Шпаргалки по философии (кандидатский минимум)
1. Философия
науки, её предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки. 2
2. Основные
стороны бытия науки. Характерные черты научного знания. 2
3. Наука
и духовная культура. Функции науки в жизни общества. 5
4. Традиционалистский
и техногенный типы развития цивилизаций и их базисные ценности. 9
5. Проблемы
возникновения науки и периодизация её истории. Преднаука и наука. 12
6. Генезис
и становление теоретического знания в античной культуре. 14
7. Формирование
предпосылок научного мышления в средневековых университетах. 17
8. Становление
опытной науки в культуре позднего средневековья и Возрождения. 20
9. Научная
революция XVI-XVII вв.:
формирование основ математического естествознания. 22
10. Рационализм
и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового
времени. 25
11. Классическая
наука XVIII-XIX вв.
Формирование науки как профессиональной деятельности. Дифференциация наук и
возрастание их социальной роли. 26
12. Позитивистская
традиция в философии науки (классический позитивизм и эмпириокритицизм). 30
13. Проблемное
поле и принципиальные положения логического позитивизма и постпозитивизма. 31
14. Социологический
и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема
«интернализма» и «экстернализма» в понимании механизмов научной деятельности. 32
15. Научное
знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания,
классификация наук. 34
16. Эмпирический
уровень научного познания. Основные методы исследования и формы эмпирического
знания. 40
17. Теоретический
уровень научного исследования. Основные методы и формы теоретического знания. 42
18. Гипотетико-дедуктивная
схема развития научного познания. 45
19. Возможности
применения количественных методов в современной науке. 45
20. Компьютеризация
науки, её проблемы и следствия. 46
21. Основания
науки. Роль философских идей и принципов в развитии научного знания. 47
22. Проблема
включения новых теоретических представлений в культуру. 52
23. Процедуры
обоснования теоретических знаний. 53
24. Проблемные
ситуации в научном познании и их роль в развитии науки. 55
25. Научные
революции как «точки бифуркации» в развитии знания. Нелинейность роста научного
знания. 57
26. Наука
как тип рациональности. Историческая смена типов научной рациональности. 60
27. Научные
сообщества и их исторические типы. Наука, экономика, власть. 62
28. Наука
в контексте современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и
паранаука. 64
29. Главные
характеристики современного этапа развития науки. 65
30. Этические
проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного
исследования. 67
Философские проблемы социально-гуманитарных наук (общая часть) 73
1. Специфика
социально-гуманитарного познания. 73
2. Проблема генезиса социально-гуманитарного знания и
его дисциплинарная структура. 76
3. Роль философии в формировании и
развитии социально-гуманитарного знания. 76
4. Природа ценностей и их роль
в социально-гуманитарном познании (ценности, нормы, идеалы). 76
5. Натуралистический и
культурно-исторический подходы в социальных и гуманитарных науках. 76
6. Жизнь как категория
наук об обществе и культуре. 77
7. Специфика субъектно-объектных отношений и особенности
методологии в социально-гуманитарном познании. 77
8. Роль
языка в развитии социального и гуманитарного знания. 77
9. Роль традиций,
образцов и «пред-рассудков» в контексте понимания и смыслополагания. 79
10. Проблема
объективности познания в социальных и гуманитарных науках. 82
11. Социально-историческая
реальность в социально-гуманитарном познании. 84
12. Категории
пространства и времени в социально-гуманитарном познании. 85
13. Понятие
факта в социально-гуманитарном познании. 86
14. Объяснение
и понимание в социальном и гуманитарном познании. 87
15. Герменевтика как метод
понимания и интерпретации текста. 88
16. Проблема
истины в социальном и гуманитарном познании. 90
17. Прогностические
возможности социального и гуманитарного познания. 93
18. Соотношение
религиозного и научного социально-гуманитарного знания. 94
19. Проблема соотношения человека и общества в
социальном и гуманитарном познании. 95
20. Понятие личности в
социальных и гуманитарных науках. 95
Современные философские проблемы экономической теории. 98
1. Экономическая
теория и философия науки. 98
2. История
экономической науки и разработка философских проблем экономической науки. 98
3. Потребности,
интересы, деятельность. 99
4. Позитивный
компонент экономической теории. 100
5. Модели
человека в структуре научной экономической мысли. 102
6. Ценностные
аспекты научного экономического мышления. 103
7. Проблема
соотношения этики и экономики. 105
8. Динамические модели глобального и экономического
развития. 105
9. Философско-методологические вопросы и концепции
общественного выбора. 105
10. Новые
технологии и «информационная экономика». 106
Рассматривая науку как деятельность, направленную на производство
нового знания, важно учитывать историческую изменчивость самой научной
деятельности. Философия науки, анализируя
закономерности развития научного знания, обязана учитывать историзм науки. В
процессе ее развития не только происходит накопление нового знания, но и
перестраиваются ранее сложившиеся представления о мире. Со временем изменяются
основы научного знания (Ньютон и современная квантовая теория), формы (от
отдельных ученых к большой науке), средства (дорогостоящая техника) и функции.
Уже в XVII в. возникающее естествознание
заявило свои претензии на формирование в культуре доминирующих мировоззренческих
образов. Обретая мировоззренческие функции, наука стала все активнее
воздействовать на другие сферы социальной жизни, в том числе и на обыденное
сознание людей. Ценность образования, основанного на усвоении научных знаний,
стала восприниматься как нечто само собой разумеющееся. Во второй половине XIX
столетия наука получает все расширяющееся применение в технике и технологии.
Сохраняя свою культурно-мировоззренческую функцию, она обретает новую
социальную функцию — становится производительной силой общества. В XX в. наука начинает все активнее проникать в различные сферы
управления социальными процессами, выступая основой квалифицированных
экспертных оценок и принятия управленческих решений. Соединяясь с властью, она
реально начинает воздействовать на выбор тех или иных путей социального
развития. Эту новую функцию науки иногда характеризуют как превращение ее в
социальную силу. При этом усиливаются мировоззренческие функции науки и ее роль
как непосредственной производительной силы.
Однако подобное изменение функций науки вызывает вопросы относительно
ее будущего развития и будущей роли в жизни общества. Этими вопросами
занимается философия науки.
Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции
научного познания как особой деятельности по производству научных знаний,
взятых в их развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социо-культурном
контексте.
Чтобы
выявить общие закономерности развития научного познания, философия науки
должна опираться на материал истории различных конкретных наук. Она
вырабатывает определенные гипотезы и модели развития знания, проверяя их на
соответствующем историческом материале. Все это обусловливает тесную связь
философии науки с историко-научными исследованиями. Философия науки всегда
обращалась к анализу структуры и динамики знания конкретных научных дисциплин.
Но вместе с тем она ориентирована на сравнение разных научных дисциплин, на
выявление общих закономерностей их развития. Философия науки развивается
вместе с самой наукой. Она выступает своего рода самосознанием науки. Тесная
связь философии и науки прослеживается на протяжении всей истории. В
древности, когда наука только зарождалась, философия включала в свой состав
отдельные научные знания. С отпочкованием от философии конкретных наук
возникает новый тип их взаимоотношений. С одной стороны, философия, опираясь
на достижения науки, развивает свои идеи, принципы и категориальный аппарат, а
с другой — она активно влияет в качестве мировоззренчески-методологической
основы на процессы фундаментальных научных открытий, их интерпретацию и
включение в культуру.
Тематика философских проблем науки разрабатывалась в большинстве
философских систем и особенно активно в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Р.
Декарт, Г.В. Лейбниц, Д. Дидро, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, И.Г. Фихте), что
создало предпосылки к оформлению философии науки в качестве особой области
философского знания.
Такое оформление произошло на относительно поздних этапах
развития науки и философии, в середине XIX в.
(труды У. Уэвелла, Дж.Ст. Милля, О. Конта, Г. Спенсера). В этот же период был
применен термин «философия науки». Он впервые был предложен немецким
философом Е. Дюрингом, который поставил задачу разработать логику познания с
опорой на достижения науки. И хотя решить эту задачу Дюрингу не удалось, а его
работы вызвали множество критических замечаний (в том числе и со стороны
марксистов: Ф. Энгельс даже написал книгу «Анти-Дюринг»), но сам термин
оказался продуктивным. В последующем многие философы науки использовали этот
термин, не связывая его с работами Дюринга.
В
XX в. философия науки превратилась в специализированную область
исследований, требующую не только собственно философских логических знаний, но
и умения ориентироваться в специальном научном материале.
Философия науки – научная дисциплина, исследующая
структуру научного знания, средства, формы и методы научного познания, способы
и формы обоснования развития научного знания (то есть изучаются законы развития
и строения научного знания).
1.
Общие проблемы философии наук.
1.1.
Философия науки, её предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории науки и
философии науки.
Философия науки как
самостоятельная область знания возникла в 19 веке. Математика, астрология и пр.
возникли гораздо раньше. Философия науки, её представители: позитивисты: Конт,
Миль, Пуанкаре, Мах.
Интуитивно
кажется ясным, чем отличается наука от других форм познавательной деятельности
человека. Однако четкая экспликация специфических черт науки в форме признаков
и определений оказывается довольно сложной задачей. Об этом свидетельствуют
многообразие дефиниций науки, непрекращающиеся дискуссии по проблеме
демаркации между ней и другими формами познания.
Научное познание, как и все формы духовного производства, в конечном
счете необходимо для того, чтобы регулировать человеческую деятельность.
Различные виды познания по-разному выполняют эту роль, и анализ этого различия
служит первым и необходимым условием для выявления особенностей научного
познания.
Деятельность может быть рассмотрена как сложно организованная сеть
различных актов преобразования объектов, когда продукты одной деятельности
переходят в другую и становятся ее компонентами. Например, железная руда как
продукт горнодобывающего производства становится предметом, который
преобразуется в деятельности сталевара, станки, произведенные на заводе из
добытой сталеваром стали, служат средствами деятельности в другом производстве.
Даже субъекты деятельности - люди, осуществляющие преобразования объектов в
соответствии с поставленными целями, могут быть в определенной степени
представлены как результаты деятельности обучения и воспитания, которая
обеспечивает усвоение субъектом необходимых образцов действий, знаний
Структурные характеристики элементарного акта деятельности можно представить в
виде следующей схемы:
Правая часть этой схемы изображает предметную (объектную) структуру
деятельности — взаимодействие средств с предметом деятельности и превращение
его в продукт благодаря осуществлению определенных операций. Левая часть
представляет субъектную структуру, которая включает субъекта деятельности (с
его целями, ценностями, знаниями операций и навыками), осуществляющего
целесообразные действия и использующего для этого определенные средства деятельности.
Средства и действия могут быть отнесены и к объектной, и к субъектной
структуре, поскольку их можно рассмотреть двояким образом. С одной стороны,
средства могут быть представлены в качестве искусственных органов человеческой
деятельности. С другой — они могут рассматриваться в качестве естественных
объектов, которые заимодействуют с другими объектами. Аналогичным образом операции
могут представать в разных рассмотрениях: и как действия человека, и как
естественные взаимодействии объектов.
Деятельность всегда регулируется определенными ценностями и целями. Ценность
отвечает на вопрос: для чего нужна та или иная деятельность? Цель — на вопрос: что должно быть получено в
деятельности. Цель —
это идеальный образ продукта. Она воплощается, опредмечивается в продукте,
который выступает результатом преобразования предмета деятельности.
Поскольку
деятельность универсальна, функциями ее предметов могут выступать не только
фрагменты природы, преобразуемые в практике, но и люди, «свойства» которых
меняются при их включении в различные социальные подсистемы, а также сами эти
подсистемы, взаимодействующие в рамках общества как целостного организма.
Тогда в первом случае мы имеем дело с «предметной стороной» изменения человеком
природы, а во втором — с «предметной стороной» практики, направленной на
изменение социальных объектов. Человек с этой точки зрения может выступать и
как субъект, и как объект практического действия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40
|