Показательно, что новые представления о пространстве возникали и
развивались с начала Возрождения в самых разных областях культуры: в философии
(концепция бесконечности пространства Вселенной у Дж. Бруно), в науке (система
Н. Коперника, которая рассматривала Землю как планету, вращающуюся вокруг
Солнца, и тем самым уже стирала резкую грань между земной и небесной сферами),
в области изобразительных искусств, где возникает концепция живописи как «окна
в мир» и где доминирующей формой пространственной организации изображаемого
становится линейная перспектива однородного евклидова пространства.
Все эти представления, сформировавшиеся в культуре Ренессанса,
утверждали идею однородности пространства и времени и тем самым создавали
предпосылки для утверждения метода эксперимента и соединения теоретического
(математического) описания природы с ее экспериментальным изучением. Они во
многом подготовили переворот в науке, осуществленный в эпоху Галилея и Ньютона
и завершившийся созданием механики как первой естественнонаучной теории.
Показательно, что одной из фундаментальных идей, приведших к ее
построению, была сформулированная Галилеем эвристическая программа —
исследовать закономерности движения природных объектов, в том числе и небесных
тел, анализируя поведение механических устройств (в частности, орудий Венецианского
арсенала).
В
свое время Нильс Бор высказал мысль, что новая теория, которая вносит переворот
в прежнюю систему представлений о мире, чаще всего начинается с «сумасшедшей
идеи». В отношении Галилеевой программы это вполне подошло бы. Ведь для многих
современников это была действительно сумасшедшая идея — изучить законы
движения, которым подчиняются небесные тела, путем экспериментов с механическими
орудиями Венецианского арсенала. Но истоки этой идеи лежали в предыдущем
культурном перевороте, когда преодолевались прежние представления о
неоднородном пространстве мироздания, санкционировавшие противопоставление
небесной и земной сфер.
Кстати, продуктивность Галилеевой программы была продемонстрирована в
последующий период развития механики. Традиция, идущая от Галилея и Гюйгенса к
Гуку и Ньютону, была связана с попытками моделировать в мысленных
экспериментах с механическими устройствами силы взаимодействия между небесными
телами. Например, Гук рассматривал вращение планет по аналогии с вращением тела,
закрепленного на нити, а также тела, привязанного к вращающемуся колесу.
Ньютон использовал аналогию между вращением Луны вокруг Земли и движением шара
внутри полой сферы.
Характерно, что именно на этом
пути был открыт закон всемирного тяготения. К формулировке Ньютоном этого
закона привело сопоставление законов Кеплера и получаемых в мысленном
эксперименте над аналоговой механической моделью математических выражений,
характеризующих движение шара под действием центробежных сил. Теоретическое
естествознание, возникшее в ту историческую эпоху, предстало в качестве второй
(после становления математики) важнейшей вехи формирования науки в собственном
смысле этого слова.
9.
Научная революция XVI-XVII вв.:
формирование основ математического естествознания.
Дата
начала науки:
Первая
дата – 2000 лет до нашей эры (Вавилон: астрономия).
Вторая
дата – исходя из возникновения первой научной картины мира (Греция, время
Аристотеля).
17
век – появление экспериментальной науки.
Коперник
порвал со старыми взглядами и предложил новую модель мира.
Считалось,
что вокруг двигающихся предметов спутники существовать не могут, то есть: раз у
Земли есть спутник, то Земля неподвижна.
Эксперимент
позволяет проверить наше предположение. Эксперимент строится по заранее
определённому плану (а наблюдение, как правило, не строиться на плане).
Галилео Галилей
(1564-1642 гг.)
Итальянский
учёный (профессор математики).
Философии
(во время Галилея) – общее знание о мире.
«Диалоги
о двух системах мировоззрения»: три персонажа (все имена начинаются на букву
«С»), которые беседуют три дня. Два из них выражают точку зрения Галилея, а
один – Аристотеля.
Вывел
Закон падения Галилея: S = 1/2 * g * t^2.
Вывел
Принцип инерции (движение неотделимо от покоя).
Галилей
– первый учёный современного типа. Земля находится в центре мира (так как тело
тяжёлое, оно будет лежать в центре), поэтому все тяжёлые тела стремятся к
центру мира (к ядру Земли).
{Это
не Галилей: Прилив происходит из-за притяжения Луны. Хотя сила притяжения луны
в 1 000 000 раз меньше силы притяжения Земли. Просто вода получается
легче в точке, которая ближе к Луне, чем в точках, которые дальше.}
Галилей
не всегда проводил эксперименты и подтверждал свои предположения. Раньше
вводили пятый элемент – эфир – для проведения различий между духовным миром и
реальным. Планеты были эфирными телами, а не тяжёлыми (как сейчас).
Позже
физики понятие «эфир» заменили на «вакуум».
Научная
революция возникла в 18 веке.
Кеплер И.
(1570-1631 гг.)
Философия
– бедная наука, за неё не платят. Астрологам платят много (они были при
императорах и пр.).
Кеплер
астролог и учёный.
Открыл
три закона Кеплера, управляющие движением планет.
Он
написал в 1596 году «Космографическая тайна».
1.
Планеты двигаются не по кругу, а по овалу (эллипсу).
2.
Скорость движения планет переменная.
3.
Отношение куба радиуса орбиты к квадрату периода обращения планеты вокруг
солнца примерно равно единице.
Проблемы
(которые остались нерешенными Ньютоном):
1.
Телепатия между телами. Одно тело передвинулось (например, планета) на сколько-то
метров и другое на тоже расстояние.
2.
Связанная с пространством. Может ли пространство (пустота) влиять на движение
тел.
Ньютон:
силы инерции связаны с движением относительно пространства, а не относительно
других тел.
Ньютон,
сосредотачивался на решении 2-х проблем (задачи):
Методическое
начало натуральной философии (книга издана в 1687 году).
Законы:
(1) принцип инерции, (2) что такое сила.
Первая
задача: любая наука позволяет отличать истину ото лжи. В механике – это
отличать истинные движения предметов от кажущихся таковыми. Это сложно, так как
любой предмет движется. Аналогично с промежутками времени (время мы не
чувствуем).
Ньютон,
начиная с третьей книги, строит систему мира, чтобы выявить, чем управляются
движения, которые мы видим.
Метод Ньютона:
Следовал
в методологии Ф. Бэкону. Бэкон: научный метод – индукция (лат., наведение).
Таблица присутствия (все случаи, где что-то присутствует) и таблица отсутствия
(все случаи, похожие на предыдущие, где то же отсутствует, например, тепло).
Потом таблица сравнения, выявляется причина этого что-то (тепла; причина тепла:
движение + сопротивление).
До
этого существовала теория тепла, в которой говорилось, что есть субстанции
тепла, которые присутствуют в телах. То есть задача метода: убираем всё, что не
является, соответственно, остаётся всё, что является. То есть перебираем
причины явления и опровергаем их, доходим до той, которую не можем
опровергнуть, она и является причиной.
Кант (1724-1804): «Наука – то же самое, что
математика». У них общая логическая форма. Логическая форма науки –
синтетическая априори суждений. Математика = наука «чистого созерцания».
Математика – синтетическое знание (получается при помощи суждений и интеллекта,
она основана на интуиции).
Лейбниц:
математика – аналитическое знание (основанное на логике).
Кант:
разум без чувств – пуст. Чувства без разума – слепы.
Своим творчеством
Рене Декарт (1596-1650), французский философ и математик, призван был
расчистить почву для постройки новой рациональной культуры и науки. Для этого
нужен новый рационалистический Метод, прочным и незыблемым основанием которого
должен быть человеческий разум.
В протяженной
субстанции, или природе, как считает Декарт, мы можем мыслить ясно и отчетливо
только ее величину (что тождественно с протяжением), фигуру, расположение
частей, движение. Последнее понимается только как перемещение, ни
количественные, ни качественные изменения к нему не относятся.
Наукой же, изучающей
величину, фигуры, является геометрия, которая становится универсальным
инструментом познания. И перед Декартом стоит задача - преобразовать геометрию
так, чтобы с ее помощью можно было бы изучать и движение. Тогда она станет
универсальной наукой, тождественной Методу. И создав систему координат, введя
представление об одновременном изменении двух величин, из которых одна есть
функция (кстати, термина "функция" еще в его терминологии нет)
другой, Декарт внес в математику принцип движения. Теперь математика становится
формально-рациональным методом, с помощью которого можно "считать"
числа, звезды, звуки и т.д., любую реальность, устанавливая в ней меру и
порядок с помощью нашего разума.
Французский
мыслитель отождествляет пространство (протяженность) с материей (природой),
понимая последнюю как непрерывную, делимую до бесконечности. Поэтому и космос у
него беспределен. Но идею Дж. Бруно о множественности миров Декарт не
разделяет.
Философ понимает
движение как относительное, движение и покой равнозначны: тело может являться
движущимся относительно одних тел, в то время как относительно других будет
оставаться покоящимся. На этом основании он формулирует принцип инерции: тело,
раз начав двигаться, продолжает это движение и никогда само собой не
останавливается.
Гарантом и для
закона инерции (первого закона природы) и для второго закона, утверждающего,
что всякое тело стремится продолжать свое движение по прямой, согласно Декарту,
выступает Бог-Творец. Третий закон определяет принцип движения сталкивающихся
тел. Первый и второй законы признавались в физике Нового времени, третий же был
подвергнут резкой критике.
Согласно Декарту,
задача науки - вывести объяснение всех явлений природы из полученных начал, в
которых нельзя усомниться, но устанавливаются эти начала философией. Поэтому
его часто упрекают в априорном характере научных положений.
Декарт отмечает, что
представление о мире, которое дает наука, отличается от реального природного
мира, поэтому научные знания гипотетичны. Признание вероятностного их характера
некоторые исследователи видят в нежелании Декарта навлечь на себя подозрение в
подрыве религиозной веры. Но была и теоретическая причина, как считает П. П.
Гайденко: "И причиной этой, как ни парадоксально, является божественное
всемогущество. Какая же тут, казалось бы, может быть связь? А между тем
простая: будучи всемогущим, Бог мог воспользоваться бесконечным множеством
вариантов для создания мира таким, каким мы его теперь видим. А потому тот
вариант, который предложен Декартом, является только вероятностным, - но в то
же время он равноправен со всеми остальными вариантами, если только он пригоден
для объяснения встречающихся в опыте явлений".
Нигде в
предшествующем знании не существовало понимания природы как сложной системы
механизмов, всемогущий Творец никогда не выступал в образе Бога-Механика,
поэтому Декарту важно показать, что Бог владеет бесконечным арсеналом средств
для построения машины мира, и хотя человеку не дано постичь, какие именно из
средств использовал Бог, строя мир, человек, создавая науку, конструирует мир
так, чтобы между ним и реальным миром имелось сходство. Вот поэтому
предлагаемый в науке вариант объяснения мира носит гипотетический характер, но
отнюдь не теряет своей объяснительной силы.
Сильное впечатление
на современников произвела теория вихрей (космогоническая гипотеза) Декарта:
мировое пространство заполнено особым легким, подвижным веществом, способным
образовывать гигантские вихри. Хотя космогоническая гипотеза Декарта была
отвергнута, но остались бессмертными его достижения в области математики:
введение системы координат, алгебраических обозначений, понятия переменной,
создание аналитической геометрии. Важна была также идея развития, содержащаяся
в теории вихрей, и идея деления "корпускул" до бесконечности, что
впоследствии было подтверждено атомной физикой.
Научную программу,
которую создал Исаак Ньютон (1643- 1727), английский физик, он назвал
"экспериментальной философией". В соответствии с ней исследование
природы должно опираться на опыт, который затем обобщается при помощи
"метода принципов", смысл которого заключается в следующем: проведя
наблюдения, эксперименты, с помощью индукции вычленить в чистом виде связи
явлений внешнего мира, выявить фундаментальные закономерности, принципы,
которые управляют изучаемыми процессами, осуществить их математическую
обработку и на основе этого построить целостную теоретическую систему путем
дедуктивного развертывания фундаментальных принципов.
Ньютон создал основы
классической механики как целостной системы знаний о механическом движении тел,
сформулировал три ее основных закона, дал математическую формулировку закона всемирного
тяготения, обосновал теорию движению небесных тел, определил понятие силы,
создал дифференциальное и интегральное исчисление как язык описания физической
реальности, выдвинул предположение о сочетании корпускулярных и волновых
представлений о природе света. Механика Ньютона стала классическим образцом
дедуктивной научной теории.
Также как и Ньютон,
немецкий ученый Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) был убежден, что все в
мире существующее должно быть объяснено с помощью исключительно механических
начал. Природа - это совершенный механизм, и все - от неорганического до живых
организмов - создано гениальным механиком Богом. И познаваться этот механизм
может с помощью механических причин и законов.
Отметим основные
научные достижения Лейбница (вопреки его механистическому материализму вначале,
а затем объективному идеализму - особенно в "Монадологии"):
1. Открыл (одновременно с Ньютоном)
дифференциальное и интегральное исчисления, что положило начало новой эре в
математике.
2. Стал родоначальником математической
логики и одним из создателей счетно-решающих устройств. В связи с этим
основатель кибернетики Н. Винер назвал его своим предшественником и
вдохновителем.
3. В вопросах физики и механики
подчеркивал важную роль наблюдений и экспериментов, был одним из первых ученых,
предвосхитивших закон сохранения и превращения энергии.
4. В трактате "Протагея"
одним из первых пытался научно истолковать вопросы происхождения и эволюции
Земли.
5. Изобрел специальные насосы для
откачки подземных вод и создал другие оригинальные технические новшества.
6. Обратил внимание на теорию игр.
7. Указал на взаимосвязи, развитие и
"тонкие опосредования" между растительным, животным и человеческим
"царствами".
8. Ратовал за широкое применение
научных знаний в практике.
В Новое время сложилась
механическая картина мира, утверждающая: вся Вселенная - совокупность большого
числа неизменных и неделимых частиц, перемещающихся в абсолютном пространстве и
времени, связанных силами тяготения, подчиненных законам классической механики;
природа выступает в роли простой машины, части которой жестко детерминированы;
все процессы в ней сведены к механическим.
Механическая картина
мира сыграла во многом положительную роль, дав естественнонаучное понимание
многих явлений природы. Таких представлений придерживались практически все
выдающиеся мыслители XVII в. - Галилей, Ньютон, Лейбниц, Декарт. Для их
творчества характерно построение целостной картины мироздания. Учеными не
просто ставились отдельные опыты, они создавали натурфилософские системы, в
которых соотносили полученные опытным путем знания с существующей картиной
мира, внося в последнюют необходимые изменения. Без обращения к фундаментальным
научным основаниям считалось невозможным дать полное объяснение частным
физическим явлениям. Именно с этих позиций начинало формироваться теоретическое
естествознание, и в первую очередь - физика.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40
|