1. Древний Восток:
1. Античность:
Греческая философия. Основа – проблема первоначала.
1.1. Досократический период (VI-IV
вв. до н.э.):
Милетская школа: Фалес,
Анаксимандр, Анаксимен.
Пифагорейская школа: Пифагор.
Элейская школа: Ксенофан,
Парменид, Зенон Элейский.
Гераклит Эфесский (о. 535-470
гг. до н.э.).
Эмпедокл (492-432 гг. до н.э.).
Анаксагор (499-428 гг. до н.э.).
Демокрит (460-370 гг. до н.э.).
1.2. Классический период (VI-V вв.
до н.э.).
Софисты.
Сократ (469-399 гг. до н.э.).
Платон (427-347 гг. до н.э.).
Аристотель (384-322 гг. до
н.э.).
1.3. Эллинизм (III в. до н.э. – III-IV вв. н.э.):
Архимед, Евклид, Эрасистрат, Герон, Аристарх Самосский.
2. Средневековье (4-14 вв.):
Возникает главная проблема: проблема философствования
в вере. Если греки уподобляли человека богу через интеллект, то библия
уподобляет человека богу через веру. В христианстве истина предзадана
священным писанием. Греки истину искали в человеке, природе, универсуме. Греки
знали 2 начала в человеке – тело и душа. В СФ появляется 3 начало – дух. Где
есть дух – есть причастность человека к богу посредством веры.
2.1. Раннее Средневековье: Аврелий Августин (354-430
гг.).
2.2. Высокое Средневековье:
Альберт Великий.
Фома Аквинский (1225-1274 гг.).
Роберт Гроссетест (1168-1253
гг.).
Роджер Бэкон (1214-1292 гг.).
2.3. Позднее Средневековье:
Уильям Оккам (1285-1349 гг.).
Жан Буридан (1295-1358 гг.).
Альберт Саксонский.
Николай Орем.
3. Возрождение:
Л. Альберти, Л. Бруни, Л. Валла, М. Фичино, Леонардо
да Винчи (1452-1519 гг.).
Главная проблема: проблема человека. Впервые ставится
вопрос, что человек со способностью мыслить и есть видимый бог. Да Винчи:
искусство и есть божественное. Эпоха возрождения открывает человеческую
индивидуальность и личность. Философия – искусство. Человек – не только
творение бога, человек – сам бог. Человек через искусство признается способным
подняться до божественного состояния, человек становится творцом. Проблема
гармонии человека и бога: найти божественное в человеке, найти гармонию небесного
и земного. Возрождение дало человеку свободу, автономность и самостоятельность,
чем ограничила претензии церкви на человека.
4. Научная революция XVI-XVII
вв.
Николай Коперник (1473-1543
гг.).
Иоганн Кеплер (1571-1630 гг.).
Галилео Галилей (1564-1642 гг.).
Френсис Бэкон (1561-1626 гг.).
Рене Декарт (1596-1650 гг.).
Пьер Гассенди (1594-1655 гг.).
Роберт Бойль (1627-1691 гг.).
У. Гарвей, Р. Гук, X.
Гюйгенс, Б. Паскаль, Э. Торричелли, П. Ферма.
Исаак Ньютон (1642-1727 гг.).
Ж. Боден (1530-1596 гг.).
Г. Гроций (1583-1645 гг.).
Бенедикт Спиноза (1632-1677
гг.).
Готфрид Вильгельм Лейбниц
(1646-1716 гг.).
Томас Гоббс (1588-1679 гг.):
Английский эмпиризм.
Джон Локк (1632-1704 гг.):
Английский эмпиризм.
Дэвид Юм: Английский эмпиризм.
5. XVIII в. (эпоха Просвещения). Основная идея: разум – основной источник знания.
Для разума нет пределов. Идет обожествление разума.
Л. Эйлер (1707-1783 гг.).
Ж.Л. Д’Аламбер (1717-1783 гг.).
Ж.Л. Лагранж (1736-1813 гг.).
А. Клеро (1713-1765 гг.).
Дж. Адамс и У. Леверье.
Ф.М. Вольтер, К. Гельвеций, Д.
Дидро.
Иммануил Кант (1724-1804 гг.).
6. XIX в.:
Дж. Дальтон.
А. Лавуазье (1743-1794 гг.).
Чарльз Дарвин (1809-1882 гг.).
Ф.В. Шеллинг, Г.-В. Ф. Гегель.
Р. Майер, Д. Джоуль, Г.
Гельмгольц.
К. Бернар, Л. Пастер.
О. Конт, Г. Спенсер, Э.
Дюркгейм.
Вильгельм Вундт (1832-1920 гг.).
7. Неклассическая наука:
М. Планк, Н. Бор, В. Гейзенберг.
А. Эйнштейн.
К. Гедель, А. Тарский, А. Черч.
Н. Гудмен.
8. Постнеклассическая наука:
Илья Пригожин.
Герман Хакен.
Для
того чтобы осуществился переход к собственно научному способу порождения
знаний, с его интенцией на изучение необычных, с точки зрения обыденного опыта,
предметных связей, необходим был иной тип цивилизации с иным типом культуры.
Такого рода цивилизацией, создавшей предпосылки для первого шага по нуги к
собственно науке, была демократия античной Греции. Именно здесь происходит
мутация традиционных культур и здесь социальная жизнь наполняется динамизмом,
которого не знали земледельческие цивилизации Востока с их
застойно-патриархальным круговоротом жизни. Хозяйственная и политическая жизнь
античного полиса была пронизана духом состязательности, все конкурировали между
собой, проявляя активность и инициативу, что неизбежно стимулировало
инновации в различных сферах деятельности.
Нормы
поведения и деятельности, определившие облик социальной действительности,
вырабатывались в столкновении интересов различных социальных групп и
утверждались во многом через борьбу мнений равноправных свободных индивидов на
народном собрании. Социальный климат полиса снимал с нормативов деятельности
ореол нерушимого сверхчеловеческого установления и формировал отношение к ним
как к изобретению людей, которое подлежит обсуждению и улучшению по мере
необходимости. На этой основе складывались представления о множестве форм
действительности, о возможности других, более совершенных форм по сравнению с
уже реализовавшимися. Это видение можно обозначить как идею «вариабельного
бытия», которая получила свое рациональное оформление и развитие в античной
философии. Оно стимулировало разработку целого спектра философских систем,
конкурирующих между собой, вводящих различные концепции мироздания и различные
идеалы социального устройства.
Развертывая
модели «возможных миров», античная философия, пожалуй, в наибольшей степени
реализовала в эту эпоху эвристическую функцию философского познания, что и
послужило необходимой предпосылкой становления науки в собственном смысле
слова.
Именно
в философии впервые были продемонстрированы образцы теоретического
рассуждения, способные открывать связи и отношения вещей, выходящие за рамки
обыденного опыта и связанных с ним стереотипов и архетипов обыденного сознания.
Так, при обсуждении проблемы части и целого, единого и множественного античная
философия подходит к ней теоретически, рассматривая все возможные варианты ее
решения: мир бесконечно делим (Анаксагор), мир делится на части до
определенного предела (атомистика Демокрита и Эпикура) и, наконец, совершенно
невероятное с точки зрения здравого смысла решение — мир вообще неделим (бытие
едино и неделимо — элеаты).
Обоснование
элеатами (Парменид, Зенон) этой необычной идеи поставило ряд проблем,
касающихся свойств пространства, времени и движения. Из принципа неделимости
бытия следовала невозможность движения тел, так как тело — это часть
(фрагмент) мира, а его движение представляет собой изменение его положения
(места) в пространстве в различные моменты времени. Движение тел невозможно,
если неделим мир, неделимо пространство и время. Но это противоречило
наблюдаемым фактам движения тел.
На
эти возражения известный древнегреческий философ Зенон ответил рядом
контраргументов, получивших название апорий Зенона. В них доказывалось, что с
позиций теоретического разума представление о движении тел приводит к
парадоксам. Например, апория «Стрела» демонстрировала следующий парадокс: в
каждый отдельный момент времени летящая стрела может быть рассмотрена как
покоящаяся в некоторой точке пространства. Но сумма покоев не дает движения, а
значит, летящая стрела покоится. В других апориях Зенон выявляет парадоксы,
связанные с представлениями о бесконечной делимости пространства. Например, в
апории «Ахилл и черепаха» утверждалось, что самый быстрый бегун Ахилл не
догонит черепаху, так как сначала ему нужно пробежать половину дистанции между
ним и черепахой, а она за это время отползет на некоторое расстояние, затем
Ахиллу придется преодолевать половину новой дистанции, а черепаха вновь
отползет на определенное расстояние, и так до бесконечности.
Самое
интересное, что в этих, на первый взгляд весьма экзотических рассуждениях были
поставлены проблемы, к которым потом, на протяжении более двух тысячелетий, не
раз возвращалась философская и научная мысль. В преддверии возникновения
механики мыслители позднего Средневековья обсуждали вопрос: можно ли говорить
о движении тела в точке пространства? Если движение характеризуется скоростью,
а скорость — это путь, деленный на время, то в точке не может быть скорости,
поскольку точка — это нулевое расстояние, а ноль, деленный на t, дает
ноль. Значит, движущееся тело в точке покоится.
После
возникновения механики Галилея в процессе поисков обобщающей теории
механических движений (завершившихся механикой Ньютона) пришлось вновь решать
эту проблему в связи с обоснование ем понятия мгновенной скорости. Поставленная
философией проблема трансформировалась в конкретно-научную. Ее решение было
получено благодаря развитию в математике теории пределов и методов
дифференциального и интегрального исчислений, применены в физике.
между
равноправными гражданами, и единственным критерием была обоснованность
предлагаемого норматива. Этот сложившийся в культуре идеал обоснованного
мнения был перенесен античной философией и на научные знания. Именно в
греческой математике мы встречаем изложение знаний в виде теорем: «дано —
требуется доказать — доказательство». Но в древнеегипетской и вавилонской
математике такая форма не была принята, здесь мы находим только нормативные
рецепты решения задач, излагаемые по схеме: «Делай так!»... «Смотри, ты сделал
правильно!»
Характерно,
что разработка в античной философии методов постижения и развертывания истины
(диалектики и логики) протекала как отражение мира сквозь призму социальной
практики полиса. Первые шаги к осознанию и развитию диалектики как метода были
связаны с анализом столкновения в споре противоположных мнений (типичная
ситуация выработки нормативов деятельности на народном собрании). Что же
касается логики, то ее разработка в античной философии началась с поиска
критериев правильного рассуждения в ораторском искусстве, и выработанные здесь
нормативы логического следования были затем применены к научному рассуждению.
Применение
образцов теоретического рассуждения к накопленным на этапе пред науки знаниям
математики постепенно выводило ее на уровень теоретическою познания. Уже в
истоках развития античной философии были предприняты попытки систематизировать
математические знания, полученные в древних цивилизациях, и применить к ним
процедуру доказательства. Так, Фалесу, одному из ранних древнегреческих
философов, приписывается доказательство теоремы о равенстве углов основания
равнобедренного треугольника (в качестве факта это знание было получено еще в
древнеегипетской и вавилонской математике, но оно не доказывалось в качестве
теоремы). Ученик Фалеса Анаксимандр составил систематический очерк
геометрических знаний, что также способствовало выявлению накопленных рецептов
решения задач, которые следовало обосновывать и доказывать в качестве теорем.
Важнейшей
вехой на пути создания математики как теоретической науки были работы
пифагорейской школы. Ею была создана картина мира, которая хотя и включала мифологические
элементы, но по основным своим компонентам была уже философско-рациональным ,
образом мироздания. В основе этой картины лежал принцип: началом всего является
число. Пифагорейцы считали числовые отношения ключом к пониманию
мироустройства. И это создавало особые пред-it посылки для возникновения теоретического
уровня математики. Задачей становилось изучение чисел и их отношений не просто
как моделей тех или иных практических ситуаций, а самих по себе, безотносительно
к практическому применению. Ведь познание свойств и отношений чисел теперь
представало как познание начал и гармонии космоса. Числа представали как особые
объекты, которые нужно постигать разумом, изучать их свойства и связи, а затем
уже, исходя из знаний об этих свойствах и связях, объяснить наблюдаемые
явления. Именно эта установка характеризует переход от чисто эмпирического
познания количественных отношений (познания, привязанного к наличному опыту) к
теоретическому исследованию, которое, оперируя абстракциями и создавая на
основе ранее полученных абстракций новые, осуществляет прорыв к новым формам
опыта, открывая неизвестные ранее вещи, их свойства и отношения.
В
пифагорейской математике, наряду с доказательством ряда теорем, наиболее
известной из которых является знаменитая теорема Пифагора, были осуществлены
важные шаги к соединению теоретического исследования свойств геометрических
фигур со свойствами чисел. Связи между этими двумя областями возникающей
математики были двухсторонними. Пифагорейцы стремились не только использовать
числовые отношения для характеристики свойств геометрических фигур, но и
применять к исследованию совокупностей чисел геометрические образы. Так, число
«10», которое рассматривалось как совершенное число, завершающее десятки
натурального ряда, соотносилось с треугольником, основной фигурой, к которой
при доказательстве теорем стремились свести другие геометрические фигуры.
Соотношение числа «10» и равностороннего треугольника изображались следующей
схемой:
I
I I
I I
I
I I
I I
Здесь
первый ряд соответствует «1», второй — «2», третий — числу «3», четвертый —
числу «4» а сумма их дает число «10» (1+2+3+4=10).
Нужно
сказать, что связь геометрии и теории чисел обусловила постановку
перспективных проблем, которые стимулировали развитие математики и привели к
ряду важных открытий. Так, уже в античной математике при решении задачи
числового выражения отношения гипотенузы к катетам были открыты иррациональные
числа. Исследование «фигурных чисел», продолжающее пифагорейскую традицию,
также получило развитие в последующей истории математики.
Разработка теоретических знаний математики проводилась в античную
эпоху в тесной связи с философией и в рамках философских систем. Практически
все крупные философы Античности — Демокрит, Платон, Аристотель и другие —
уделяли огромное внимание математическим проблемам. Они придали идеям
пифагорейцев, отягощенным многими мистико-мифологическими наслоениями, более
строгую, рациональную форму. И Платон, и Аристотель, хотя и в разных версиях,
отстаивали идею, что мир построен на математических принципах, что в основе
мироздания лежит математический план. Эти представления стимулировали как
развитие собственно математики, так и ее применение в различных областях
изучения окружающего мира. В античную эпоху уже была сформулирована идея о
том, что язык математики должен служить пониманию и описанию мира. Как
подчеркивал Платон, «Демиург (Бог) постоянно геометризирует», т.е.
геометрические образцы выступают основой для постижения космоса. Развитие
теоретических знаний математики в античной культуре достойно завершилось
созданием первого образца научной теории — евклидовой геометрии. В принципе, ее
построение, объединившее в целостную систему отдельные блоки геометрических
задач, решаемых в форме доказательства теорем, знаменовано превращение
математики в особую, самостоятельную науку.
Вместе с тем в Античности были получены многочисленные приложения
математических знаний к описаниям природных объектов и процессов. Прежде всего,
это касается астрономии, где были осуществлены вычисления положения планет,
предсказания солнечных и лунных затмений, предприняты смелые попытки вычислить
размеры Земли, Луны, Солнца и расстояния между ними (Аристарх Самосский,
Эратосфен, Птолемей). В античной астрономии были созданы две конкурирующие
концепции строения мира: гелиоцентрические представления Аристарха Самосского
(предвосхитившие последующие открытия Коперника) и геоцентрическая система
Гиппарха и Птолемея. И если идея Аристарха Самосского, предполагавшая круговые
движения планет по орбитам вокруг Солнца, столкнулась с трудностями при
объяснении наблюдаемых перемещений планет на небесном своде, то система
Птолемея, с ее представлениями об эпициклах, давала весьма точные
математические предсказания наблюдаемых положений планет. Луны и Солнца.
Основная книга Птолемея «Математическое построение» была переведена на
арабский язык под названием «Аль-магисте» (великое) и затем вернулась в Европу
как «Альмагест», став господствующим трактатом средневековой астрономии на
протяжении четырнадцати веков.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40
|