-
графо-аналитические-сетевые, матричные и др. табличные и графические
отображения распределения функций, полномочий, организационных связей
(метасхемы информационных, денежных потоков, матрицы распределения полномочий
и ответственности, органиграммы процессов принятия решений и др), которые дают
возможность анализировать распределение функций, полномочий, ответственности,
организационные связи;
- натурные модели
организационных структур (для оценки функционирования реальных структур)
-
математико-статистические модели построения на основе сбора, анализа и
обработки эмпирических данных об организационных структурах, созданных для
аналогичных целей в сопоставимых условиях.
ВОПРОС 42
Программирование развития экономики
региона означает разработку и
реализацию специальных документов, описывающих цели, процедуру и мероприятия и
средства решения наиболее актуальных проблем регионального развития.
Программирование знаменует активное
участие властных структур не только в опосредованном (косвенном) воздействии на
экономические процессы, но и в непосредственном управлении ходом общественного
воспроизводства. Этот процесс имеет место во всех развитых странах мира.
В основу программно-целевого подхода
как инструмента проведения региональной администрацией целенаправленной политики
по решению проблем региона должна быть положена система программ, которые
реализуются либо государственными органами разного уровня, либо частными
компаниями при государственной поддержке.
Целевые программы представляют собой комплекс
научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных,
социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий,
обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного,
экономического, экологического, социального и культурного развития Российской
Федерации.
Существуют федеральные, региональные и
отраслевые программы. Региональным программам в случае их важности может
присваиваться статус федеральных. Федеральные целевые программы являются
важнейшим средством реализации структурной политики государства, активного
воздействия властных структур на ход экономических процессов для достижения
конечных социально-экономических целей1.
Структурными элементами
программно-целевого подхода в регулировании регионального развития
являются установление целей социально-экономического развития; разработка
мероприятий, которые направлены на достижение этих целей; обеспечение согласования
целей и мероприятий; ресурсное обеспечение намечаемых мер.
В качестве целевых установок
регионального развития могут выступать задачи как общерегионального уровня
(например, повышение эффективности функционирования экономики региона путем развития
производственной инфраструктуры или создание условий для широкого развития
предпринимательства), так и более узкого и частного характера (например,
решение продовольственной проблемы, прорыв на мировой рынок с товарами определенного
вида).
Наиболее сложной проблемой является
разработка программы комплексного развития экономики и социальной сферы региона
как целостного образования, поскольку в этом случае необходимо учесть все
многообразие ограничений на экономическое развитие региона, а именно:
состояние природного фактора, современную социально-демографическую ситуацию,
прогноз социальной напряженности в регионе и пр. Принципиальное значение имеет
положение о том, что для стабильного развития региона нельзя ограничиваться
только решением задач, имеющих преимущественно оперативный характер и
связанных с функционированием жизнеобеспечивающих систем и объектов.
Необходимо решать задачи стратегического порядка, призванные обеспечить
совершенствование (модернизацию) экономики базы, развитие социальной среды.
В качестве обязательных выдвигаются
следующие структурные элементы региональной комплексной программы:
• промышленная политика
(подпрограмма модернизации экономики и реструктуризации предприятий);
• строительная политика
(подпрограмма развития региональной инфраструктуры, реконструкция
коммуникаций);
• социальная политика (подпрограмма
развития образования, здравоохранения, культуры).
Процедура разработки комплексных
региональных программ опирается на апробированную и общепринятую в мировой практике
схему и предусматривает следующую последовательность действий:
• анализ социально-экономической
ситуации в регионе, выявление проблем, определение их актуальности и социальной
значимости;
• формулировка проблем, подлежащих
программному решению, анализ ограничений проблемы, прогноз ее состояния в
будущем;
• выделение основных целей, их
ранжировка, построение «дерева целей»;
• поиск возможных путей решения
проблемы (разработка максимального количества альтернатив), оценка и отбор альтернатив
(выбор оптимального решения);
• детализация и уточнение отобранных
альтернатив;
• разработка взаимосвязанной
совокупности мероприятий программы;
• разработка рекомендаций по
реализации программы, оценка последствий реализации программы.
Ресурсное обеспечение программ осуществляется на основе рассмотрения бюджетных
заявок, которые содержат обоснование затрат на реализацию федеральных целевых
программ и иных федеральных нужд в данном году. Вопрос о выделении финансовых
и иных ограниченных ресурсов на реализацию федеральных программ решается по
рекомендации Министерства экономического развития и торговли, а также
Министерства финансов на основе проектов бюджетных заявок, исходя из прогноза
социально-экономического развития и проекта государственного бюджета.
Программа должна иметь четко
фиксируемые начало и конец; при этом сроки программы позволяют осуществлять
контроль за ее реализацией и оценить ее выполнение.
Программа, как правило, реализуется в
несколько этапов. Дело в том, что с помощью данного метода управления задачи
обычно решаются один раз и впервые в данной постановке, что предполагает
несколько равновероятностных исходов. В свою очередь, последнее обстоятельство
заставляет разрабатывать запасные варианты решения проблемы в случае неудачи
на отдельных этапах реализации программы. В связи с этим широко применяется сетевое
планирование.
Методический инструментарий
программно-целевого подхода включает
широко использовавшиеся в прежние годы методы «дерево целей», балансовых и технико-экономических
расчетов, определения приоритетов, разработки вариантов и др., причем как в
традиционном экономико-статистическом, так и в экономико-математическом
исполнении.
Региональные программы должны
базироваться на единой системе методов и показателей общенационального и территориального
регулирования, что обеспечивает сопоставимость этих уровней и возможность
включения в программный и непрограммный оазоезы региональных разработок.
На стадиях научной разработки
программы исключительно важен вариантный подход. Многовариантность позволяет
надежно выявить и обосновать наиболее эффективные пути достижения программных
целей. При этом надо различать ценность вариантов с количественными различиями
показателей (вилка) и с принципиальными качественными отличиями решений
(альтернатива).
Для выявления оптимального варианта
программы подходят такие критерии, как минимум времени реализации при заданных
ограничениях на ресурсы и конечных показателях; минимум затрат на реализацию
при фиксированных конечных показателях и времени реализации; минимум отклонения
конечных показателей от установленных нормативов при заданных затратах и
времени реализации.
Ограниченность финансовых,
материальных и других ресурсов делает невозможной и нецелесообразной
одновременную разработку большого количества программ. Речь идет, таким
образом, о непременном ранжировании и отборе наиболее актуальных и
перспективных проблем из числа потенциальных.
Важной предпосылкой отбора проблем
является их тщательное изучение и научное обоснование с единых методологических
позиций. Для этих целей применим метод, который основан на ранжировании
проблем согласно количеству баллов, «собираемых» каждой проблемой по группам
критериальных признаков, и их суммирование.
5.2.2. Опыт развитых стран в области
программирования регионального развития
Программно-целевой метод приобрел
активных сторонников во многих развитых странах мира. В ряде развитых стран
разрабатывались и реализовывались программы социально-экономического
развития, в том числе программы регионального развития, главным назначением
которых было выравнивание условий развития отдельных регионов и обеспечение
достойного уровня жизни их населению.
Особенно интересным представляется
опыт Соединенных Штатов Америки, которые при общей рыночной ориентации
экономики осуществили ряд социально-экономических программ, обеспечивающих
влияние государства на экономические процессы и поддержку
конкурентоспособности страны на мировой арене.
Соединенные Штаты стали использовать
заимствованный у нашей страны опыт государственного регулирования народнохозяйственных
процессов с 1933 г. Непосредственной причиной этого стала необходимость вывода
американской экономики из состояния Великой депрессии. Вмешательство
государства в экономику выражалось главным образом во введении элементов центрального
планирования, и в первую очередь была начата разработка ряда целевых программ.
Особое значение придавалось программам развития сельскохозяйственных отраслей.
Цель данных программ заключалась в снижении социальной напряженности в обществе
путем увеличения производства продуктов питания и снижения за счет этого цен на
продовольствие. Был принят также ряд программ по развитию строительной
индустрии и других отраслей, обеспечивающих высокую занятость населения.
В тот же период была развернута
масштабная региональная программа — программа развития долины реки Тенесси,
которая продолжает свое функционирование до настоящего времени. Эта программа
является характерным примером комплексной целевой программы, т.е. такой
программы, которая используется для достижения комбинации различных целей.
(Другими примерами комплексных программ могут служить, например, долгосрочная
программа «Решение общенациональной жилищной проблемы», рассчитанная на
период с 1985 по 2000 г., а также программа разработки и строительства
космических кораблей на 1985— 1995 гг. и др.) Программа
предусматривает развитие территорий в долине реки Тенесси и предполагает
совместное решение ряда частных задач, в числе которых можно выделить освоение
потенциальных гидроэнергетических ресурсов, расширение водоемов, а также
создание новых искусственных водоемов с целью смягчения засушливого климата и
создания источников воды для искусственного орошения сельскохозяйственных
угодий, комплексную мелиорацию земель, рост производства сельскохозяйственной
продукции, улучшение условий судоходства на реке Тенесси и развитие сети
транспортных коммуникаций региона, совершенствование условий жизни населения,
создание новых рабочих мест в регионе, создание зон отдыха, улучшение
экологической обстановки в регионе.
С нашей точки зрения представляется
весьма важным, что для управления программой был создан специальный орган —
Администрация по выполнению данной программы. Первоочередными мероприятиями,
которые администрация начала проводить в
жизнь, было строительство каскада
гидроэлектростанций. После окончания строительства администрация начала
отпускать электроэнергию по низким ценам несмотря на возражения частных
энергетических компаний и дала обязательство сохранять такой уровень цен в
течение длительного срока. Низкие цены на электроэнергию привлекли в регион
значительное количество частных предпринимателей и привели к значительному
росту производства в регионе, а также к росту количества рабочих мест, созданию
промышленной и социальной инфраструктуры. Предполагалось создать еще семь
структур, подобных администрации долины Те-несси, но эти планы были свернуты
после смерти президента США Ф.Рузвельта.
Программа «Освоение и развитие
ресурсов долины реки Те-несси» является выдающейся зарубежной программой
регионального развития. Опыт ее разработки и осуществления выступает предметом
изучения в американских университетах и бизнес-центрах.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50
|