рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

В первой половине 90-х гг. к федеральным законам по юридической силе фактически приравнивались указы Президента Российской Федерации. Классическим примером стал Указ Президента Российской Федерации от 22.12.93 г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаи­моотношениях бюджетов различных уровней», который коренным образом изменил действующую на тот момент налоговую систему Российской Феде­рации и внес изменения в основные законы о налогах и сборах. Тем самым был нарушен принцип законодательного регулирования налогов и сборов.

В связи с таким смешением в иерархии нормативных актов возникла точка зрения об особом месте в российском законодательстве указов Пре­зидента Российской Федерации, которая находила многочисленные под­тверждения вплоть до середины 90-х гг. прошлого века. Такая роль указов Президента обусловлена была сложной политической и экономической ситу­ацией, противостоянием с законодательной властью и необходимостью опе­ративно регулировать новые экономические отношения. Так, в 1991-1992 гг. Президент принимает следующие важные для начала осуществления эко­номической реформы указы: «О мерах по либерализации цен» (от 03.12.91 г. № 297), «О либерализации внешнеэкономической деятельности на терри­тории РСФСР» (от 12.12.91 г. № 213), «О свободе торговли» (от 29.01.92 г. № 65), «О едином экономическом пространстве РСФСР» (от 12.12.91г. № 269)и др.

В настоящее время указы Президента Российской Федерации по юри­дической силе находятся ниже федеральных законов, но по-прежнему регу­лируют отдельные аспекты экономических отношений. Например, вопросы ценообразования (Указы Президента Российской Федерации от 28.02.95 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (та­рифов)», от 25.07.98 г. 890 «О дополнительных мерах по снижению цен на природный газ»), развития оборонной промышленности (Указы Прези­дента Российской Федерации от 08.05.96 г № 688 «О первоочередных мерах поддержки предприятий оборонного комплекса Российской Федерации», от 23.10.2000 г. № 1769 «О мерах по обеспечению концентрации и рационали­зации оборонного производства в Российской Федерации»).

Большое значение в регулировании экономических отношений имеют постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Они регулируют отношения, отнесенные к ведению Российской Федерации, ис­полняют и реализуют положения Федеральных законов, утверждают феде­ральные целевые программы и концепции развития экономики России. Так, распоряжением от 10.07.200 1г. № 910-р Правительство Российской Федера­ции утвердило Программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.). Правительство России своими нормативными актами содействует выравниванию уровня социально-экономического развития субъектов Федерации. Постановлением от 19.09.98 г. № 1112 «О дополнительной финансовой поддержке депрессив­ных регионов» была утверждена «Методика распределения средств, пред­назначенных для дополнительной финансовой поддержки депрессивных регионов», постановлением от 11.10.2001 г. № 717 Правительство утвердило Федеральную целевую программу «Сокращение различий в социально-эко­номическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 гг. и до 2015 г.). Этой же цели содействуют постановление от 27.07.2001 г. № 564, утвердившее Федеральную целевую программу «Экономическое и социаль­ное развитие коренных и малочисленных народов Севера до 2011 года», от 07.03.2000 г. № 198 - «Концепцию государственной поддержки экономиче­ского и социального развития районов Севера» и т. д.

Регулированием экономики субъектов Российской Федерации, прежде всего, занимаются Министерство экономического развития и торговли Рос­сийской Федерации (далее - Минэкономразвития России), Министерство финансов Российской Федерации, Министерство по налогам и сборам Рос­сийской Федерации.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России к его компетенции относится разработка основных принципов региональной экономической политики и экономических основ федеративных отношений. Так, Минэкономразвития России осуществляет методическое руководство процессом разработки прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, ежегодно издает соответствующие рас­поряжения (включая инструктивные материалы и сценарные условия) по разработке прогнозов, проводит учебно-методические семинары-совеща­ния. Большая роль принадлежит Минэкономразвития России в регулирова­нии процесса инвестиционной деятельности в субъектах Федерации, оценке инвестиционных проектов субъектов Российской Федерации, включению их в федеральные целевые программы.

Министерство издает распоряжения о ежемесячном предоставлении субъектами Федерации мониторинга их социально-экономического развития с целью оценки их деятельности и составления мониторинга социально-эко­номического развития Российской Федерации в целом.

В задачи еще одного органа федеральной исполнительной власти - Мин­фина России - входят: совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма; разработка единой методо­логии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении; осу­ществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля. По всем этим вопросам Министерство разрабатывает и принимает в установленном порядке нормативные правовые акты, обязательные для ис­полнения на территории Российской Федерации.

Регионы осуществляют управление своей экономикой посредством сле­дующих нормативных правовых актов:

- Конституций и Уставов субъектов Федерации;

- законов соответствующего уровня, принимаемых органами законода­тельной власти регионов;

- нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъ-. ектов Российской Федерации (в российских республиках, единственных в мире, исполнительная власть может быть представлена не только Прави­тельством, но и Президентом).

Выше уже были приведены наименования разделов и глав Устава (Основного закона) Воронежской области, посвященных регулированию экономики области. Обратим внимание непосредственно на нормативные положения Устава Воронежской области. Статья 62 определяет, что основой экономической системы области является собственность во всем много­образии ее форм (государственная, муниципальная, частная и др.), за счет использования и распоряжения которой обеспечивается жизнедеятельность области, удовлетворение социально-культурных потребностей и благососто­яние ее населения и развитие экономики Российской Федерации.

Следующим уровнем регионального нормативного регулирования являются законы субъектов Российской Федерации. Уже упоминавшийся закон Воронежской области «Об управлении государственной собствен­ностью Воронежской области» (от 17.03.97 г. № 86-3) устанавливает общий порядок реализации Воронежской областью как субъектом Российской Федерации правомочий собственника, определяет компетенцию органов государственной власти области в сфере управления имуществом, нахо­дящимся в государственной собственности Воронежской области; имуще­ственную ответственность Воронежской области; объекты, относящиеся к областной собственности, и их учет; порядок формирования, управления и использования областной собственности. Однако указанный закон устарел, администрацией области подготовлен и направлен в областную Думу новый закон об областной собственности. Требуют замены областные законы «Об областном (региональном) государственном заказе» (от 05.01.96 г. № 40-3) и «О регулировании земельных отношений в Воронежской области» (от 09.06.95 г. № 18-3), также ранее упоминавшиеся.

Определяющее значение в регулировании экономики области имеют ежегодно принимаемые законы о бюджете области на очередной финансо­вый год. Этим документом устанавливается приоритетное значение одних нормативных актов и приостанавливается действие других. Именно этот документ обеспечивает реализацию экономического законодательства в об­ласти в очередном финансовом году.

Важное значение в регулировании региональной экономики играют под­законные нормативные акты, прежде всего издаваемые исполнительными органами государственной власти (а также с участием законодательных ор­ганов государственной власти). В Воронежской области таковыми являются постановления и распоряжения главы администрации области, совместные постановления администрации области и областной Думы. Они дают воз­можность оперативного регулирования отдельных вопросов экономики, в том числе организационных (например, утверждают решение о разработке областных законов и составе рабочих групп по их разработке), создают ме­ханизм реализации законов области, утверждают региональные программы социального и экономического развития области.

Так, в целях реализации областного закона «Об управлении государ­ственной собственностью Воронежской области» были приняты следующие нормативные правовые акты:

- совместным постановлением Воронежской областной Думы и админи­страции области от 10 апреля 2000 года № 1356/328 утверждено Положение о порядке приобретения имущества в собственность Воронежской области. В Положении определяется порядок создания залогового фонда области, обеспечения участия органов государственной власти области в деятельно­сти акционерных обществ и использования приобретенного имущества для социальных нужд области;

- постановление администрации Воронежской области от 31 марта 2000 года № 297 «О проведении инвентаризации государственной собственности Воронежской области по финансовым итогам 1999 года» было принято в це­лях контроля за фактическим наличием и использованием государственного имущества Воронежской области, определения реального имущественного потенциала области, установления финансового состояния государственных предприятий областного уровня собственности, корректировки пообъектного реестра недвижимости области;

- постановления администрации Воронежской области от 21 декабря 1999 года № 1247 и от 22 октября 1998 года № 1011 утверждают соответ­ственно перечни объектов областной собственности, передаваемых в феде­ральную собственность, и объектов федеральной собственности, передавае­мых в государственную собственность Воронежской области.

Вопросы реализации инвестиционной политики Воронежской области были отражены в следующих подзаконных нормативных актах:

- совместное постановление Воронежской областной Думы и админи­страции Воронежской области от 14 марта 1997 года № 239/766 «О практических мерах по развитию инвестиционной деятельности и инвестиционного законодательства в Воронежской области»;

- постановление администрации Воронежской области от 3 апреля 1997 года № 344 «О создании Воронежского областного фонда развития и инве­стиций»;

- постановление администрации Воронежской области от 6 июня 1998 года № 654 «Об областном инвестиционном совете».

Поскольку перечисленные нормативные правовые акты не смогли эф­фективно регулировать отношения, связанные с привлечением инвестиций в Воронежскую область, и фактически оказались бездействующими, потре­бовалась разработка нового областного закона об инвестиционной деятель­ности. В целях достижения задач и целей закона и действенного исполнения его положений разрабатывается пакет нормативных правовых актов, направ­ленных на создание механизма реализации этого закона. К ним относятся:

проект закона Воронежской области «Об областном залоговом фонде», проекты постановлений администрации области о порядке проведения экс­пертизы инвестиционных проектов, о Реестре инвестиционных проектов, о порядке проведения конкурса инвестиционных проектов, о порядке форми­рования залогового фонда и др.

Осенью 2001 года распоряжением главы администрации Воронежской области была утверждена Программа экономического и социального раз­вития Воронежской области на 2002-2006 годы, для исполнения которой необходимо существенное обновление экономического законодательства области. В силу особой значимости и масштабности Программа была утверждена законом Воронежской области от 10 июля 2002 года № 44-03 «О Программе экономического и социального развития Воронежской обла­сти на 2002-2006 годы».

Постановлениями и распоряжениями главы администрации области утверждаются и менее масштабные программы, например Программа энер­госбережения Воронежской области на 2000-2003 годы (утверждена поста­новлением администрации Воронежской области от 21 сентября 1999 года № 943).

Особую роль в управлении региональной экономикой играют, с одной стороны, международные документы, с другой, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Примером регулирования экономики регионов на международном уров­не являются документы Европейского Союза о региональной политике. К ним относятся:

- Единый Европейский акт 1987 года (раздел V);

- Резолюция Совета Европейских сообществ о руководящих принципах региональной политики 1979 года;

- Рекомендации Комиссии Европейских сообществ государствам-чле­нам по программам регионального развития 1979 года;

- Европейская хартия обустройства территории 1985 года;

- Резолюция Европейского парламента по согласованной политике об­устройства территории 1990 года;

- Постановление Совета (ЕЭС) о задачах структурных фондов, их эффективности и координации их действий между собой и с операциями Европейского инвестиционного банка и других существующих финансовых институтов 1988 года.

Резолюция Совета Европейских сообществ о руководящих принципах региональной политики 1979 года устанавливает основные направления ре­гулирования региональной политики:

- использование системного анализа в разработке региональной поли­тики в рамках Европейского Союза, подготовка и коллективное обсуждение итоговых документов;

- оценка воздействия политики Европейского Союза на регионы и ее учет при формировании экономической политики в целом;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.