рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

673

 

Программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области» (1994-2005 годы). Государ­ственный заказчик: Минэкономразвития России

6.4

674

 

Программа «Юг России» (на период до 2006 года) Государственные заказчики: Минэкономразвития России - ко­ординатор, Минфсдсрации России, кроме того: реализация ин­вестиционных проектов в рамках других федеральных целевых программ

6.5

675

 

Программа «Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года». Государственный заказчик: Минэко­номразвития России

6.5.1

675

800

Подпрограмма «Сохранение и развитие исторического центра г. Казани». Государственный заказчик: Минэкономразвития России

6.6

676

 

Программа «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 и последующие годы)». Государ­ственный заказчик: Минэкономразвития России

6.7

677

 

Программа «Сокращение различий в социально-экономиче­ском развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)». Государственный заказчик: Минэконом­развития России

3.3.3. Регламентирование региональных программ \  Региональные целевые программы - особый класс целевых программ.

Их можно классифицировать по нескольким видам: по срокам исполне­ния, по масштабу, по цели, по источникам финансирования (см. рис. 3.10).

 Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

Наибольшую сложность вызывает разработка и реализация комплексных программ, охватывающих различные стороны социально-экономического развития региона, которые получают распространение в последнее время.

Особенность комплексных программ состоит в их многоцелевом харак­тере, и поэтому часто они расчленяются на подпрограммы, малосвязанные друг с другом.

Кроме того, реализация комплексной программы вызывает затруднения из-за сложностей с механизмом обеспечения программы ресурсами на уров­не субъекта федерации, а также ввиду необходимости проработки много­вариантности подхода, что маловероятно в условиях целевой программы.

Поэтому, как правило, подобные комплексные программы представляют собой просто систему инвестиционных проектов, предполагаемых к реали-

зации в определенный промежуток времени в рамках территории субъекта федерации.

Целевая программа развития социально-экономического комплекса региона должна опираться на научно обоснованную стратегию, определяю­щую важнейшие точки (сферы) роста экономики и решение наиболее слож­ных и острых проблем, создающих кризисные ситуации в различных сферах деятельности. Решение задач целевой региональной программы комплекс­ного характера должны способствовать тому, чтобы в рамках определенного периода создать условия и добиться конкретных результатов в подъеме эко­номики и в преодолении кризисных процессов.

Для Воронежской области таких задач несколько.

Прежде всего необходимо задействовать резервы развития агропро­мышленного комплекса: в первую очередь развивать программное растени­еводство, животноводство, комплексы перерабатывающей промышленно­сти (производство сахара, переработка зерна, производство растительного масла).

Затем создать условия для повышения конкурентоспособности продук­ции машиностроения. А также необходимо создать условия для преодоления негативной демографической ситуации (естественной убыли, старения на­селения).

Подобные стратегические направления в целевой программе должны быть детально обоснованы, а количественные параметры (цели) рассчитаны на основании возможностей получения инвестиций, прогнозов рынка про­филирующей продукции, росте доходов региональных бюджетов и доходов населения. Здесь программы должны опираться на данные социально-эконо­мических прогнозов развития.

По существу региональные целевые программы представляют собой симбиоз прогноза социально-экономического развития и инвестиционных проектов и мероприятий.

Трудности процедуры разработки такой программы обусловлены специ­фикой и особенностями развития региона. Почти невозможно построить ее «снизу» - от предприятий. Сложность разработки программы заключается и в многоцелевом характере устремлений хозяйствующих субъектов (иногда взаимоисключающих друг друга), и в отсутствии у большей части предпри­ятий среднесрочных программ и бизнес-планов.

Возможно типизировать, упростить информацию, включаемую в про­граммы (например, путь Ростовской, Курганской областей). Это формали­зует расчеты и снижает трудоемкость разработки программы, но не преодо­левает многоцелевой характер таких программ.

U Вместе с тем программы социально-экономического развития субъекта РФ должны представлять собой документ, направленный на реализацию стратегии развития региона в определенном промежутке времени и содержа­щий: прогноз макроэкономических показателей, инвестиционные проекты, предложения по развитию хозяйственного механизма региона. О Особенность региональных программ еще и в том, что в них должны учитываться все мероприятия, которые вошли в ФЦП по данной территории. Это противоречит действующим нормативным документам, где исключается возможность дублирования одних и тех же мероприятий в целях предотвра­щения двойного финансирования.

На практике в региональных целевых программах приводятся сведения об уже намеченных к реализации мероприятиях, включенных в ФЦП.

Необходимо, на наш взгляд, придать региональной целевой программе функцию, координирующую все виды программ, реализуемых на данной территории, что способствовало бы более четкой регламентации использова­ния ресурсов, упорядочиванию проведения корректировок в случае срывов сроков реализации отдельных мероприятий и позволило бы перейти от «вы­бивания» средств из федерального бюджета к обоснованию необходимости первоочередной реализации определенных проектов. Это усилило бы про-гоаммно-целевую направленность региональных программ. U Опыт разработки и реализации региональных целевых программ указы­вает на необходимость усовершенствования отдельных нормативных поло­жений, регламентирующих процедуры создания и исполнения мероприятий программ. Эти положения должны включать следующие этапы. — /. Отбор проблем для программной проработки

В соответствии с действующим порядком субъекты РФ ежегодно представ­ляют в Минфин РФ и Минэкономразвития РФ, отраслевые министерства бюд­жетные заявки, в которые включают объемы финансирования мероприятий.

Такой порядок приводит к тому, что Минэкономразвития РФ, отраслевые министерства, получая множество заявок от регионов, не в силах их про­гнозировать и обосновать выбор, поэтому отбор региональных программ происходит бессистемно.

Целесообразно поручить Минэкономразвития РФ наметить комплекс стратегических проблем регионального характера, подлежащих программ­ной разработке с учетом прогнозных параметров социально-экономического развития страны.

Подобный проект перечня стратегических проблем должен определяться среднесрочной программой развития страны и утверждаться в установлен­ном порядке законодательной властью. Затем в рамках утвержденных стра­тегических проблем Минэкономразвития РФ должно формировать перечень

Федеральных региональных программ с определением сроков и источников финансирования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.