рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кандидатский экзамен

по специальности 08.00.05

«Экономика и управление

народным хозяйством

(региональная экономика)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОСЫ К КАНДИДАТСКОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО  СПЕЦИАЛЬНОСТИ

08.00.05 – «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ (РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА)»

1.      Анализ как функция управления.

2.      Анализ межрегиональных связей и территориальной структуры экономики.

  1. Воспроизводственный подход к управлению  экономикой региона.
  2. Государственное регулирование регионального развития в Российской Федерации.
  3. Дифференциация уровней экономического развития регионов.

6.   Жизненный цикл экономической системы ( формирование, развитие, дезинтеграция/распад) и прогнозирование развития экономической системы. Фазы развития экономической системы  как объекты управления.

  1. Закономерности глобализации мировой экономики и ее воздействие на функционирование национально-государственных систем.
  2. Измерители экономического роста на региональном уровне.
  3. Индикаторы социально-экономического развития регионов.
  4. Институциональная и неоинституциональная теория фирмы: теория и последствия.
  5. Институциональная структура общества.
  6. Институциональные  и правовые основы  регулирования регионального развития.
  7. Инструменты экономического регулирования: планирование и прогнозирование, бюджетно-налоговая система, бюджетный федерализм, использование различных регулирующих инструментов, макро и микроинструменты региональной политики.
  8. Интегрированная система регионального управления. Взаимосвязь системы  управленческого учета в регионе и разработки региональных управленческих решений. Роль регионального маркетинга и менеджмента в регулировании региональной экономики.
  9. Информационные и коммуникативные технологии в менеджменте. Понятие и сущность информационных и коммуникационных технологий. Виды информационных и коммуникационных технологий. Роль геоинформационных (ГИС) и Интернет технологий в управлении организациями.
  10. Коммуникация как функция управления.
  11. Контроль как функция управления.
  12. Культура организации и стиль руководства.
  13. Макроэкономические характеристики региона.
  14. Маркетинг и маркетинговые технологии в менеджменте. Сущность и функции мониторинга. Основные субъекты  и виды мониторинга. Особенности мониторинга в государственном и муниципальном управлении. Основные технологии мониторинга.
  15. Межрегиональные экономические взаимодействия.
  16. Методы выполнения функций управления.
  17. Методы и этапы процесса принятия и осуществления управленческого решения.
  18. Методы координации и формы регламентации управленческой деятельности.
  19. Модели отдельного региона.
  20. Моделирование региональной экономики
  21. Мониторинг и технологии мониторинга в менеджменте. Сущность и функции мониторинга. Основные субъекты и виды мониторинга. Особенности мониторинга в государственном и муниципальном управлении. Основные технологии мониторинга.
  22. Монополистическая конкуренция: особенности рыночной структуры.

29.  Мотивация и стимулирование как функции управления.

30.  Национальное богатство как результат экономической деятельности общества: состав, структура и динамика национального богатства.

  1. Олигополия в рыночной экономике. Модели олигополистического рынка.
  2. Организационно-правовые формы коммерческих и некоммерческих организаций ( формы их объединений).
  3.  Организация и координация как функции управления.
  4. Организация и управление государственной собственностью на региональном уровне.
  5. Основные методы управления, их классификация. Взаимосвязь функций управления, процессов принятия и осуществления управленческих решений.
  6. Основные характеристики регионального рынка.
  7. Особенности формирования спроса и предложения на рынках факторов производства.
  8. Отечественная школа региональных экономических исследований.
  9. Планирование и прогнозирование в системе управления.
  10. Показатели экономического роста в регионе и их взаимосвязь с системой социальных индикаторов.
  11. Понятие, структура и классификация экономических систем по различным признакам (масштаб, сфера, действия, формы собственности). Основные подсистемы и элементы экономической системы как объекты управления.
  12. Практика регионального программирования.
  13. Приоритетность экономической географии и региональной экономики.

44.  Проблемные регионы и программы регионального развития.

  1. Программа развития региона.

46.  Пространственное распределение экономических ресурсов.

  1. Процесс стратегического планирования территорий.
  2. Развитые и депрессивные регионы.
  3. Разработка важнейших региональных социально-экономических показателей (индикаторов)
  4. Региональная система управления экономическим ростом.

51.  Региональная экономика во взаимосвязи с экономикой и регионалистикой.

  1. Региональные (пространственные) неравенства как объект региональной экономической политики. Причины региональных неравенств.
  2. Региональные аспекты переходного периода.

54.  Региональные аспекты экономической жизни.

  1. Региональные рынки и пространственная теория цены
  2. Региональные финансово-кредитные отношения и процессы формирования региональных рынков.
  3. Региональный аграрный рынок.
  4. Региональный информационный рынок.
  5. Региональный менеджмент.
  6. Региональный потребительский рынок: сущность, структура, взаимосвязи, методы воздействия на потребительский рынок.
  7. Региональный рынок недвижимости.
  8. Региональный рынок средств производства.
  9. Региональный рынок труда: структура, проблемы в сфере труда и занятости.
  10. Региональный финансовый рынок.
  11. Рынки факторов производства: труда, капитала, земли.

66.  Смешанные экономические системы: структура, виды, историческое место.

  1. Современные и перспективные формы и структуры организации управления.
  2. Современные направления развития теорий региональной экономики.
  3. Современные направления развития теорий региональной экономики.
  4. Современные теории организации. Принципы управления.
  5. Содержание понятий «регион» и его функции.
  6. Составляющие экономического потенциала региона.
  7. Социальная подсистема экономики: элементы отношения.
  8. Способ производства как социально-экономическая и технико-производственная целостность. Эффективность общественного производства.
  9. Структура и закономерности развития экономических отношений.
  10. Субъекты управления экономическими системами.
  11. Сущность и функции управления. Принципы управления экономическими системами, формы и методы их реализации.
  12. Сущность инновационного менеджмента, управленческие и технологические инновации.
  13. Сущность организационной структуры управления. Виды организационных структур.
  14. Сущность, функции  и структура регионального маркетинга.
  15. Теории  региональной специализации и межрегиональной торговли: теории абсолютных и сравнительных преимуществ А.Смита и Д.Рикардо.
  16. Теории и методы региональной  экономики.
  17. Теория безработицы. Понятие «полной» занятости и естественной безработицы
  18. Теория деловых циклов и кризисов.
  19. Теория денег. Денежная масса и ее структура, денежные агрегаты. Денежный рынок.
  20. Теория конкуренции и антимонопольного регулирования.
  21. Теория макроэкономического равновесия. Совокупный спрос и совокупное предложение.
  22. Теория макроэкономической нестабильности: инфляция и безработица.
  23. Теория общего экономического равновесия.

90.  Теория организации рынков. Рыночная структура: понятие и определяющие признаки.

  1. Теория переходной экономики и трансформации социально-экономических систем.
  2. Теория потребительского спроса. Спрос, предложение, рыночное равновесие.
  3. Теория прав собственности. Спецификация и размывание прав собственности.
  4. Теория трансакционных издержек.
  5. Теория формирования территориально-производственных комплексов.
  6. Теория экономики благосостояния. Эффективность и социальная справедливость.
  7. Теория экономического роста. Экономический рост как обобщающий показатель функционирования экономики.
  8. Территориальное деление ( районирование страны).
  9. Территории с особым экономическим статусом.
  10. Технологические основания институциональной структуры экономики.
  11. Типологизация регионов.
  12. Типологизация экономических систем.

103.                     Типы экономического роста.

  1. Трансформация отношений собственности на региональном и муниципальном уровне.
  2. Управление и менеджмент. Этапы развития теории и практики менеджмента.
  3. Управление изменениями и нововведениями в организации.
  4. Управление качеством.
  5. Управление риском.
  6. Управление формированием и развитием интеллектуального капитала; менеджмент знаний.
  7. Управление человеческими ресурсами и кадровые технологии.
  8. Факторы трансформации способов производства. Влияние технологических укладов на процессы формирования и функционирования экономических структур
  9. Федеральные и региональные программы регионального развития.
  10. Фирма и рынок как типы организации экономического обмена в обществе.
  11. Формы организации хозяйства и расселения на территории.
  12. Формы пространственной организации хозяйства и расселения страны.
  13. Функции  управления. Классификация функций управления.
  14. Функции предпринимательства и его носители в рыночной экономике.
  15. Функциональная система региона.
  16. Характеристики и параметры экономического пространства.
  17. Экономические связи региона. Формирование системы взаимодействующих регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС № 1

 

«Анализ как функция управления».

 

Анализ как функция управления - особый вид умственной, познавательной деятельности руководителей и специалистов-аналитиков, системное и постоянно обновляемое познание содержания, структуры, сети взаимодействий между отдельными элементами управляемого объекта и его движения, динамики. А. как ф. у. использует средства и методы изучения обстановки, проблем, ситуаций путем выявления и сопоставления свойств и характеристик объектов исследования по определенным, установленным критериям и показателям для определения состояния этих объектов, их особенностей и тенденций изменения. Такой анализ, как правило, критичен. Хотя он используется для выявления позитивных аспектов и стимулирования их создания, но главная его цель - в создании гносеологических предпосылок для развития. А это требует сосредоточения на угрозах внешней среды, недостатках и слабых сторонах управляемой системы, процессов управления, личностей руководителей и др.

В экономике наибольшее распространение получили категории макро - и микроэкономического анализа. Макроэкономический анализ (macroeconomics) - часть экономической науки, исследующая экономику как целое, а также составляющие ее важнейшие совокупности - экономику государственного сектора, экономику частного бизнеса, экономику домохозяйств, но в любом случае - с приоритетным использованием обобщенных (суммарных) экономических показателей. Микроэкономический анализ (microeconomics) - часть экономической науки, исследующая обособленные экономические единицы (отрасли, фирмы, домохозяйства и др.), отдельные рынки, а также конкретные цены и конкретные товары и услуги.

Среди разновидностей анализа в управлении экономикой как отдельных фирм, так и целых территорий (городов, регионов) и даже стран в последние десятилетия получили развитие SWOT - и SNW-анализ, STEP-анализ. Аббревиатура SWOT происходит от англоязычных слов Strengths - сильные стороны, Weaknesses - слабости, Opportunities - возможности, Threats - угрозы. Речь здесь идет о внутренней среде, о сопоставлении собственных характеристик в сравнении с основными конкурентами, что позволяет оценить собственные силы и слабости. Учитывается также внешняя среда, предоставляющая организации определенные положительные для нее возможности и отрицательные факторы, угрозы. На практике сначала анализируется именно внешняя среда. Поэтому, строго говоря, буквы О и Т должны были бы предшествовать буквам S и W. SNW-анализом называют расширенную первую часть SWOT-анализа, в которой характеристики фирмы могут быть оценены не только как силы или слабости, но и нейтрально (N - Neutral), на уровне основных конкурентов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.