В процессе всех этих
революционных преобразований формировались идеалы и нормы новой, неклассической
науки. Они характеризовались отказом от прямолинейного онтологизма и пониманием
относительной истинности теорий и картины природы, выработанной на том или ином
этапе развития естествознания. В противовес идеалу единственно истинной теории,
"фотографирующей" исследуемые объекты, допускается истинность
нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и
той же реальности, поскольку в каждом из них может содержаться момент
объективно-истинного знания. Осмысливаются корреляции между онтологическими
постулатами науки и характеристиками метода, посредством которого осваивается
объект. В связи с этим принимаются такие типы объяснения и описания, которые в
явном виде содержат ссылки на средства и операции познавательной деятельности.
Наиболее ярким образцом такого подхода выступали идеалы и нормы объяснения,
описания и доказательности знаний, утвердившиеся в квантово-релятивистской
физике.
Идея исторической изменчивости
научного знания, относительной истинности вырабатываемых в науке онтологических
принципов соединялась с новыми представлениями об активности субъекта познания.
Он рассматривался уже не как дистанцированный от изучаемого мира, а как
находящийся внутри него, детерминированный им. Возникает понимание того
обстоятельства, что ответы природы на наши вопросы определяются не только
устройством самой природы, но и способом нашей постановки вопросов, который
зависит от исторического развития средств и методов познавательной
деятельности. На этой основе вырастало новое понимание категорий истины,
объективности, факта, теории, объяснения и т.п.
Все описанные перестройки
оснований науки, характеризовавшие глобальные революции в естествознании, были
вызваны не только его экспансией в новые предметные области и обнаружением
новых типов объектов, но и изменениями места и функций науки в общественной
жизни.
Основания естествознания в эпоху
его становления (первая революция) складывались в контексте рационалистического
мировоззрения ранних буржуазных революций, формирования нового (по сравнению с
идеологией средневековья) понимания отношений человека к природе, новых
представлений о предназначении познания, истинности знаний и т.п.
Становление оснований
дисциплинарного естествознания конца XVIII - первой половины XIX в. происходило
на фоне резко усиливающейся производительной роли науки, превращения научных
знаний в особый продукт, имеющий товарную цену и приносящий прибыль при его
производственном потреблении. В этот период начинает формироваться система
прикладных и инженерно-технических наук как посредника между фундаментальными
знаниями и производством. Различные сферы научной деятельности специализируются
и складываются соответствующие этой специализации научные сообщества.
Переход от классического к
неклассическому естествознанию был подготовлен изменением структур духовного
производства в европейской культуре второй половины XIX - начала XX в.,
кризисом мировоззренческих установок классического рационализма, формированием
в различных сферах духовной культуры нового понимания рациональности, когда
сознание, постигающее действительность, постоянно наталкивается на ситуации
своей погруженности в саму эту действительность, ощущая свою зависимость от
социальных обстоятельств, которые во многом определяют установки познания, его
ценностные и целевые ориентации.
В современную эпоху, в последнюю
треть нашего столетия мы являемся свидетелями новых радикальных изменений в
основаниях науки. Эти изменения можно охарактеризовать как четвертую
глобальную научную революцию, в ходе которой рождается новая постнеклассическая
наука.
Интенсивное применение научных
знаний практически во всех сферах социальной жизни, изменение самого характера
научной деятельности, связанное с революцией в средствах хранения и получения
знаний (компьютеризация науки, появление сложных и дорогостоящих приборных
комплексов, которые обслуживают исследовательские коллективы и функционируют
аналогично средствам промышленного производства ) меняет характер научной
деятельности. Наряду с дисциплинарными исследованиями на передний план все более
выдвигаются междисциплинарные и проблемно-ориентированные формы
исследовательской деятельности. Специфику современной науки конца XX века
определяют комплексные исследовательские программы, в которых принимают участие
специалисты различных областей знания. Организация таких исследований во многом
зависит от определения приоритетных направлений, их финансирования, подготовки
кадров и др. В самом же процессе определения научно-исследовательских
приоритетов наряду с собственно познавательными целями все большую роль
начинают играть цели экономического и социально-политического характера.
Исторически развивающиеся
системы представляют собой более сложный тип объекта даже по сравнению с
саморегулирующимися системами. Последние выступают особым состоянием динамики
исторического объекта, своеобразным срезом, устойчивой стадией его эволюции.
Сама же историческая эволюция характеризуется переходом от одной относительно
устойчивой системы к другой системе с новой уровневой организацией элементов и
саморегуляцией. Исторически развивающаяся система формирует с течением времени
все новые уровни своей организации, причем возникновение каждого нового уровня
оказывает воздействие на ранее сформировавшиеся, меняя связи и композицию их
элементов. Формирование каждого такого уровня сопровождается прохождением
системы через состояния неустойчивости (точки бифуркации), и в эти
моменты небольшие случайные воздействия могут привести к появлению новых
структур. Деятельность с такими системами требует принципиально новых
стратегий. Их преобразование уже не может осуществляться только за счет
увеличения энергетического и силового воздействия на систему. Простое силовое
давление часто приводит к тому, что система просто-напросто
"сбивается" к прежним структурам, потенциально заложенным в
определенных уровнях ее организации, но при этом может не возникнуть
принципиально новых структур. Чтобы вызвать их к жизни, необходим особый способ
действия: в точках бифуркации иногда достаточно небольшого энергетического
"воздействия-укола" в нужном пространственно-временном локусе, чтобы
система перестроилась и возник новый уровень организации с новыми структурами.
Саморазвивающиеся системы характеризуются синергетическими эффектами,
принципиальной необратимостью процессов. Взаимодействие с ними человека
протекает таким образом, что само человеческое действие не является чем-то
внешним, а как бы включается в систему, видоизменяя каждый раз поле ее
возможных состояний. Включаясь во взаимодействие, человек уже имеет дело не с
жесткими предметами и свойствами, а со своеобразными "созвездиями
возможностей". Перед ним в процессе деятельности каждый раз возникает
проблема выбора некоторой линии развития из множества возможных путей эволюции
системы. Причем сам этот выбор необратим и чаще всего не может быть однозначно
просчитан.
Среди исторически развивающихся
систем современной науки особое место занимают природные комплексы, в которые
включен в качестве компонента сам человек. Примерами таких
"человекоразмерных" комплексов могут служить медико-биологические
объекты, объекты экологии, включая биосферу в целом (глобальная экология),
объекты биотехнологии (в первую очередь генетической инженерии), системы
"человек - машина" (включая сложные информационные комплексы и
системы искусственного интеллекта).
Понятие «рациональность» в
практической и духовной деятельности людей охватывает как целеполагание, так и
совокупность избираемых шагов, позволяющих достичь поставленной цели. Смену типов рациональности связывают с перестройкой
оснований науки, происходящей в ходе научных революций. И хотя исторические
типы рациональности — это своего рода абстрактные идеализации, все же историки
и философы науки выделяют несколько таких типов.
Так как европейская
рациональность уходит корнями в культуру античной Греции, рассмотрим специфику
рациональности, рожденной в этой культуре. Скрытым или явным основанием
рациональности является признание тождества мышления и бытия, открытое впервые
греческим философом Парменидом. Отметим его сущностные характеристики:
1. Под бытием Парменид понимал не
наличную действительность, данную чувствам, а нечто неуничтожимое,
единственное, неподвижное, нескончаемое во времени, неделимое, ни в чем не
нуждающееся, лишенное чувственных качеств. Тождество мышления и бытия означало
способность мышления выходить за пределы чувственного мира и «работать» с
идеальными «моделями», которые не совпадают с обыденными житейскими
представлениями о мире.
2. Способность «работать» с идеальными
моделями мышление может реализовать только в слове. Слово — это форма
присутствия отсутствующего для чувственного восприятия. Определенность,
точность, однозначность значений слов есть необходимое условие построения
рационального знания.
3. Мышление понималось как
«созерцание, уподобляющее душу Богу» (Плотин), как интеллектуальное озарение,
уподобляющее ум человеческий уму божественному. Иначе говоря, не человек
открывает Истину, а Истина открывается человеку. Так как человеческий разум
есть проекция Божественного разума, то знание для человека всегда благо и
добро.
4. Основная функция разума
усматривалась в познании целевой причины. Признание целевой причины вносило
смысл в природу, которая рассматривалась как нечто целостное, включающее в себя
объективную целесообразность. Цель выступала принципом организации природы.
Результатом первой
научной революции было возникновение классической европейской науки, прежде
всего, механики и физики. В ходе этой революции сформировался особый тип
рациональности, получивший название научного. Научный тип рациональности,
радикально отличаясь от античного, тем не менее воспроизвел, правда, в
измененном виде, два главных основания античной рациональности: принцип
тождества мышления и бытия и идеальный план работы мысли. Черты научной
рациональности:
1. Бытие перестало
рассматриваться как Абсолют, Бог, Единое. Величественный античный космос был
сведен к единственной истинной реальности - природе, вещественному универсуму.
Первые естественные науки — механика и физика — изучали этот вещественный
универсум как набор статичных объектов, которые не развиваются, не изменяются.
Человеческий разум
потерял свое космическое измерение, стал уподобляться не Божественному разуму,
а самому себе и наделялся статусом суверенности. Убеждение во всесилии и
всевластии человеческого разума укрепилось в эпоху Просвещения. Неизменное,
всеобщее, безразличное ко всему знание стало идеалом научной рациональности.
Восторжествовал объективизм, базирующийся на представлении о том, что знание о
природе не зависит от познавательных процедур, осуществляемых исследователем.
Полное, истинное и окончательное объяснение природных явлений считалось
завершенным, если изучаемые явления сводились к механической системе, из
которой устранялась качественная определенность вещей и явлений. Неслучайно
этот период развития науки получил название механистического.
3. Научная рациональность признала
правомерность только тех идеальных конструктов, которые можно контролируемо
воспроизвести, сконструировать бесконечное количество раз в эксперименте. Наука
отделилась от философии и превратилась в исследовательскую технику.
4. Основным содержанием тождества
мышления и бытия становится признание возможности отыскать такую единственную
идеальную конструкцию, которая полностью соответствовала бы изучаемому
объекту, обеспечивая тем самым однозначность содержания истинного знания.
Задача приспособить мысли, понятия, представления к содержанию изучаемого
явления ставилась в зависимость от адекватного употребления языка.
5. Наука отказалась вводить в
процедуры объяснения не только конечную цель в качестве главной в мироздании и
в деятельности разума, но и цель вообще. Изъятие целевой причины превратило
природу в незавершенный ряд явлений и событий, не связанных внутренним смыслом,
создающим органическую целостность. Научная рациональность стала объяснять все
явления путем установления между ними механической причинно-следственной связи.
Вторая научная
революция произошла в конце ХVIII—первой половине XIX в.. Появление таких наук, как биология, химия, геология и
др., способствовало тому, что механическая картина мира перестает быть
общезначимой и общемировоззренческой. Специфика изучаемых объектов привела к
идее развития и к постепенному отказу от требований эксплицировать любые естественнонаучные
теории в механистических терминах. В физике, стали возникать элементы нового
неклассического типа рациональности. Тип научного объяснения и обоснования
изучаемого объекта через построение наглядной механической модели стал
уступать место другому типу объяснения, выраженному в требованиях
непротиворечивого математического описания объекта, даже в ущерб наглядности.
Но в целом первая и вторая научные революции в естествознании протекали как
формирование и развитие классической науки и ее стиля мышления.
Третья научная
революция охватывает период с конца XIX в.
до середины XX в. и характеризуется появлением
неклассического естествознания и соответствующего ему типа рациональности.
Революционные преобразования произошли сразу во многих науках: в физике были
разработаны релятивистская и квантовая теории, в биологии — генетика, в химии
— квантовая химия. В центр исследовательских программ выдвигается изучение
объектов микромира. Специфика этих объектов потребовала переосмысления
прежних классических норм и идеалов научного познания. Уже само название
«неклассическое» указывает на принципиальное отличие этого этапа науки от
предыдущего. Произошли изменения в понимании идеалов и норм научного знания:
1. Ученые согласились с тем, что
мышлению объект не дан в его «природно-девственном», первозданном состоянии:
оно изучает не объект, как он есть сам по себе, а то, как явилось наблюдателю
взаимодействие объекта с прибором.
2. Так как любой эксперимент проводит
исследователь, то проблема истины напрямую становится связанной с его
деятельностью.
3. В противовес идеалу единственно
научной теории, «фотографирующей» исследуемые объекты, стала допускаться
истинность нескольких отличающихся друг от друга теоретических описаний одного
и того же объекта.
Четвертая научная
революция совершилась в последнюю треть XX
столетия. Рождается постнеклассическая наука, объектами изучения которой
становятся исторически развивающиеся системы - Земля как система взаимодействия
геологических, биологических и техногенных процессов; Вселенная как система
взаимодействия микро-, макро- и мегамира и др.). Формируется рациональность
постнеклассического типа. Ее основные характеристики:
историческая
реконструкция как тип теоретического знания стала использоваться в космологии,
астрофизике и даже в физике элементарных частиц, что привело к изменению
картины мира.
возникло новое
направление в научных дисциплинах — синергетика. Синергетика базируется на
представлении, что исторически развивающиеся системы совершают переход от
одного относительно устойчивого состояния к другому. В процессе формирования
каждого нового уровня система проходит через так называемые «точки бифуркации»
(состояния неустойчивого равновесия). В этих точках система имеет веерный набор
возможностей дальнейшего изменения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40
|