рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Шпаргалки по философии (кандидатский минимум)

Таким образом, концепция поведения индивида у Маршалла исходит из того, что в основе деятельности индивида лежит рациональное поведение, но, как правило, оно инертно, то есть приобретает форму привычки. Индивид в конкретной ситуации поступает согласно опыту поведения, сформировавшемуся в ходе рациональных размышлений, в похожей ситуации в прошлом. Здесь можно говорить об условной рациональности. Также стоит отметить, что подобное поведение не основывается только лишь на эгоистических мотивах. Зачастую индивидом движет альтруизм.


Дж. Кейнс

Очевидно, что подобный анализ требовал отстранения от модели идеального «рационального максимизатора», владеющего полным информационным ресурсом и безупречным прогнозированием.

Кейнс подводит под свой закон аргументы «здравого смысла», не ссылаясь на какие-либо эмпирические исследования. Первый аргумент касается субъекта, занимающего конкретное положение в обществе, соответствующее его доходу. Вдруг человек получает дополнительный доход и, на первых порах не зная, как им распорядиться, увеличивает свои сбережения. Кейнс утверждает, что и при понижении дохода зависимость остается прежней: желая сохранять привычный уровень жизни, потребитель начинает сокращать накопления.

Кейнс говорит о воздействии объективных и субъективных факторов на склонность к потреблению. Первые действуют на человека извне, со стороны внешней среды, но обусловлены рациональным расчётом, в то время как вторые определяются «психологическими особенностями человеческого характера».

Таким образом, главный принцип, который заложил Кейнс в свою теоретическую конструкцию, - предпосылка недостаточной неполной информированности экономических  субъектов. С точки зрения рациональной максимизации целевой функции, их действия представляются в общем рациональными, но не с позиций широкой трактовки. А это очень существенный момент, так как в кризисных ситуациях максимизация целевой функции быстро может смениться иррациональными суждениями, ожиданиями, настроениями, вызванными неточностью или неполнотой информации.


Г. Саймон

Саймон придал выделил два типа анализа принимаемых решений: нормативный,  т.е. построенный на «изучении всего спектра последствий, которые должны быть учтены при принятии решений»; дескриптивный, исследующий «вопросы о том, какие особенности ситуации в первую очередь будут приняты во внимание конкретными лицами и какое представление о ситуации в целом эти действующие лица сумеют выработать.»


Заключение

Различные направления современной экономической мысли по разному впитали эволюцию модели человека в экономике. В неоклассической традиции человек рационален. Он точно знает, чего он хочет и как этого достичь. Непредсказуемость существует, но побеждается введением в рассмотрение метода передачи рисков, а именно страхованием. В работах же Саймона индивид предстаёт ограниченно рациональным. Ему не подвластно победить иррациональность своего подсознания, он зачастую находится в ограничениях своей психики. Также Саймон делает упор на процедуру принятия решения индивидом  и ограниченность её оптимальности.


6.      Ценностные аспекты научного экономического мышления.

Бизнес – инициативная хозяйственная деятельность, осуществляемая как за счет собственных, так и заемных средств на свой риск и под свою ответственность, целью которой является становление и развитие собственного дела для получения прибыли и решения социальных проблем предпринимателя, трудового коллектива, общества в целом.

Еще Аристотель приравнивал прибыль к ростовщичеству. Бизнес трактовался как одна из сфер человеческой деятельности. Во все времена особое внимание уделялось ключевому элементу предпринимательства – бизнесмену, тем этическим устоям, на которых он базирует свое дело.

В бизнесе обычно выделяют три составные части: предприниматель, условия предпринимательства, этика бизнеса.

Этика бизнеса – деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно функционировать на рынке в соответствии с действующим законодательством, установленными правилами и традициями. Этика предпринимательства служила объектом изучения издавна.

В литературе зачастую встречаются синонимичные понятия, тесно связанные с понятием этика бизнеса. Так, например:

Экономическая (деловая,  рыночная)  этика - это совокупность  норм поведения предпринимателя,  требования,  предъявляемые  культурным обществом  к  его стилю работы,  характеру общения  между участниками бизнеса,  их социальному облику.

Экономическая этика - это адаптированные к практическим нуждам бизнесмена  сведения об этических понятиях,  о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека.

Деловая  этика  -  это этика ведения переговоров с партнерами,  этика  составления документации,  использование            этических методов конкуренции и другие аспекты.

Большинство современных исследований по этике бизнеса внеисторичны. Помимо обязательных  ссылок на Канта и Милля, в них  обычно трудно найти обсуждение  концепций и идей,  сформировавшихся ранее. Экономическая этика -  наука древняя. Ее начало положено Аристотелем в произведениях “Этика”, “Никомахова этика” и “Политика”. В этих произведениях  Аристотель аргументирует  три основных  принципа:  частная  собственность, примат  двух главных производственных отраслей - сельского хозяйства и промышленности, субподчиненность  торговли, ростовщичества и денег по отношению к производственным отраслям.

Аристотель не отделял экономику от экономической этики. Он советовал своему сыну Никомаху заниматься только производством благ. Его принципы нашли развитие в идеях и концепциях католических и протестантских теологов, которые в течение длительного времени напряженно размышляли над проблемами этики бизнеса.

Возникновение капитализма в Европе 16-го века было тесно связано с протестантской Реформацией.

Можно сказать, что протестантизм сделал возможным формирование этики бизнеса. Если бы он следовал за средневековой католической теологией, утверждавшей, что “делание денег” подлежит моральному осуждению, то не смог бы установить нравственных стандартов для достижения своих целей.

Как известно, один из идеологов католицизма Августин Блаженный утверждал, что “торговец может считать себя безгрешным, но не может одобряться Богом”, а основоположник католической философии Фома Аквинский верил в то, что большинство форм торговли, осуществляемой с целью извлечения прибыли, являются аморальными.

Католические теологи различали разные типы экономической активности. Они рассматривали производства продукта для продажи как подлежащие меньшему этическому осуждению, чем, например, торговля продуктами или выдача займом.

Отрицая эти установки, протестантизм сделал возможным формирование этики бизнеса в результате морального освящения стремления к прибыли. Он утверждал, что бизнесмен может быть одобрен Богом. Стремление к прибыли и стремление к Богу стали не только совместимыми, но и взаимообуславливающими. А вознаграждение финансовым успехом стало пониматься как знак расположения Бога. Светская версия протестантской этики бизнеса стала важной составной частью западной общественной культуры.

Светский вариант протестантской этики ныне возрожден основной частью представителей бизнеса. Доклады по этике бизнеса, подготовленные такими организациями, как “Круглый стол бизнеса”, “Тач Росс” и другие утверждают, что хорошая этика означает хороший бизнес. В них  заявляется, что можно быть одновременно добродетельным и преуспевающим в бизнесе человеком, и что даже моральная добродетель необходима для успеха.

Идея о том, что успешные бизнесмены могут быть хорошими людьми, составила важное измерение сложившейся при капитализме моральной ситуации. Второе измерение включало новое понимание взаимосвязи между экономическим успехом и общественным благом. До капитализма, в сущности, вся прибыль рассматривалась как результат спекуляции. Соответственно и получение прибыли морально осуждалось. Капитализм обеспечил моральную правомочность “делания денег”.

Этико-экономическая концепция Г. Форда.

     Одной из первых  этико-экономических  концепций была концепция Г. Форда.  Он считал, что счастье и благосостояние добываются только честной работой и  что в этом заключается этический здравый человеческий смысл.

Суть фордовской экономической этики  заключена  в мысли о том, что произведенный продукт не просто реализованная  “деловая теория”, а  “нечто большее”  -  теория,  цель которой создать из мира вещей источник радостей. Сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку,  поскольку  они способствуют жизненной  свободе.

Особое внимание Форд уделял производственным рабочим. Он        обосновал дифференцированный  подход к различным качествам  и талантам  людей,  представляя работу по его силам и умению. После  медицинского осмотра больных туберкулезом рабочих переводили на легкие работы. Пенсионеров обеспечивали пенсией

Форд считал,  что высокопроизводительным  может быть рабочий,  чувствующий  себя хозяином  на  предприятии. Метод производства на его предприятиях основывался на  собственной системе управления,  которая состоит  в планомерных  методах производства  и  планомерном сочетании процессов  труда.

Форд провозгласил примат производства не над потреблением,  а  над  прибылью и торговлей. Из примата  производства он выводил  принцип служения человеку. Реализация этого принципа предполагает три фазы: 

покупки  сырья и материалов;

производства конечного продукта-товара;

продажи товара и получения  прибыли.                                                                            

Каждая из этих фаз сопровождается  проявлением радости и удовлетворения для всех участников производства. Эти проявления  имеют  тройственный  материальный  результат:                                                                 

высокую заработную плату;

низкие цены

большой  объем  прибыли за счет огромной  массы  товара.             

Непреложным законом производственной  этики  является  экономия   всех видов ресурсов.  Рыночная  экономика не может обойтись также и без фактора времени и ряда других  моментов.     Этико-экономические установки Форда имеют практическое  значение и в настоящее время.


Развитие этики бизнеса в России

В 1653 г. был введен первый в России Торговый устав, по которому взамен множества существующих ранее торговых сборов взималась единая, так называемая рублевая пошлина.

Петр I всячески стремился соблюдать правила честного бизнеса. Огромную роль в развитии торговли играли русские купцы. Можно привести много имен российских купцов, промышленников, предпринимтаелей, считавших свою репутацию честного человека высшей ценностью. Это династия Рябушинских, братья Поляковы, Щукин, Крестовников, Шамов и многие другие. Во второй половине XIX века начинают появляться ассоциации и клубы промышленников, купеческие гильдии, которые сами наводили порядок в совей среде, ликвидируя злоупотребления со стороны некотрых купцов.

Можно сослаться на известные принципы ведения  дела в России, выработанные еще в 1912 году.

Уважай власть

Будь честен и правдив

Уважай право частной собственности

Люби и уважай человека.

Будь верен слову.

Живи по средствам

Будь целеустремленным

Российские бизнесмены на свою рыночную деятельность смотрели не столько как на источник наживы, сколько на своеобразную миссию, жизненную долю, возложенную на них Богом. Поэтому российские коммерсанты, промышленники активно опирались на благотворительность, оказывали немалую помощь бедным и убогим.

В России, в русской культуре традиции частного предпринимательства формировались и развивались в течение многих веков, и были прерваны лишь посленэповской советской властью. Когда сейчас говорят об этических традициях российского предпринимательства, часто имеют ввиду свойственную им традицию благотворительности и меценатства. Значительные пожертвования перечислялись на оборону в периоды войн, предприниматели стремились приобщиться к духовной и интеллектуальной сферам с помощью активной меценатской деятельности, пожертвований на университеты, картинные галереи, музеи, архивы, научные издания.

Лишь в начале ХХ века отдельные предприниматели начали отказываться от меценатства и благотворительности в пользу непосредственной социальной защиты своих рабочих. Можно часто услышать призывы к новым российским предпринимателям следовать традициям своих дореволюционных предшественников и больше жертвовать на благотворительные и общественные нужды, спонсировать приюты, бесплатные столовые для неимущих, а также разного рода просветительские и культурные  мероприятия. С другой стороны, сами новые предприниматели начинают ощущать потребность в общественном признании, в  нравственной легитимизации своей  деятельности. Они постепенно осознают, что благожелательное отношение общественности для их деятельности объективно необходимо.

Только тот предприниматель, в котором столь сильно стремление к реализации своих творческих способностей, кто постоянно изучает запросы людей, стремится завоевать их доверие высоким качеством товара и обслуживания, кто совестлив и порядочен, показывает личный пример непрерывного духовного и профессионального совершенствования и деловой порядочности, - только подобный человек способен стать истинным бизнесменом, принести пользу себе, людям и своей стране. Сегодня в России появилось немало дерзких и невежественных богатеев, людей низкой культуры, с чрезмерным хватательным рефлексом. Но будущее России – за цивилизованными предпринимателями.


7.      Проблема соотношения этики и экономики.

Роллз (теория справедливости, какие формы и пр.)

Фома Аквинский (с помощью разума надо подавлять страсти, разум должен контролировать поведение).

Пуританизм (пурус – чистый) – проведение реформы церкви в духе кальвинизма. Очищение церкви от остатков католицизма (в Англии). Вебер считал, что Пуританизм – основной стимул научной деятельности в Англии времён Ньютона. Зомбарт: у пуритан всё нацелено на загробный мир, и поэтому пуританизм не является стимулом научного развития.

8.      Динамические модели глобального и экономического развития.


9.      Философско-методологические вопросы и концепции общественного выбора.

Теория общественного выбора представляет собой одно из наиболее ярких направлений экономического империализма, связанное с применением методологии неоклассической экономической теории для изучения политических процессов и феноменов. Зародившись в 1960-х годах как отрасль экономической науки, изучающая вопросы налогообложения и государственных расходов в контексте проблемы предоставления общественных благ, теория общественного выбора в последующие десятилетия значительно расширила сферу своего анализа и в настоящее время может рассматриваться в качестве дисциплины, по праву претендующей на статус «экономической теории политики».

Можно указать натри особенности теории общественного выбора, определяющие характер разрабатываемых на ее основе аналитических схем:

а) для описания поведения человека в политической сфере используются те же гипотезы, что и в неоклассической экономической теории: гипотезы следования личному интересу, полноты и транзитивности предпочтений, рациональной максимизации целевой функции;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.