В античную эпоху были сделаны также важные шаги в применении
математики к описанию физических процессов. Особенно характерны в этом
отношении работы великих эллинских ученых так называемого александрийского периода
— Архимеда, Евклида, Герона, Паппа, Птолемея и других. В этот период возникают
первые теоретические знания механики, среди которых в первую очередь следует
выделить разработку Архимедом начал статики и гидростатики (развитая им теория
центра тяжести, теория рычага., открытие основного закона гидростатики и
разработка проблем устойчивости и равновесия плавающих тел и т.д.). В
александрийской науке был сформулирован и решен ряд задач, связанных с
применением геометрической статики к равновесию и движению грузов по наклонной
плоскости (Герон, Папп); были доказаны теоремы об объемах тел вращения (Папп),
открыты основные законы геометрической оптики — закон прямолинейного
распространения света, закон отражения (Евклид, Архимед).
Все
эти знания можно расценить как первые теоретические модели и законы физики,
полученные с применением математического доказательства. В александрийской
науке уже встречаются изложения знаний, не привязанные жестко к
натурфилософским схемам и претендующие на самостоятельную значимость.
До
рождения теоретического естествознания как особой, самостоятельной и
самоценной области человеческого познания и деятельности оставался один шаг, а
именно: соединить математическое описание и систематическое выдвижение тех или
иных теоретических предположений с экспериментальным исследованием природы. Но
именно этого последнего шага античная наука сделать не смогла.
Она
не смогла развить теоретического естествознания и его технологических
применений. Причину этого большинство исследователей видят в рабовладении —
использовании рабов в функции орудий при решении тех или иных технических
задач. Дешевый труд рабов не создавал необходимых стимулов для развития
солидной техники и технологии, а, следовательно, и обслуживающих ее естественнонаучных
и инженерных знаний.
Действительно,
отношение к физическому труду как к низшему сорту деятельности и усиливающееся
по мере развития классового расслоения общества отделение умственного труда от
физического порождают в античных обществах своеобразный разрыв между абстрактно-теоретическими
исследованиями и практически-утилитарными формами применения научных знаний.
Известно, например, что Архимед, прославившийся не только своими
математическими работами, но и приложением их результатов к технике, считал
эмпирические и инженерные знания «делом низким и неблагородным» и лишь под
давлением обстоятельств (осада Сиракуз римлянами) вынужден был заниматься
совершенствованием военной техники и оборонительных сооружений. Архимед не
упоминал в своих сочинениях о возможных технических приложениях своих
теоретических исследований, хотя и занимался такими приложениями. По этому
поводу Плутарх писал, что Архимед был человеком «возвышенного образа мысли и
такой глубины ума и богатства по знанию», что, «считая сооружение машин
низменным и грубым, все свое рвение обратил на такие занятия, в которых красота
и совершенство пребывают не смешанными с потребностью жизни».
Но
не только в этих, в общем-то внешних по отношению к науке, социальных
обстоятельствах заключалась причина того, что античная наука не смогла открыть
для себя экспериментального метода и использовать его для постижения природы.
Описанные социальные предпосылки в конечном счете не прямо и непосредственно
определяли облик античной науки, а влияли на нее опосредованно, через мировоззрение,
выражавшее глубинные менталитета античной культуры.
Говоря о
возникновении науки (эта проблема особенно обстоятельно рассмотрена в работах
П. П. Гайденко, Л. М. Косаревой, Л. А. Микешиной, В. С. Степина и др.), надо
подчеркнуть следующее. В античности и средние века в основном имело место
философское познание мира. Здесь понятия "философия",
"знание", "наука" фактически совпадали: это было по
существу "триединое целое", не разделенное еще на свои части. Строго
говоря, в рамках философии объединялись сведения и знания и о "первых
причинах и всеобщих началах", об отдельных природных явлениях, о жизни
людей и истории человечества, о самом процессе познания, формулировалась
определенная совокупность логических (Аристотель) и математических (Евклид)
знаний и т.п. Все эти знания существовали в пределах единого целого
(традиционно называемого философией) в виде ее отдельных аспектов, сторон. Иными
словами, элементы, предпосылки, "ростки" будущей науки формировались
в недрах другой духовной системы, но они еще не выделялись из них как
автономное, самостоятельное целое.
Действительно,
предпосылки науки создавались в древневосточных цивилизациях - Египте,
Вавилоне, Индии, Китае, Древней Греции в форме эмпирических знаний о природе и
обществе, в виде отдельных элементов, "зачатков" астрономии, этики,
логики, математики и др. Вот почему геометрия Евклида - это не наука в целом, а
только одна из ветвей математики, которая (математика) также лишь одна из наук,
но не наука как таковая.
Причина такого
положения, разумеется, коренится не в том, что до Нового времени не было таких
великих ученых, как Коперник, Галилей, Кеплер, Ньютон и др., а в тех реальных общественно-исторических,
социокультурных факторах, которые еще не создали объективных условий для
формирования науки как особой системы знания, своеобразного духовного феномена
и социального института - в этом "целостном триединстве".
Таким образом, в
античный и средневековый периоды существовали лишь элементы, предпосылки,
"кусочки" науки, но не сама наука (как указанное "целостное
триединство"), которая возникает только в Новое время, в процессе
отпочковывания науки от традиционной философии. Как писал в этой связи В. И.
Вернадский, основа новой науки нашего времени - "это по существу создание
XVIII-XX вв., хотя отдельные попытки (имеются в виду математические и
естественнонаучные знания античности. - В. К.) и довольно удачные ее построения
уходят в глубь веков... Современный научный аппарат почти целиком создан в
последние три столетия, но в него попали обрывки из научных аппаратов
прошлого".
В конце XVI - начале
XVII в. происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в
развитии новых, а именно капиталистических, отношений (которые шли на смену
феодальным) в ряде стран Европы. С середины XVII в. буржуазная революция
развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской
стране. Если в феодальном обществе формирующиеся в виде "зачатков"
научные знания были "смиренной служанкой церкви" (были
"растворены" в "эфире" религиозного сознания) и им не
позволено было выходить за рамки, установленные верой, то нарождающемуся новому
классу - буржуазии - нужна была "полнокровная наука", т.е. такая
система научного знания, которая - прежде всего для развития промышленности -
исследовала бы свойства физических тел и формы проявления сил природы,
Буржуазные революции
дали мощный толчок для невиданного развития промышленности и торговли,
строительства, горного и военного дела, мореплавания и т.п. Развитие нового -
буржуазного - общества порождает большие изменения не только в экономике,
политике и социальных отношениях, оно сильно меняет и сознание людей. Важнейшим
фактором всех этих изменений оказывается наука, и прежде всего
экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII в.
переживает период своего становления. Постепенно складываются в самостоятельные
отрасли знания - астрономия, механика, физика, химия и другие частные науки.
Следует в связи с этим сказать о том, что понятия "наука" и
"естествознание" в этот период (и даже позднее) практически
отождествлялись, так как формирование обществознания (социальных, гуманитарных
наук) по своим темпам происходило несколько медленнее.
Таким образом, для
возникновения науки в XVI-XVII вв., кроме общественно-экономических
(утверждение капитализма), социальных (перелом в духовной культуре, подрыв
господства религии и схоластически-умозрительного способа мышления) условий,
необходим был определенный уровень развития самого знания, "запас"
необходимого и достаточного количества фактов, которые бы подлежали описанию,
систематизации и теоретическому обобщению. Поэтому-то первыми возникают
механика, астрономия и математика, где таких фактов было накоплено больше.
Они-то и образуют "первоначальное целое" единой науки как таковой,
"науки вообще" в отличие от философии. Отныне основной задачей
познания стало не "опутывание противника аргументацией" (как у
схоластов), а изучение - на основе реальных фактов - самой природы, объективной
действительности.
Тем самым, в отличие
от традиционной (особенно схоластической) философии, становящаяся наука Нового
времени кардинально по-новому поставила вопросы о специфике научного знания и
своеобразии его формирования, о задачах познавательной деятельности и ее
методах, о месте и роли науки в жизни общества, о необходимости господства
человека над природой на основе знания ее законов.
Знания, которые
формируются в эпоху Средних веков в Европе, вписаны в систему средневекового
миросозерцания, для которого характерно стремление к всеохватывающему знанию,
что вытекает из представлений, заимствованных из античности: подлинное знание -
это знание всеобщее, аподиктическое (доказательное). Но обладать им может
только творец, только ему доступно знать, и это знание только универсальное. В
этой парадигме нет места знанию неточному, частному, относительному,
неисчерпывающему.
Так как все на земле
сотворено, то существование любой вещи определено свыше, следовательно, она не
может быть несимволической. Вспомним новозаветное: "Вначале было Слово, и
Слово было у Бога, и Слово было Бог". Слово выступает орудием творения, а
переданное человеку, оно выступает универсальным орудием постижения мира. Понятия
отождествляются с их объективными аналогами, что выступает условием возможности
знания. Если человек овладевает понятиями, значит, он получает исчерпывающее
знание о действительности, которая производна от понятий. Познавательная
деятельность сводится к исследованию последних, а наиболее репрезентативными
являются тексты Святого писания.
Все "вещи
видимые" воспроизводят, но не в равной степени "вещи невидимые",
т.е. являются их символами. И в зависимости от приближенности или отдаленности
от Бога между символами существует определенная иерархия. Телеологизм
выражается в том, что все явления действительности существуют по промыслу Бога
и для предуготовленных им ролей (земля и вода служат растениям, которые в свою
очередь служат скоту).
Как же, исходя из
таких установок, может осуществляться познание? Только под контролем церкви.
Формируется жесткая цензура, все противоречащее религии подлежит запрету. Так,
в 1131 г. был наложен запрет на изучение медицинской и юридической литературы.
Средневековье отказалось от многих провидческих идей античности, не
вписывающихся в религиозные представления. Так как познавательная деятельность
носит теологически-текстовый характер, то исследуются и анализируются не вещи и
явления, а понятия. Поэтому универсальным методом становится дедукция
(царствует дедуктивная логика Аристотеля). В мире, сотворенным Богом и по его
планам, нет места объективным законам, без которых не могло бы формироваться
естествознание. Но в это время существуют уже области знаний, которые
подготавливали возможность рождения науки. К ним относят алхимию, астрологию,
натуральную магию и др. Многие исследователи расценивают существование этих
дисциплин как промежуточное звено между натурфилософией и техническим ремеслом,
так как они представляли сплав умозрительности и грубого наивного эмпиризма.
Средневековая
западная культура - специфический феномен. С одной стороны, продолжение
традиций античности, свидетельство тому - существование таких мыслительных
комплексов, как созерцательность, склонность к абстрактному умозрительному
теоретизированию, принципиальный отказ от опытного познания, признание
превосходства универсального над уникальным. С другой стороны, разрыв с
античными традициями: алхимия, астрология, имеющие
"экспериментальный" характер.
А на Востоке в
средние века наметился прогресс в области математических, физических,
астрономических, медицинских знаний. В IX в. была переведена на арабский язык
книга "Великая математическая система астрономии" Птолемея под
названием "Аль-Магисте" (великое), которая потом вернулась в Европу
как "Альмагест". Переводы и комментарии "Альмагеста"
служили образцом для составления таблиц и правил расчета положения небесных
светил. Также были переведены и "Начала" Евклида, и сочинения
Аристотеля, труды Архимеда, которые способствовали развитию математики,
астрономии, физики. Греческое влияние отразилось на стиле сочинений арабских
авторов, которые характеризуют систематичность изложения материала, полнота,
строгость формулировок и доказательств, теоретичность. Вместе с тем в этих трудах
присутствует характерное для восточной традиции обилие примеров и задач чисто
практического содержания. В таких областях, как арифметика, алгебра,
приближенные вычисления, был достигнут уровень, который значительно превзошел
уровень, достигнутый александрийскими учеными.
Интерес для нас
представляет личность Мухаммеда ибн-Мусы ал-Хорезми (780-850), автора
нескольких сочинений по математике, которые в XII в. были переведены на латынь
и четыре столетия служили в Европе учебными пособиями. Через его "Арифметику"
европейцы познакомились с десятичной системой счисления и правилами
(алгоритмами - от имени ал-Хорезми) выполнения четырех действий над числами,
записанными по этой системе. Ал-Хорезми была написана "Книга об ал-джебр и
ал-мукабала", целью которой было обучить искусству решений уравнений,
необходимых в случаях наследования, раздела имущества, торговли, при измерении
земель, проведении каналов и т.д. "Ал-джебр" (отсюда идет название
такого раздела математики, как алгебра) и "ал-мукабала" - приемы вычислений,
которые были известны Хорезми еще из "Арифметики" позднег-реческого
математика (III в.) Диофанта. Но в Европе об алгебраических приемах узнали
только от ал-Хорезми. Никакой специальной алгебраической символики у него даже
в зачаточном состоянии еще нет. Запись уравнений и приемы их решений
осуществляются на естественном языке.
Вот еще некоторые
имена:
·
Мухаммедаль-Баттани
(850-929) - астроном, составивший новые астрономические таблицы;
·
Ибн Юлас
(950-1009), известный достижениями в области тригонометрии, составивший таблицы
наблюдений лунных и солнечных затмений;
·
Ибн аль-Хайсам
(965-1020), сделавший значительные открытия в области оптики;
·
Ал-Бируни
(973-1048) - автор многочисленных трудов по истории, географии, филологии,
философии, математике, астрономии, создавший основы учения об удельном весе;
·
Абу-Али
ибн-Сина (Авиценна) (980-1037) - философ, математик, астроном, врач, чей
"Канон врачебной науки" снискал мировую славу и представляет
определенный познавательный интерес сегодня
·
Омар Хайям
(1048-1122) - не только великий поэт, но и известнейший в свое время математик,
астроном, механик, философ;
·
Ибн Рушд
(1126-1198) - философ, естествоиспытатель, добившийся больших успехов в области
алхимии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40
|