|
|
3.3.3. Регламентирование региональных программ \ Региональные целевые программы - особый класс целевых программ. Их можно классифицировать по нескольким видам: по срокам исполнения, по масштабу, по цели, по источникам финансирования (см. рис. 3.10). Наибольшую сложность вызывает разработка и реализация комплексных программ, охватывающих различные стороны социально-экономического развития региона, которые получают распространение в последнее время. Особенность комплексных программ состоит в их многоцелевом характере, и поэтому часто они расчленяются на подпрограммы, малосвязанные друг с другом. Кроме того, реализация комплексной программы вызывает затруднения из-за сложностей с механизмом обеспечения программы ресурсами на уровне субъекта федерации, а также ввиду необходимости проработки многовариантности подхода, что маловероятно в условиях целевой программы. Поэтому, как правило, подобные комплексные программы представляют собой просто систему инвестиционных проектов, предполагаемых к реали- зации в определенный промежуток времени в рамках территории субъекта федерации. Целевая программа развития социально-экономического комплекса региона должна опираться на научно обоснованную стратегию, определяющую важнейшие точки (сферы) роста экономики и решение наиболее сложных и острых проблем, создающих кризисные ситуации в различных сферах деятельности. Решение задач целевой региональной программы комплексного характера должны способствовать тому, чтобы в рамках определенного периода создать условия и добиться конкретных результатов в подъеме экономики и в преодолении кризисных процессов. Для Воронежской области таких задач несколько. Прежде всего необходимо задействовать резервы развития агропромышленного комплекса: в первую очередь развивать программное растениеводство, животноводство, комплексы перерабатывающей промышленности (производство сахара, переработка зерна, производство растительного масла). Затем создать условия для повышения конкурентоспособности продукции машиностроения. А также необходимо создать условия для преодоления негативной демографической ситуации (естественной убыли, старения населения). Подобные стратегические направления в целевой программе должны быть детально обоснованы, а количественные параметры (цели) рассчитаны на основании возможностей получения инвестиций, прогнозов рынка профилирующей продукции, росте доходов региональных бюджетов и доходов населения. Здесь программы должны опираться на данные социально-экономических прогнозов развития. По существу региональные целевые программы представляют собой симбиоз прогноза социально-экономического развития и инвестиционных проектов и мероприятий. Трудности процедуры разработки такой программы обусловлены спецификой и особенностями развития региона. Почти невозможно построить ее «снизу» - от предприятий. Сложность разработки программы заключается и в многоцелевом характере устремлений хозяйствующих субъектов (иногда взаимоисключающих друг друга), и в отсутствии у большей части предприятий среднесрочных программ и бизнес-планов. Возможно типизировать, упростить информацию, включаемую в программы (например, путь Ростовской, Курганской областей). Это формализует расчеты и снижает трудоемкость разработки программы, но не преодолевает многоцелевой характер таких программ. U Вместе с тем программы социально-экономического развития субъекта РФ должны представлять собой документ, направленный на реализацию стратегии развития региона в определенном промежутке времени и содержащий: прогноз макроэкономических показателей, инвестиционные проекты, предложения по развитию хозяйственного механизма региона. О Особенность региональных программ еще и в том, что в них должны учитываться все мероприятия, которые вошли в ФЦП по данной территории. Это противоречит действующим нормативным документам, где исключается возможность дублирования одних и тех же мероприятий в целях предотвращения двойного финансирования. На практике в региональных целевых программах приводятся сведения об уже намеченных к реализации мероприятиях, включенных в ФЦП. Необходимо, на наш взгляд, придать региональной целевой программе функцию, координирующую все виды программ, реализуемых на данной территории, что способствовало бы более четкой регламентации использования ресурсов, упорядочиванию проведения корректировок в случае срывов сроков реализации отдельных мероприятий и позволило бы перейти от «выбивания» средств из федерального бюджета к обоснованию необходимости первоочередной реализации определенных проектов. Это усилило бы про-гоаммно-целевую направленность региональных программ. U Опыт разработки и реализации региональных целевых программ указывает на необходимость усовершенствования отдельных нормативных положений, регламентирующих процедуры создания и исполнения мероприятий программ. Эти положения должны включать следующие этапы. — /. Отбор проблем для программной проработки В соответствии с действующим порядком субъекты РФ ежегодно представляют в Минфин РФ и Минэкономразвития РФ, отраслевые министерства бюджетные заявки, в которые включают объемы финансирования мероприятий. Такой порядок приводит к тому, что Минэкономразвития РФ, отраслевые министерства, получая множество заявок от регионов, не в силах их прогнозировать и обосновать выбор, поэтому отбор региональных программ происходит бессистемно. Целесообразно поручить Минэкономразвития РФ наметить комплекс стратегических проблем регионального характера, подлежащих программной разработке с учетом прогнозных параметров социально-экономического развития страны. Подобный проект перечня стратегических проблем должен определяться среднесрочной программой развития страны и утверждаться в установленном порядке законодательной властью. Затем в рамках утвержденных стратегических проблем Минэкономразвития РФ должно формировать перечень Федеральных региональных программ с определением сроков и источников финансирования. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50 |
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.