рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

аций техногенного и социального характера. Ликвидация последствий аварий и катастроф. Обеспечение воспроизводства воспроизводимых природных ресурсов и рациональное использование не воспроизводи­мых природных ресурсов.

- Новая экономика. Цель реализации: инновационное развитие эконо­мики, выход на внутренний и мировые рынки высокотехнологичных това­ров и услуг, увеличение доли производства высокотехнологичных товаров и услуг в структуре экономики-.

- Региональный паритет. Цель реализации: создание условий для пре­одоления  социально-экономического  отставания  отдельных территорий, имеющих геополитическую и геостратегическую значимость для страны; достижение выполнения этими территориями функций, необходимых для эффективного социально-экономического развития страны с учетом инте­грационных возможностей.

Федеральные целевые программы, финансируемые из федерального бюджета, начиная с 2002 года, формируются на основе следующей системы критериев:

- соответствие проблемы, решаемой программно-целевым методом, «Основ­ным направлением социально-экономической политики Правительства Рос­сийской Федерации на долгосрочную перспективу». Учет этого критерия призван придать программам четкую целевую направленность, сконцентри­ровать имеющиеся ресурсы на решении только ключевых проблем, стоящих перед страной;

-  преобладание расходов на НИОКР и затрат капитального характера, включая приобретение оборудования, в структуре финансирования програм­мы. Высокая доля текущих расходов на программные мероприятия служит индикатором того, что данная проблема может быть решена другими мето­дами в рамках текущего финансирования. Конкретное соотношение НИОКР, капитальных вложений и прочих расходов должно стать объектом анализа и обязательно учитываться при формировании системы программ;

- необходимо учитывать межотраслевой и межведомственный характер проблемы. Проблемы, входящие в компетенцию федеральных органов ис­полнительной власти, должны решаться в рамках средств, выделяемых им из федерального бюджета на основную деятельность. Проблемы, входящие в компетенцию органов исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации, должны решаться в основном с использованием собственных средств, включая субвенции, трансферты, дотации и т. д. Если проблема имеет меж-

отраслевой и межведомственный характер, то она (с учетом других критери­ев) может претендовать на решение программно-целевыми методами;

-  решение проблем, охватываемых федеральной целевой программой, выходит за рамки краткосрочного периода. В том случае, если проблемы могут быть решены в пределах одного финансового года, они должны быть учтены при формировании и реализации федерального бюджета на соот­ветствующий год. В том случае, если проблема не может быть решена в краткосрочный период и она отвечает требованиям остальных критериев, возможно ее решение посредством программного подхода. При этом выход за рамки года требует обоснованных прогнозных оценок как потребности в ресурсах, так и оценок возможности финансирования. Цели и инструменты реализации федеральных целевых программ должны иметь гораздо более устойчивый и долгосрочный характер:

-  программа должна иметь выраженный количественно результат реа­лизации. Предполагается, что каждая программа должна иметь четко обо­значенный количественный критерий достижения цели или определенного этапа. Это позволит осуществлять строгий и объективный контроль за ее реализацией. Отсутствие количественных показателей, какой бы ни была мотивировка, неизбежно приводит к субъективизму в принятии решений по разработке, реализации и оценке результатов выполнения федеральных целевых программ;

-   значительный   мультипликативный   эффект,   который   во   многом определяется комплексностью решаемых проблем. Результат реализации программ должен дать интегральный эффект, превосходящий сумму ре­зультатов отдельных составляющих программы. Кроме того, эффект реа­лизации программы должен проявиться не только в охватываемых прог­раммой сферах, но и в других секторах экономической деятельности, и в экономике в целом;

-  невозможность решить имеющуюся проблему другими способами и необходимость участия федерального правительства, тогда как в основном многие проблемы регионального и отраслевого характера могут быть реше­ны без участия федерального центра;

- сумма расходов федерального бюджета на реализацию системы феде­ральных целевых программ должна быть увязана с возможностями бюджета в течение всего срока реализации программ. Данное соответствие необходи­мо определять с учетом прогнозируемых доходов бюджета на среднесроч­ную перспективу и требуемых этой программой объемов финансирования по остальным статьям расходов федерального бюджета. Программная часть

федерального бюджета не может быть значительной, так как основной функ­цией федерального бюджета является финансирование текущих расходов и обеспечение текущих потребностей государства. Вместе с тем, в последние годы было утверждено и внесено в бюджет достаточно много (в 2002 году - около 60) целевых программ, что ограничивало возможности их финансирования. Поэтому часть программ реализуется не полностью и с нарушением сроков.

Для гарантированного выполнения экономических программ необходи­мо в каждой их них разработать механизм привлечения средств, а также оце­нить срок окупаемости затрат с позиций конкурентоспособности продукции, намеченной к производству.

Кроме того следует заранее разработать процедуру корректировки меро­приятий, входящих в программу (на случай срыва мероприятий).

Действующее законодательство (Закон от 1995 г. «О прогнозировании») регламентирует разработку Федеральных и региональных целевых про­грамм.

Федеральные целевые программы (ФЦП) разрабатываются по инициа­тиве федеральных органов исполнительной власти с привлечением органов исполнительной власти субъектов РФ.

Инициативные заявки регионов рассматриваются и обобщаются Феде­ральными министерствами - государственными заказчиками программ. Сводный перечень ФЦП и объемы их финансирования из федерального бюджета утверждаются законом «О Федеральном бюджете». Организация выполнения мероприятий, утвержденных ФЦП, обеспечивается федераль­ным заказом, размещение которого происходит на конкурсной основе через механизм контрактных соглашений с исполнителями конкретных видов работ, услуг.

ФЦП социально-экономического развития регионов могут финансиро­ваться из нескольких источников: федерального, местного бюджетов, вне­бюджетных источников.

3.3.2. Опыт разработки и реализации региональных программ ^~- Впервые комплексные федеральные и региональные программы были приняты Правительством РФ в 1995 году (ФЦП социально-экономического развития Курильских островов и Республики Саха (Якутия). К 1997 году было утверждено около 30 ФЦП по развитию регионов. Среди них програм­мы развития Дальнего Востока, Забайкалья, Сибири, Северного Кавказа. В число регионов, к которым был применен программный метод обеспечения

развития, включены, главным образом, территории с особыми условиями хозяйствования (северные регионы), слабые в экономическом отношении (Бурятия, Адыгея, Калмыкия, Мордовия, республики Северного Кавказа), а также регионы остро нуждающиеся в реструктуризации экономики (Удмур­тия, Челябинская, Тульская области и др).

Кроме того требовали особого развития приграничные (новые) области (Калининградская, Псковская, Брянская и др).

Региональные программы составляют около 15 % ФЦП. Большая часть разработана по субъектам РФ, имеющим недостаточный экономический по­тенциал и низкую бюджетную обеспеченность.

Однако на практике, ввиду недостаточности бюджетных средств, участие федерального бюджета в программах было ограничено (в пределах 10 %).

При экспертизе региональных целевых программ основным критерием выступает доля федерального бюджета в финансировании мероприятий про­граммы (как правило, в пределах 5-8 %).

с Региональные программы, являясь по существу планом комплексного развития территорий, должны учитывать оценку мультипликативного эф­фекта развития региона через механизм воздействия экзогенных факторов.

Специфика региональных программ заключается также в возможности административного воздействия на мобилизацию местных источников для разработки и реализации мероприятий программ.

Региональные программы развития, являясь по существу новым до­кументом, регламентирующим развитие экономики территории в посткри­зисный период развития страны, в настоящее время не имеют правового статуса. В федеральных законах и нормативных актах перечисляются типы целевых программ, инструментарий, но методы их разработки и управления ориентируются на инвестиционные производственные программы.

Программно-целевой метод используется и внутри регионов для ре­шения проблем развития территорий. Региональные целевые программы утверждены в качестве официальных, государственных документов в Мо­сковской области, в Брянской области и в других регионах.

Эти программы направлены на решение задач комплексного развития территорий, обеспечения эффективного использования природно-ресурсно-го и производственного потенциала.

В 2002 году в рамках раздела «Региональный паритет» - реализуется несколько региональных программ, перечень которых представлен в та­блице 3.1.

Перечень ФЦП по разделу 6 «Региональный паритет»

Целевая статья

Вид расходов

Наименование разделов, программ, подпрограмм

6.1

671

 

Программа «Развитие особой экономической зоны в Калинин­градской области» (1998-2005 годы) Государственный заказчик: Минэкономразвития России, кроме того:  реализация инвестиционных  проектов в рамках других федеральных целевых программ

6.2

672

 

Программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы» Государственные заказчики: Минэкономразвития России - коор­динатор, Минтруд России, Минтранс России, Госкомрыболов-ство России, Минпромнауки России. МПС России, кроме того: реализация инвестиционных проектов в рамках других феде­ральных целевых программ

6.3

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.