рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Шпаргалки по философии (кандидатский минимум)

Шпаргалки по философии (кандидатский минимум)

1.    Философия науки, её предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки. 2

2.    Основные стороны бытия науки. Характерные черты научного знания. 2

3.    Наука и духовная культура. Функции науки в жизни общества. 5

4.    Традиционалистский и техногенный типы развития цивилизаций и их базисные ценности. 9

5.    Проблемы возникновения науки и периодизация её истории. Преднаука и наука. 12

6.    Генезис и становление теоретического знания в античной культуре. 14

7.    Формирование предпосылок научного мышления в средневековых университетах. 17

8.    Становление опытной науки в культуре позднего средневековья и Возрождения. 20

9.    Научная революция XVI-XVII вв.: формирование основ математического естествознания. 22

10.  Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени. 25

11.  Классическая наука XVIII-XIX вв. Формирование науки как профессиональной деятельности. Дифференциация наук и возрастание их социальной роли. 26

12.  Позитивистская традиция в философии науки (классический позитивизм и эмпириокритицизм). 30

13.  Проблемное поле и принципиальные положения логического позитивизма и постпозитивизма. 31

14.  Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема «интернализма» и «экстернализма» в понимании механизмов научной деятельности. 32

15.  Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания, классификация наук. 34

16.  Эмпирический уровень научного познания. Основные методы исследования и формы эмпирического знания. 40

17.  Теоретический уровень научного исследования. Основные методы и формы теоретического знания. 42

18.  Гипотетико-дедуктивная схема развития научного познания. 45

19.  Возможности применения количественных методов в современной науке. 45

20.  Компьютеризация науки, её проблемы и следствия. 46

21.  Основания науки. Роль философских идей и принципов в развитии научного знания. 47

22.  Проблема включения новых теоретических представлений в культуру. 52

23.  Процедуры обоснования теоретических знаний. 53

24.  Проблемные ситуации в научном познании и их роль в развитии науки. 55

25.  Научные революции как «точки бифуркации» в развитии знания. Нелинейность роста научного знания. 57

26.  Наука как тип рациональности. Историческая смена типов научной рациональности. 60

27.  Научные сообщества и их исторические типы. Наука, экономика, власть. 62

28.  Наука в контексте современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. 64

29.  Главные характеристики современного этапа развития науки. 65

30.  Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного исследования. 67

Философские проблемы социально-гуманитарных наук (общая часть) 73

1.    Специфика социально-гуманитарного познания. 73

2.    Проблема генезиса социально-гуманитарного знания и его дисциплинарная структура. 76

3.    Роль философии в формировании и развитии социально-гуманитарного знания. 76

4.   Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании (ценности, нормы, идеалы). 76

5.    Натуралистический и культурно-исторический подходы в социальных и гуманитарных науках. 76

6.    Жизнь как категория наук об обществе и культуре. 77

7.    Специфика субъектно-объектных отношений и особенности методологии в социально-гуманитарном познании. 77

8.    Роль языка в развитии социального и гуманитарного знания. 77

9.    Роль традиций, образцов и «пред-рассудков» в контексте понимания и смыслополагания. 79

10.  Проблема объективности познания в социальных и гуманитарных науках. 82

11.  Социально-историческая реальность в социально-гуманитарном познании. 84

12.  Категории пространства и времени в социально-гуманитарном познании. 85

13.  Понятие факта в социально-гуманитарном познании. 86

14.  Объяснение и понимание в социальном и гуманитарном познании. 87

15.   Герменевтика как метод понимания и интерпретации текста. 88

16.  Проблема истины в социальном и гуманитарном познании. 90

17.   Прогностические возможности социального и гуманитарного познания. 93

18.  Соотношение религиозного и научного социально-гуманитарного знания. 94

19.  Проблема соотношения человека и общества в социальном и гуманитарном познании. 95

20.   Понятие личности в социальных и гуманитарных науках. 95

Современные философские проблемы экономической теории. 98

1.    Экономическая теория и философия науки. 98

2.    История экономической науки и разработка философских проблем экономической науки. 98

3.    Потребности, интересы, деятельность. 99

4.    Позитивный компонент экономической теории. 100

5.    Модели человека в структуре научной экономической мысли. 102

6.    Ценностные аспекты научного экономического мышления. 103

7.    Проблема соотношения этики и экономики. 105

8.    Динамические модели глобального и экономического развития. 105

9.    Философско-методологические вопросы и концепции общественного выбора. 105

10.  Новые технологии и «информационная экономика». 106


1.      Философия науки, её предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки.

Рассматривая науку как деятельность, направленную на производство нового знания, важно учитывать историческую изменчивость самой научной деятельности. Философия науки, анализируя закономерности развития научного знания, обязана учитывать исто­ризм науки. В процессе ее развития не только происходит накопление нового знания, но и перестраиваются ранее сложившиеся представле­ния о мире. Со временем изменяются основы научного знания (Ньютон и современная квантовая теория), формы (от отдельных ученых к большой науке), средства (дорогостоящая техника) и функции.

Уже в XVII в. возникающее естествознание заявило свои претензии на формирование в культуре доминирующих мировоззрен­ческих образов. Обретая мировоззренческие функции, наука стала все активнее воздействовать на другие сферы социальной жизни, в том числе и на обыденное сознание людей. Ценность образования, осно­ванного на усвоении научных знаний, стала восприниматься как не­что само собой разумеющееся. Во второй половине XIX столетия наука получает все расширяю­щееся применение в технике и технологии. Сохраняя свою культур­но-мировоззренческую функцию, она обретает новую социальную функцию — становится производительной силой общества. В XX в. наука начинает все активнее проникать в различные сферы управле­ния социальными процессами, выступая основой квалифицирован­ных экспертных оценок и принятия управленческих решений. Соеди­няясь с властью, она реально начинает воздействовать на выбор тех или иных путей социального развития. Эту новую функцию науки иногда характеризуют как превращение ее в социальную силу. При этом усиливаются мировоззренческие функции науки и ее роль как непосредственной производительной силы.

Однако подобное изменение функций науки вызывает вопросы относительно ее будущего развития и будущей роли в жизни общества. Этими вопросами занимается философия науки.

Предметом философии на­уки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их раз­витии и рассмотренных в исторически изменяющемся социо-культурном контексте.

Чтобы выявить общие закономерности развития научного позна­ния, философия науки должна опираться на материал истории раз­личных конкретных наук. Она вырабатывает определенные гипотезы и модели развития знания, проверяя их на соответствующем историческом материале. Все это обусловливает тесную связь философии науки с историко-научными исследованиями. Философия науки всегда обращалась к анализу структуры и дина­мики знания конкретных научных дисциплин. Но вместе с тем она ориентирована на сравнение разных научных дисциплин, на выявле­ние общих закономерностей их развития. Философия науки развивается вместе с самой наукой. Она высту­пает своего рода самосознанием науки. Тесная связь философии и на­уки прослеживается на протяжении всей истории. В древности, когда наука только зарождалась, философия включала в свой состав отдель­ные научные знания. С отпочкованием от философии конкретных на­ук возникает новый тип их взаимоотношений. С одной стороны, фи­лософия, опираясь на достижения науки, развивает свои идеи, принципы и категориальный аппарат, а с другой — она активно влия­ет в качестве мировоззренчески-методологической основы на про­цессы фундаментальных научных открытий, их интерпретацию и включение в культуру.

Тематика философских проблем науки разрабатывалась в большинстве философских систем и особенно активно в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г.В. Лейбниц, Д. Дидро, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, И.Г. Фихте), что создало предпосылки к оформлению философии науки в качестве особой области философ­ского знания.

Такое оформление произошло на относительно поздних этапах развития науки и философии, в середине XIX в. (труды У. Уэвелла, Дж.Ст. Милля, О. Конта, Г. Спенсера). В этот же период был приме­нен термин «философия науки». Он впервые был предложен немец­ким философом Е. Дюрингом, который поставил задачу разработать логику познания с опорой на достижения науки. И хотя решить эту задачу Дюрингу не удалось, а его работы вызвали множество критиче­ских замечаний (в том числе и со стороны марксистов: Ф. Энгельс да­же написал книгу «Анти-Дюринг»), но сам термин оказался продук­тивным. В последующем многие философы науки использовали этот термин, не связывая его с работами Дюринга.

В XX в. философия науки превратилась в специализированную об­ласть исследований, требующую не только собственно философских логических знаний, но и умения ориентироваться в специальном научном материале.


Философия науки – научная дисциплина, исследующая структуру научного знания, средства, формы и методы научного познания, способы и формы обоснования развития научного знания (то есть изучаются законы развития и строения научного знания).

1. Общие проблемы философии наук.

1.1. Философия науки, её предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории науки и философии науки.

Философия науки как самостоятельная область знания возникла в 19 веке. Математика, астрология и пр. возникли гораздо раньше. Философия науки, её представители: позитивисты: Конт, Миль, Пуанкаре, Мах.


2.      Основные стороны бытия науки. Характерные черты научного знания.

Интуитивно кажется ясным, чем отличается наука от других форм по­знавательной деятельности человека. Однако четкая экспликация специфических черт науки в форме признаков и определений оказы­вается довольно сложной задачей. Об этом свидетельствуют многооб­разие дефиниций науки, непрекращающиеся дискуссии по проблеме демаркации между ней и другими формами познания.

Научное познание, как и все формы духовного производства, в ко­нечном счете необходимо для того, чтобы регулировать человеческую деятельность. Различные виды познания по-разному выполняют эту роль, и анализ этого различия служит первым и необходимым услови­ем для выявления особенностей научного познания.

Деятельность может быть рассмотрена как сложно организованная сеть различных актов преобразования объектов, когда продукты од­ной деятельности переходят в другую и становятся ее компонентами. Например, железная руда как продукт горнодобывающего производ­ства становится предметом, который преобразуется в деятельности сталевара, станки, произведенные на заводе из добытой сталеваром стали, служат средствами деятельности в другом производстве. Даже субъекты деятельности - люди, осуществляющие преобразования объектов в соответствии с поставленными целями, могут быть в опре­деленной степени представлены как результаты деятельности обуче­ния и воспитания, которая обеспечивает усвоение субъектом необхо­димых образцов действий, знаний Структурные характеристики  элементарного акта деятельности можно представить в виде следующей схемы:



Правая часть этой схемы изображает предметную (объектную) структуру деятельности — взаимодействие средств с предметом дея­тельности и превращение его в продукт благодаря осуществлению оп­ределенных операций. Левая часть представляет субъектную структуру, которая включает субъекта деятельности (с его целями, ценностями, знаниями операций и навыками), осуществляющего целесообразные действия и использующего для этого определенные средства деятель­ности. Средства и действия могут быть отнесены и к объектной, и к субъектной структуре, поскольку их можно рассмотреть двояким обра­зом. С одной стороны, средства могут быть представлены в качестве ис­кусственных органов человеческой деятельности. С другой — они мо­гут рассматриваться  в качестве естественных объектов, которые заимодействуют с другими объектами. Аналогичным образом опера­ции могут представать в разных рассмотрениях: и как действия челове­ка, и как естественные взаимодействии объектов.

Деятельность всегда регулируется определенными ценностями и це­лями. Ценность отвечает на вопрос: для чего нужна та или иная деятель­ность? Цель — на вопрос: что должно быть получено в деятельности.  Цель — это идеальный образ продукта. Она воплощается, опредмечи­вается в продукте, который выступает результатом преобразования предмета деятельности.

Поскольку деятельность универсальна, функциями ее предметов могут выступать не только фрагменты природы, преобразуемые в практике, но и люди, «свойства» которых меняются при их включе­нии в различные социальные подсистемы, а также сами эти подсисте­мы, взаимодействующие в рамках общества как целостного организ­ма. Тогда в первом случае мы имеем дело с «предметной стороной» изменения человеком природы, а во втором — с «предметной сторо­ной» практики, направленной на изменение социальных объектов. Человек с этой точки зрения может выступать и как субъект, и как объект практического действия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.