Для России этот налог является «новым» налогом, так как он был введен с
1 января 1992 г., хотя более чем в 40 странах, в том числе и в 17
европейских, он используется уже более 30 лет.
В чем же суть налога на добавленную стоимость?
НДС представляет собой изъятие в бюджет части прироста стоимости,
созданной в процессе производства товаров, работ и услуг, и вносится в бюджет
по мере их реализации. Налог взимается с разницы между отпускной ценой и
издержками производства до данной стадии движения товаров, т.е. фактически на
каждой технологической стадии движения товара к потребителю.
НДС - показательный пример того, как может осуществляться
перераспределение налогового бремени: субъект налога и носитель налога не
совпадают. Налогоплательщик по закону (субъект налога) стремится к тому, чтобы
переложить налог либо «вперед» - на покупателей своих товаров и услуг, повышая
цену этих товаров и услуг в соответствии с размером налога, либо « назад
» - на лиц, у которых он сам покупает товары и услуги, уплачивая им меньше,
т.е. столько, сколько он заплатил бы, если бы налога не существовало.
Фактически НДС - это налог на потребителей, поскольку в условиях
свободных цен ничто не мешает продавцам товаров и услуг компенсировать
налоговые потери за счет роста цен. Фирмы являются здесь лишь своего рода
сборщиками налогов.
Еще одной особенностью НДС является то, что это внутренний налог - при
вывозе товаров за границу его величина должна компенсироваться покупателю.
С 01.01.92 до 31.12.92 г. НДС в России взимался по ставке 28% к
облагаемому обороту по товарам (работам, услугам), реализуемым по свободным
ценам и тарифам, а также по продукции топливно-энергетического комплекса и
услугам производственно-технического назначения, а по товарам, реализуемым по
государственным регулируемым ценам и тарифам, по ставке 21,88% (производная от
28%). Специалисты считали эти ставки исключительно высокими и предсказывали их
снижение вследствие ценового шока и сокращения производства.
С 1 января 1993 г. ставки были снижены. До 10% была снижена ставка
налога на все продовольственные товары и отдельные товары детского
ассортимента. Некоторые товары и услуги НДС не облагаются, например услуги
городского пассажирского транспорта, товары, экспортируемые за пределы РФ и
т.д. По остальным товарам, а также по выполняемым работам и услугам действует
ставка НДС в размере 20%.
Акцизы. Новым элементом налоговой системы РФ,
наряду с налогом на добавленную стоимость, являются акцизы. Как и другие
косвенные налоги, акцизы включаются в цену товара и оплачиваются покупателем
данного товара. Однако диапазон действия акцизов невелик - это в основном
избранные товары, поэтому у потребителя появляется возможность переориентации
на замещающие товары и таким образом «ухода» от уплаты этих налогов. В России
к подакцизным товарам относятся винно-водоч-ные изделия, пиво, табачные
изделия, легковые автомашины, ювелирные изделия, меха, изделия из натуральной
кожи и т.д.
С помощью акцизов в государственный бюджет изымается часть стоимости
(цены) товара, которая не отражает ни эффективности его производства, ни
потребительских свойств, а является следствием особых условий его производства
и реализации. Если бы эта часть цены не изымалась в бюджет, то
фирмы-изготовители соответствующей продукции получали бы незаслуженно высокую
прибыль. Это относится к легковым автомобилям, табачным и ликеро-водочным
изделиям и другим подакцизным товарам.
Ставки акцизов устанавливаются в процентах по отношению к свободным
отпускным ценам, включающим издержки производства, прибыль и сумму акциза. При
этом ставки рассчитаны таким образом, чтобы после изъятия акциза оставшаяся в
цене прибыль обеспечивала нормально работающему предприятию рентабельность 25%
и более. С учетом этого ставки акцизов дифференцированы от 10 до 90%.
Налог на имущество юридических лиц.
Плательщиками налога являются юридические лица, включая банки и кредитные
учреждения, филиалы, в том числе с иностранными инвестициями.
Объектом налогообложения являются основные средства (включая
долгосрочно арендуемые с правом последующего выкупа), нематериальные активы,
запасы и затраты в стоимостном выражении, находящиеся на балансе.
Мы живем в сегодняшнем дне и стремимся к уменьшению налогового бремени.
Как этого добиться? Законным способом является внимательное изучение имеющихся
льгот по налогообложению.
Российским законодательством установлено множество самых разнообразных
льгот для различных категорий населения. Предусмотрены следующие виды льгот:
- необлагаемый минимум объекта налогообложения (например, необлагаемый
минимум при подоходном налоге с физических лиц);
- изъятие из обложения отдельных элементов объекта налогообложения (например,
акцизами не облагаются подакцизные товары, экспортируемые за пределы РФ, кроме
экспорта в страны СНГ; или существует целый ряд доходов, которые не включаются
в совокупный годовой доход);
- освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий
плательщиков (так, существует определенная законом категория населения, которая
освобождена от уплаты налогов на имущество физических лиц и земельного налога);
- понижение налоговых ставок (например, ставки налога на прибыль
юридических лиц понижаются на 50%, если из общего числа их работников инвалиды
составляют не менее 50%) либо инвалиды и (или) пенсионеры - не менее
70%; |
- вычет из налогового оклада, т.е. из налоговых платежей | за расчетный
период (так, законом установлены граждане, для| которых определено, что их
совокупный годовой доход, полу- • ченный в налогооблагаемом периоде, при
расчете подоходного налога уменьшается на сумму дохода, не превышающего за
каждый полный месяц, в течение которого получен доход, трех - или пятикратного
установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда);
- целевые налоговые льготы (обычно в пределах суммы налоговых
поступлений в региональный бюджет) могут предоставляться любому юридическому
лицу органами исполнительной власти субъекта РФ на взаимовыгодной основе;
- налоговый кредит (отсрочки взимания налогов) предоставляется на
условиях срочности, платности и возвратности по договору между юридическим
лицом и региональным налоговым органом. Этот кредит носит инвестиционный
характер, т.е. призван стимулировать инвестиционные и инновационные затраты;
- прочие налоговые льготы.
Предельный размер ставки по данному налогу не может превышать 2%.
Конкретные же ставки определяются в зависимости от видов деятельности и
устанавливаются органами власти субъектов федерации. Устанавливать ставку для
отдельных фирм не разрешено. Если субъекты федерации не приняли специального
решения об уровне ставки, то она берется 2%. Но практика показывает, что в
большинстве территорий ставка установлена меньше 2% (в Москве - 1,5%).
Как отмечалось выше, разработчики налоговой системы в России пошли по
пути введения большого количества разнообразных налогов. Так, в соответствии
со специальными законами облагаются налогом доходы кредитных организаций, доходы
от страховой деятельности, от эмиссии и продажи ценных бумаг. Существуют
специальные отчисления во внебюджетные фонды. Особый порядок действует по
отчислениям в дорожные фонды. Существует налог на наследования и дарения и
целая гамма местных налогов (курортный сбор, налог на рекламу, целевой сбор на
содержание милиции и объектов жилищно-социальной сферы, налог на перепродажу
автомобилей, различные регистрационные сборы и т.п.).
Эффективная деятельность предприятий
и фирм в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того,
насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития,
то есть от прогнозирования.
Прогнозирование деятельности предприятий и фирм – это оценка перспектив
их развития на основе анализа конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на
предстоящий период.
Результаты прогнозирования деятельности предприятий и фирм учитываются
в программах предприятий по маркетингу, при определении возможных масштабов
реализации продукции, ожидаемых изменений условий сбыта и продвижения товаров.
Прогнозирование как результат маркетинговых исследований является
исходным пунктом организации производства и реализации именно той продукции,
которая требуется потребителю.
Основная цель прогноза – определить тенденции факторов, воздействующих
на конъюнктуру рынка.
При прогнозировании обычно выделяют прогнозы краткосрочные – на
1-1.5 года, среднесрочные – на 4-6 лет и долгосрочные – на 10-15 лет.
Главный акцент при краткосрочном прогнозировании делается на
количественной и качественной оценке изменений объема производства, спроса и
предложения, уровня конкурентоспособности товара и индексов цен, валютных
курсов, соотношений валют и кредитных условий. Здесь учитываются также
временные, случайные факторы.
Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование основывается на системе
прогнозов – конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, ограничений по
защите окружающей среды, международной торговли.
При среднесрочном и долгосрочном прогнозировании, как правило, не
учитывают временные и случайные факторы воздействия на рынок. Если
краткосрочные прогнозы нацелены на количественные оценки, прежде всего, уровня
цен на рынке, то среднесрочные и долгосрочные прогнозы рассматриваются как
вероятностные оценки динамики изменения цен.
В качестве инструментария прогнозирования применяются формализованные
количественные методы (факторные, статистического анализа, математического
моделирования), методы экспертных оценок, базирующиеся на опыте и интуиции
специалистов по данному товару и рынку.
При прогнозировании деятельности предприятий по выпуску продукции
производственного назначения учитывается анализ инвестиционной политики в
отраслях, потребляющих соответствующие товары, тенденции развития НТП в этих
отраслях, а также формирование принципиально новых потребностей и способов их
лучшего удовлетворения.
При прогнозировании деятельности предприятий, выпускающих продукцию
широкого потребления, обычно опираются на данные опросов потребителей и
продавцов товаров. В этом случае используются такие методы изучения рынка как
анкетирование, телефонные и персональные интервью.
Наибольшую сложность представляет прогнозирование внешнеэкономической
деятельности предприятия и фирмы, что обусловлено высокой динамичностью,
многофакторным и противоречивым характером формирования, а потому и
неопределенностью, трудной предсказуемостью внешнеэкономических связей.
Поэтому применительно к прогнозированию внешнеэкономической
деятельностью предприятия важно комплексное исследование целого ряда частных
рынков (отдельных стран) конкретного товара, выявление специфических для
каждого и общих для всех (или группы таких рынков) факторов формирования
конъюнктуры рынка, анализ взаимосвязи этих рынков между собой, а также синтез
частных прогнозов, учет взаимодействия и взаимовлияния в рамках мирового рынка
данного товара.
Результаты прогнозирования деятельности предприятий (фирм) должны быть
отражены в соответствующих разделах их бизнес-планов.
Эффективная деятельность предприятий
в условиях рыночной экономики возможна лишь при условии разработки планов
развития, производственных программ, бизнес-планов.
Разработка и обоснование планов развития предприятия осуществляется на
основе системы прогрессивных технико-экономических норм и нормативов.
Наиболее совершенный метод разработки норм – расчетно-аналитический,
при котором нормы и нормативы технически обосновываются путем всестороннего
критического анализа состояния производства, возможных изменений в нем изучения
влияния различных факторов. Используются также и такие методы как: хронометраж,
фотография рабочего дня и др.
В основу норм закладываются технико-экономические и организационные
условия работы в плановом периоде.
Технико-экономические нормы и нормативы разрабатываются по следующим
основным группам:
·
нормы затрат живого труда (нормы затрат рабочего
времени на единицу продукции, нормы выработки продукции в единицу времени,
нормы обслуживания, нормативы численности);
·
нормы материальных затрат (удельные нормы затрат
сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих изделий);
·
нормативы использования орудий труда (нормативы
использования машин, оборудования, механизмов, сооружений, инструментов);
·
нормативы организации производственного процесса
(длительность производственного цикла, объемы незавершенного производства, запасы
сырья, материалов, топлива);
·
нормы продолжительности освоения проектных
мощностей вводимых в действие предприятий, цехов, агрегатов, установок, производств.
Назначение отдельных групп норм и
нормативов различно. Нормы затрат живого труда служат в основном для определения
уровня производительности труда, использования рабочего времени, установления
размеров заработной платы. На основе удельных норм расходов материальных
ресурсов и производственной программы определяется потребное количество
отдельных видов и марок материальных ресурсов. Нормативы использования орудий
труда позволяют рассчитывать уровень использования производственных мощностей.
Нормы и нормативы служат для определения издержек производства (себестоимости
продукции).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50
|