскольку в данном случае отпуск продукции одними предприятиями
другим не означает поступление продукта непосредственно потребителю, и движение
его продолжается, этот вид реализации относится к оптовому обороту общественного
питания.
Совокупность
розничного и оптового оборотов представляет собой валовой оборот общественного
питания. Состав оборота общественного питания показан на рис.2.1.
Рис. 2.1 Состав оборота общественного питания.
Следует иметь в виду,
что при определении размера валового оборота по тресту, объединению
общественного питания необходимо исключать из общего оборота оптовый оборот по
реализации продукции питания своей организации.
В противном
случае возникнет повторный счет оборотов и у предприятия, отпустившего
продукты, и у предприятия их получившего.
Для оборота
общественного питания, являющегося составной частью розничного товарооборота
России, характерны те же закономерности развития: непрерывный рост объема и
высокие темпы роста, изменение размещения по экономическим районам и
республикам, более быстрые темпы роста душевого оборота на селе по сравнению с
городом и т.п.
Валовой доход
торговых организаций и предприятий включает доходы от реализации товаров,
готовой продукции, работ и услуг; доходы по операциям с тарой и другие доходы.
Основную часть валового дохода составляют доходы от реализации товаров.
Доход от
реализации товаров представляет собой разницу между розничной ценой, по которой
товар продается, и ценой приобретения товара (оптовой ценой). Он
характеризуется суммой и уровнем. Уровень этого дохода в розничной торговле
рассчитывается как отношение суммы дохода к объему розничного товарооборота,
умноженному на сто; в общественном питании при определении уровня дохода
исходят из валового оборота по продажным ценам.
К доходам от
неторговой деятельности относятся: доходы производственных предприятий
торговли, доходы от реализации работ и услуг по бытовому обслуживанию и
коммунальному хозяйству, доходы по операциям с тарой, возмещение из бюджета
торгующим организациям плановых затрат на закупку, транспортировку, хранение,
переработку и реализацию картофеля, овощей, не покрываемых розничными ценами и
другие доходы.
Внереализационные
доходы включают получение пени, неустойки и штрафы за нарушение договоров
поставки, несвоевременную оплату счетов, выручку от реализации излишков
товарно-материальных ценностей, выявленных при инвентаризации.
К непланируемым
расходам и потерям, возмещаемым за счет доходов, относятся убытки от списания
доходов (долгов) за истечением сроков давности, по недостачам, дебиторской
задолженности, растратам, штрафы, пени и неустойки уплаченные; потери
товарно-материальных ценностей сверх норм естественной убыли. Большая часть
непланируемых потерь падает на списание безнадежных долгов и дебиторской
задолженности, на уплату штрафов, пени и неустойки.
Услуги
общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых,
закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для
ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются
исполнителем в соответствии с государственным стандартом [15].
Режим работы для
предприятий общественного питания:
- государственной
или муниципальной организации устанавливается по решению органов исполнительской
власти и органов местного самоуправления;
- иной
организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя устанавливаются
ими самостоятельно.
Исполнитель
обязан соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных, противопожарных
правилах, технологических нормативах, других правилах и нормативных документах
обязательные требования к качеству услуг, их безопасности для жизни, здоровья
людей, окружающей среды и имущества.
В предприятии
общественного питания должны быть следующие документы:
- свидетельство
о государственной регистрации предпринимателя без образования юридического лица
или устав предприятия;
- документы,
подтверждающие принадлежность торгового объекта юридическому или физическому
лицу (договор аренды, субаренды, свидетельство о праве собственности, технический
паспорт);
- свидетельство
об уплате единого налога на вменённый доход или временный патент на право
торговли;
- при реализации
алкогольной продукции – лицензия на розничную торговлю алкогольной продукцией,
свидетельство об уплате лицензионного сбора за право торговли
винно-водочными изделиями; документы, подтверждающие легальность
производства и оборота алкогольной продукции на территории Российской
Федерации: копия справки к товарно-транспортной накладной или копия справки к
грузовой таможенной декларации для импортной продукции, заверенные оригиналом
оттиска печати розничного торгового предприятия и оригиналом оттиска печати
предыдущего собственника товара, имеющего соответственно лицензию на оптовую
торговлю алкогольной продукцией; копии лицензий оптовых поставщиков; на каждой
единице алкогольной продукции должны быть акцизные или специальные марки;
- документы,
подтверждающие сертификацию товаров и услуг;
-
товарно-транспортные накладные на все товары;
- свидетельства о
метрологической поверке весоизмерительного оборудования; мерных сосудов;
- санитарные
книжки для работников;
- трудовые
соглашения или договоры о найме работников предприятия;
- ассортиментный
перечень производимой продукции.
В предприятии
общественного питания должна быть размещена в удобных для ознакомления
местах следующая информация для потребителей [20]:
-
информация на вывеске о фирменном наименовании организации, её
юридическом адресе, типе, классе, режиме работы предприятия;
- для
индивидуального предпринимателя – информация о государственной регистрации и
наименовании зарегистрировавшего его органа;
- информация об
услугах: перечень услуг и условия их оказания; цены и условия оплаты услуг;
фирменное наименование предлагаемой продукции с указанием способов
приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов; сведения о весе
(объёме) порций готовых блюд продукции общественного питания; ёмкости бутылки и
объёме порций алкогольных напитков; обозначения нормативных документов,
требованиям которых должна соответствовать продукция и услуга; сведения о
сертификации услуг;
- правила
оказания услуг общественного питания в доступной и наглядной форме;
- текст Закона РФ
«О защите прав потребителей»;
- при реализации
алкогольной продукции – информация с указанием номера лицензии на
торговлю алкогольной продукцией, срока её действия и органа, выдавшего её;
правила продажи алкогольной продукции, утверждённые постановлением
Правительства Российской Федерации от 19.08.1996г. №987 (в редакции
постановления Правительства РФ от 13.10.99г. №1150), Закон РФ № 171 от
23.11.99г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта и алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в редакции Закона РФ
№ 18-ФЗ от 9.01.1999 года) [19].
- о внеочередном
обслуживании отдельных категорий граждан;
- адреса и
телефоны вышестоящей организации (владельца предприятия), управления
потребительского рынка и услуг, отдела по защите прав потребителей.
- книга отзывов и
предложений
Исполнитель
обязан оказать потребителю услуги, качество которых соответствует обязательным
требованиям нормативных документов и условиям заказа в согласованные с
потребителем сроки.
Потребитель
обязан оплатить оказываемые услуги в сроки и в порядке, которые согласованы с
исполнителем. Исполнитель обязан выдать потребителю документ, подтверждающий их
оплату – кассовый чек, счет.
Исполнитель
обязан предоставить потребителю возможность проверки объёма (массы)
предлагаемой ему продукции общественного питания.
К оказанию услуг,
связанных непосредственно с процессом производства продукции общественного
питания и обслуживанием потребителей, допускаются работники, прошедшие
специальную подготовку и профилактические медосмотры в соответствии с
требованиями нормативных документов.
При нарушении
сроков исполнения предварительного заказа, при обнаружении недостатков
потребитель вправе требовать по своему выбору:
- назначить новый
срок исполнения услуги;
- потребовать
уменьшения цены за услугу;
- потребовать
безвозмездного устранения недостатков;
- отказаться от
услуги;
- полного
возмещения убытков.
Потребитель
вправе в любое время отказаться от заказанной им услуги при условии оплаты
исполнителю фактически понесённых расходов.
К отношениям,
возникающим при оказании услуг в части, не урегулированной настоящими
правилами, применяются правила продажи отдельных видов продовольственных и
непродовольственных товаров.
Общественное
питание как отрасль народного хозяйства представляет собой совокупность
предприятий, объединенных по характеру перерабатываемого сырья и выпускаемой
продукции, организации производства и формы обслуживания населения.
Общественное
питание выполняет три взаимосвязанные функции: производство готовой продукции,
ее реализацию и организацию потребления. Деятельность предприятий общественного
питания в процессе выполнения этих трех функций характеризуется рядом
признаков, сближающих их с предприятиями пищевой промышленности и розничной
торговли.
По характеру
организации производства предприятия общественного питания имеют ряд общих черт
с предприятиями пищевой промышленности. Однако от предприятий пищевой
промышленности предприятия общественного питания отличаются тем, что на них не
только организуется производство готовой кулинарной продукции, но и
осуществляется ее реализация в специально оборудованных помещениях. Продукция
предприятий общественного питания не выдерживает длительных сроков хранения и,
как правило, должна реализовываться непосредственно после изготовления.
Продукция предприятий пищевой промышленности может храниться сравнительно
длительное время и реализуется за пределами предприятий- изготовителей.
Выполнение
функции реализации сближает предприятия общественного питания с предприятиями
розничной торговли. Предприятия общественного питания, как и предприятия
розничной торговли, реализуют продукцию населения в обмен на его денежные
доходы. Общественное питание организационно входит в состав торговли. Его
оборот составляет более 10% общего розничного товарооборота государственной и
индивидуальной торговли страны. Однако по характеру реализации продукции
предприятия общественного питания существенно отличаются от предприятий
розничной торговли, так как они не только реализуют, но и организуют
потребление готовых блюд и кулинарных изделий и предоставляют населению
различные виды услуг.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38
|