рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

Для России этот налог является «новым» налогом, так как он был введен с 1 января 1992 г., хотя более чем в 40 странах, в том числе и в 17 европейских, он используется уже более 30 лет.

В чем же суть налога на добавленную стоимость?

НДС представляет собой изъятие в бюджет части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров, работ и услуг, и вносится в бюджет по мере их реализации. Налог взи­мается с разницы между отпускной ценой и издержками про­изводства до данной стадии движения товаров, т.е. фактичес­ки на каждой технологической стадии движения товара к потребителю.

НДС - показательный пример того, как может осуществлять­ся перераспределение налогового бремени: субъект налога и но­ситель налога не совпадают. Налогоплательщик по закону (субъект налога) стремится к тому, чтобы переложить налог либо «вперед» - на покупателей своих товаров и услуг, повышая цену этих товаров и услуг в соответствии с размером налога, либо « на­зад » - на лиц, у которых он сам покупает товары и услуги, упла­чивая им меньше, т.е. столько, сколько он заплатил бы, если бы налога не существовало.

Фактически НДС - это налог на потребителей, поскольку в условиях свободных цен ничто не мешает продавцам товаров и услуг компенсировать налоговые потери за счет роста цен. Фирмы являются здесь лишь своего рода сборщиками налогов.

Еще одной особенностью НДС является то, что это внутрен­ний налог - при вывозе товаров за границу его величина долж­на компенсироваться покупателю.

С 01.01.92 до 31.12.92 г. НДС в России взимался по ставке 28% к облагаемому обороту по товарам (работам, услугам), ре­ализуемым по свободным ценам и тарифам, а также по продук­ции топливно-энергетического комплекса и услугам производ­ственно-технического назначения, а по товарам, реализуемым по государственным регулируемым ценам и тарифам, по став­ке 21,88% (производная от 28%). Специалисты считали эти ставки исключительно высокими и предсказывали их сниже­ние вследствие ценового шока и сокращения производства.

С 1 января 1993 г. ставки были снижены. До 10% была сни­жена ставка налога на все продовольственные товары и отдель­ные товары детского ассортимента. Некоторые товары и услуги НДС не облагаются, например услуги городского пассажир­ского транспорта, товары, экспортируемые за пределы РФ и т.д. По остальным товарам, а также по выполняемым работам и услугам действует ставка НДС в размере 20%.

Акцизы. Новым элементом налоговой системы РФ, наряду с налогом на добавленную стоимость, являются акцизы. Как и другие косвенные налоги, акцизы включаются в цену товара и оп­лачиваются покупателем данного товара. Однако диапазон дей­ствия акцизов невелик - это в основном избранные товары, по­этому у потребителя появляется возможность переориентации на замещающие товары и таким образом «ухода» от уплаты этих на­логов. В России к подакцизным товарам относятся винно-водоч-ные изделия, пиво, табачные изделия, легковые автомашины, ювелирные изделия, меха, изделия из натуральной кожи и т.д.

С помощью акцизов в государственный бюджет изымается часть стоимости (цены) товара, которая не отражает ни эффек­тивности его производства, ни потребительских свойств, а яв­ляется следствием особых условий его производства и реализа­ции. Если бы эта часть цены не изымалась в бюджет, то фирмы-изготовители соответствующей продукции получали бы незаслуженно высокую прибыль. Это относится к легковым ав­томобилям, табачным и ликеро-водочным изделиям и другим подакцизным товарам.

Ставки акцизов устанавливаются в процентах по отноше­нию к свободным отпускным ценам, включающим издержки производства, прибыль и сумму акциза. При этом ставки рас­считаны таким образом, чтобы после изъятия акциза оставша­яся в цене прибыль обеспечивала нормально работающему пред­приятию рентабельность 25% и более. С учетом этого ставки акцизов дифференцированы от 10 до 90%.

Налог на имущество юридических лиц. Плательщиками налога являются юридические лица, включая банки и кредит­ные учреждения, филиалы, в том числе с иностранными инве­стициями.

Объектом налогообложения являются основные средства (включая долгосрочно арендуемые с правом последующего вы­купа), нематериальные активы, запасы и затраты в стоимост­ном выражении, находящиеся на балансе.

Мы живем в сегодняшнем дне и стремимся к уменьшению налогового бремени. Как этого добиться? Законным способом является внимательное изучение имеющихся льгот по налого­обложению.

Российским законодательством установлено множество са­мых разнообразных льгот для различных категорий населения. Предусмотрены следующие виды льгот:

- необлагаемый минимум объекта налогообложения (напри­мер, необлагаемый минимум при подоходном налоге с физиче­ских лиц);

- изъятие из обложения отдельных элементов объекта на­логообложения (например, акцизами не облагаются подакциз­ные товары, экспортируемые за пределы РФ, кроме экспорта в страны СНГ; или существует целый ряд доходов, которые не включаются в совокупный годовой доход);

- освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или ка­тегорий плательщиков (так, существует определенная законом категория населения, которая освобождена от уплаты налогов на имущество физических лиц и земельного налога);

- понижение налоговых ставок (например, ставки налога на прибыль юридических лиц понижаются на 50%, если из об­щего числа их работников инвалиды составляют не менее 50%) либо инвалиды и (или) пенсионеры - не менее 70%;         |

- вычет из налогового оклада, т.е. из налоговых платежей | за расчетный период (так, законом установлены граждане, для| которых определено, что их совокупный годовой доход, полу- • ченный в налогооблагаемом периоде, при расчете подоходного налога уменьшается на сумму дохода, не превышающего за каждый полный месяц, в течение которого получен доход, трех - или пятикратного установленного законом размера ми­нимальной месячной оплаты труда);

- целевые налоговые льготы (обычно в пределах суммы на­логовых поступлений в региональный бюджет) могут предос­тавляться любому юридическому лицу органами исполнитель­ной власти субъекта РФ на взаимовыгодной основе;

- налоговый кредит (отсрочки взимания налогов) предостав­ляется на условиях срочности, платности и возвратности по до­говору между юридическим лицом и региональным налоговым органом. Этот кредит носит инвестиционный характер, т.е. при­зван стимулировать инвестиционные и инновационные затраты;

- прочие налоговые льготы.

Предельный размер ставки по данному налогу не может пре­вышать 2%. Конкретные же ставки определяются в зависимо­сти от видов деятельности и устанавливаются органами власти субъектов федерации. Устанавливать ставку для отдельных фирм не разрешено. Если субъекты федерации не приняли спе­циального решения об уровне ставки, то она берется 2%. Но практика показывает, что в большинстве территорий ставка установлена меньше 2% (в Москве - 1,5%).

Как отмечалось выше, разработчики налоговой системы в России пошли по пути введения большого количества разно­образных налогов. Так, в соответствии со специальными зако­нами облагаются налогом доходы кредитных организаций, до­ходы от страховой деятельности, от эмиссии и продажи ценных бумаг. Существуют специальные отчисления во внебюджетные фонды. Особый порядок действует по отчислениям в дорожные фонды. Существует налог на наследования и дарения и целая гамма местных налогов (курортный сбор, налог на рекламу, целевой сбор на содержание милиции и объектов жилищно-социальной сферы, налог на перепродажу автомобилей, различ­ные регистрационные сборы и т.п.).

 

Эффективная деятельность предприятий и фирм в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, то есть от прогнозирования.

Прогнозирование деятельности предприятий и фирм – это оценка перспектив их развития на основе анализа конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период.

Результаты прогнозирования деятельности предприятий и фирм учитываются в программах предприятий по маркетингу, при определении возможных масштабов реализации продукции, ожидаемых изменений условий сбыта и продвижения товаров.

Прогнозирование как результат маркетинговых исследований является исходным пунктом организации производства и реализации именно той продукции, которая требуется потребителю.

Основная цель прогноза – определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка.

При прогнозировании обычно выделяют прогнозы краткосрочные – на     1-1.5 года, среднесрочные – на 4-6 лет и долгосрочные – на 10-15 лет.

Главный акцент при краткосрочном прогнозировании делается на количественной и качественной оценке изменений объема производства, спроса и предложения, уровня конкурентоспособности товара и индексов цен, валютных курсов, соотношений валют и кредитных условий. Здесь учитываются также временные, случайные факторы.

Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование основывается на системе прогнозов – конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, ограничений по защите окружающей среды, международной торговли.

При среднесрочном и долгосрочном прогнозировании, как правило, не учитывают временные и случайные факторы воздействия на рынок. Если краткосрочные прогнозы нацелены на количественные оценки, прежде всего, уровня цен на рынке, то среднесрочные и долгосрочные прогнозы рассматриваются как вероятностные оценки динамики изменения цен.

В качестве инструментария прогнозирования применяются формализованные количественные методы (факторные, статистического анализа, математического моделирования), методы экспертных оценок, базирующиеся на опыте и интуиции специалистов по данному товару и рынку.

При прогнозировании деятельности предприятий по выпуску продукции производственного назначения учитывается анализ инвестиционной политики в отраслях, потребляющих соответствующие товары, тенденции развития НТП в этих отраслях, а также формирование принципиально новых потребностей и способов их лучшего удовлетворения.

При прогнозировании деятельности предприятий, выпускающих продукцию широкого потребления, обычно опираются на данные опросов потребителей и продавцов товаров. В этом случае используются такие методы изучения рынка как анкетирование, телефонные и персональные интервью.

Наибольшую сложность представляет прогнозирование внешнеэкономической деятельности предприятия и фирмы, что обусловлено высокой динамичностью, многофакторным и противоречивым характером формирования, а потому и неопределенностью, трудной предсказуемостью внешнеэкономических связей.

Поэтому применительно к прогнозированию внешнеэкономической деятельностью предприятия важно комплексное исследование целого ряда частных рынков (отдельных стран) конкретного товара, выявление специфических для каждого и общих для всех (или группы таких рынков) факторов формирования конъюнктуры рынка, анализ взаимосвязи этих рынков между собой, а также синтез частных прогнозов, учет взаимодействия и взаимовлияния в рамках мирового рынка данного товара.

Результаты прогнозирования деятельности предприятий (фирм) должны быть отражены в соответствующих разделах их бизнес-планов.

Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики возможна лишь при условии разработки планов развития, производственных программ, бизнес-планов.

Разработка и обоснование планов развития предприятия осуществляется на основе системы прогрессивных технико-экономических норм и нормативов.

Наиболее совершенный метод разработки норм – расчетно-аналитический, при котором нормы и нормативы технически обосновываются путем всестороннего критического анализа состояния производства, возможных изменений в нем изучения влияния различных факторов. Используются также и такие методы как: хронометраж, фотография рабочего дня и др.

В основу норм закладываются технико-экономические и организационные условия работы в плановом периоде.

Технико-экономические нормы и нормативы разрабатываются по следующим основным группам:

·                нормы затрат живого труда (нормы затрат рабочего времени на единицу продукции, нормы выработки продукции в единицу времени, нормы обслуживания, нормативы численности);

·                нормы материальных затрат (удельные нормы затрат сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих изделий);

·                нормативы использования орудий труда (нормативы использования машин, оборудования, механизмов, сооружений, инструментов);

·                нормативы организации производственного процесса (длительность производственного цикла, объемы незавершенного производства, запасы сырья, материалов, топлива);

·                нормы продолжительности освоения проектных мощностей вводимых в действие предприятий, цехов, агрегатов, установок, производств.

Назначение отдельных групп норм и нормативов различно. Нормы затрат живого труда служат в основном для определения уровня производительности труда, использования рабочего времени, установления размеров заработной платы. На основе удельных норм расходов материальных ресурсов и производственной программы определяется потребное количество отдельных видов и марок материальных ресурсов. Нормативы использования орудий труда позволяют рассчитывать уровень использования производственных мощностей. Нормы и нормативы служат для определения издержек производства (себестоимости продукции).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.