• рационального подбора предприятий
в состав ТПК;
• оптимальных уровней производства
на специализированных предприятиях;
• пропорциональности между отраслями
специализации и дополняющими производствами, между производством и
инфраструктурой, производством и транспортом;
• рационального использования всех
видов ресурсов, а также хорошо продуманного и обоснованного размещения на территории
ТПК строящихся предприятий;
• асинхронного ввода в действие
взаимосвязанных объектов. Можно выделить три основных типа ТПК:
1) районные, на базе которых
формируются экономические районы страны;
2) внутрирайонные (в пределах
экономических районов);
3) локальные (промышленные,
агропромышленные) в городах и сельской местности.
В СССР были приняты и разработаны ТПК:
Западно-Сибирского (северо-запад Сибири), Саянского, Канско-Ачинского и
Южно-Якутского ТПК и сводные планы капитального строительства по зоне Курской
магнитной аномалии, Тимано-Печорскому ТПК.
Еще одной формой организации
производства на территории является промышленный узел. Промышленный узел —
группа предприятий с общими объектами: вспомогательными производствами и
хозяйствами, инженерными сооружениями и коммуникациями (общеузловые объекты)1.
В состав промышленного узла включаются как вновь строящиеся, так и расширяемые
и реконструируемые предприятия независимо от формы собственности и
подчиненности. Для каждого промышленного узла составляется схема генерального
плана, в которой определяются головной застройщик общеузловых объектов и их
генеральные проектировщики, содержатся материалы и предлагаемые решения по
вопросам транспорта, водоснабжения и канализации, снабжения электроэнергией,
теплом, газом и т.д.
На территории промышленного узла
отдельные предприятия должны размещаться на кратчайших расстояниях друг от
друга при соблюдении санитарно-гигиенических и других требований и норм.
Общеузловые объекты сооружаются предприятиями, входящими в узел на долевых
началах пропорционально потребности в услугах (обеспечение водой, паром и
т.д.).
При размещении предприятий в
промышленном узле экономия земельной площади составляет 9—10%, капитальных
вложений — около 3%.
ВОПРОС 98
Многими авторами и
официальными органами в качестве основы экономического районирования обычно выбирается
административно-территориальное устройство'.
Тем не менее,
происшедшие в последние десятилетия экономико-интеграционные процессы в
глобальном и внутригосударственном масштабах сформировали ряд новых типов
территориально-хозяйственных образований, которые не вписываются в модульные
административно-территориальные границы. Это такие супермакрорегионы, как
страны ЕЭС, АСЕАН, ОПЕК и др., а также в России экономические районы
(экономические регионы), экономические ассоциации краев, областей и республик
(Сибирское Соглашение, Ассоциация республик, краев и областей Северного
Кавказа, Ассоциация городов Юга России и др.). Это позволяет рассматривать в
качестве основы современного экономического районирования не административное,
а экономическое деление по границам определенных хозяйственных целостностей макро-
и микроуровня.
При таком подходе
основой территориально-экономического районирования становится хозяйственная,
а не политико-административная целостность территории.
Тем не менее,
существующее административное деление Российской Федерации составляет
организационную основу для различных территориальных управленческих
формирований.
Это обусловлено
тем, что без территориальных властей невозможно решать экономические задачи на
подпадающих под их ведение территориях. В то же время, по мере усиления роли
экономических институтов в координации хозяйства территорий административные
рычаги должны ослабевать, переходя от конкретно-распорядительных к рамочным
(проблемным) формам регионального менеджмента.
В настоящее время
Российская Федерация представлена:
— 21 республикой
(Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушская,
Кабардино-Балкарская, Калмыкия — Хальмг Тангч,, Карачаево-Черкесская, Карелия,
Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия, Татарстан, Тува,
Удмуртская, Хакасия, Чеченская, Чу-вашская);
— 1 автономной
областью (Еврейская);
— 10 автономными
округами (Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий),
Агинский Бурятский, Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский,
Эвенкийский, Ямало-Ненецкий);
— 6 краями
(Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский,
Хабаровский);
— 49 областями.
Такая неоднородная
административно-территориальная структура осложняет решение задач равномерного
экономического районирования. Однако объективные потребности экономического
роста и повышения качества жизни предполагают необходимость интернационализации
хозяйства на путях интенсификации общественного воспроизводства.
Все это повышает
значение экономического (а не национального) районирования как основы
территориального управления народным хозяйством Российской Федерации. При
этом все более развиваются тенденции к интеграции регионов (республик, краев,
областей) в более крупные устойчивые хозяйственные образования, первой ступенью
которых могут выступать сложившиеся экономические районы (экономические
регионы).
Как отмечено в
главе I (п. 1.3), в современных границах Российской Федерации выделяются 11
экономических районов и особый район — Калининградская область (как отдельная
территория, окруженная другими государствами).
«Современный
экономический район — это целостная территориальная часть народного хозяйства
страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние
экономические связи... Образование экономических районов является объективным
процессом, выраженным развитием территориального разделения труда»'.
Первой попыткой
экономического районирования в нашей стране можно считать работы П. П.
Семенова — Тян-Шанского, который в середине XIX века выделил в европейской
части России 14 так называемых естественных областей, в основу чего брались как
природные, так и экономические условия.
В последующие годы
предпринимались попытки увеличения или уменьшения числа «естественных»
районов, однако в их основе все же оставалась система экономического
районирования П. П. Семенова — Тян-Шанского.
Первым опытом
советского экономического районирования был план ГОЭЛРО, в котором выделялось
8 районов (Северный, Центрально-Промышленный, Южный, Поволжский, Уральский,
Кавказский, Западно-Сибирский, Туркестанский).
В последующем
сетка экономического районирования СССР неоднократно менялась, она состояла:
— в 1921 году — из
21 экономического района;
— в 1940 году—из
13;
— в 1963 году — из
18, в том числе на территории РСФСР — из 10;
— в 1982 году — из
19, в том числе на территории РСФСР — из 11 экономических районов.
Последняя сетка
экономического районирования осталась и в выделившейся в 1991 году Российской
Федерации.
Известны 3
основных принципа районирования:
1) административный,
• 2) национальный,
3) экономический.
Первый принцип
(административный) предусматривает деление хозяйства страны по границам
административных образований независимо от экономического пространства (это
принцип подчинительства. Он стар, как мир.) Согласно этому принципу экономика
страны должна представлять собой интеграцию хозяйственных комплексов
административных территорий (в нашем случае — республик, краев и областей —
тех, которые мы договорились обобщенно именовать регионами).
Второй принцип
(национальный) основывается на национальных анклавах и предполагает деление
территорий по их границам. Практика показывает, что придание этому принципу
главенства приводит к национально-экономической автономизации территорий, их
обособлению и развитию дезинтеграционных процессов. В нашем многонациональном
государстве придание в таксономическом делении первенства национальному
принципу привело к формированию автономизированных вновь созданных (кое-где
искусственно) союзных республик и последующему их выходу из СССР. В
постсоветское время подобные дезин-теграционные процессы наблюдаются в
некоторых республиках Российской Федерации (Чеченская, Калмыцкая и др.
республики).
В то же время
игнорирование в таксономическом делении национального принципа, разделение
сложившихся народностей губернскими и иными границами (это имело место в
дореволюционной России; имеются и современные примеры в Российской Федерации,
Югославии и некоторых других государствах) формирует культурно-национальную
базу для тлеющих внутригосударственных конфликтов.
Это обусловливает
необходимость скрупулезного учета национального факюра в экономическом
районировании. Однако такой учет должен проявляться в развитии главным образом
национально-культурной, а не национально-экономической автономии. Что касается
экономического фактора, то его учет должен проявляться не в обособлении, а в
интернационализации производства, капитала, экономики страны. По нашему мнению,
одной из форм неразрушения культурно-национальных автономий могло бы стать
укрупненное экономическое районирование и централизованное управление
хозяйством страны через создаваемые управленческие структуры экономических
районов (экономических регионов). Конституирование таких
территориально-экономических образований, придание им наряду с экономическими
также административно-управленческих функций явилось бы основой для принципиально
новой, экономически однородной региональной структуры Российской Федерации.
Важно заметить,
что национальный вопрос — всегда очень болезненный и требует постоянного
внимания со стороны как административных, так и хозяйственных органов
территорий и организаций.
Третий принцип
(экономический) заключается в рассмотрении конкретной территории как
хозяйственно-специализированного регионального элемента единого народнохозяйственного
комплекса страны. В соответствии с этим принципом специализацию территорий в
разделении труда должны определять отрасли с наименьшими суммарными затратами
на выпуск и потребление продукции (то есть принцип экономии времени —
наименьших затрат на производство и доставку продукции).
Это обусловлено
тем, что экономический принцип районирования обеспечивает демократизацию
хозяйственной жизни и социальных процессов на территориях, развитие
межрегиональных связей в едином всероссийском экономическом пространстве,
развитие этноса, культурно-национальных автономий,
ВОПРОС
101
В соответствии с
хозяйственной структурой и формой организации регионы делятся на:
1)
многоотраслевые;
2) промышленные;
3)
аграрно-промышленные;
4)
трудоизбыточные;
5) с особым
режимом хозяйствования.
В первую группу
входят регионы Центра, Центральночерноземного района. Здесь имеется большое
промышленное насыщение, развитые сельское хозяйство и инфраструктура.
Во вторую группу
входят территории Центрального и Южного Урала, Верхней Волги, Московской,
Тульской областей и др. В них явно выражена промышленность и подчиненную
(второстепенную) роль играет сельское хозяйство.
К третьей группе
относятся Краснодарский, Ставропольский края, Оренбургская и др. области. Это
— территории с явной ориентацией на интенсивное сельское хозяйство.
В четвертую группу
входят республики Северного Кавказа и некоторые другие территории, не имеющие
достаточного количества мест приложения труда.
К пятой группе
относятся территории Крайнего Севера, зоны вахтового освоения, закрытые
территории, а также специальные экономические зоны.
Наряду с этим,
регионы с сельским хозяйством подразделяются на:
1) с
преимущественно крупными коллективными хозяйствами (Центрально-Черноземный
район, Северный Кавказ);
2) с
преимущественно мелкими сельскими хозяйствами (Нечерноземная зона, Восточная
Сибирь, Дальний Восток);
3) горные
территории (Кавказ, Алтай);
4) с отгонными
пастбищами (Калмыкия, Бурятия, Читинская область);
5) слабо освоенные
территории с очаговым развитием земледелия и животноводства (Крайний Север,
Якутия).
Обеспечение
оптимальных экономических пропорций в таксономическом делении Российской
Федерации является одной из центральных потребностей сбалансированного
развития конкурентно-рыночной экономики. Формирование равномерной структуры
экономического районирования (экономического равенства территорий) призвано
обеспечить условия для управления территориями из центра, осуществления
эффективной инвестиционной поли гики, развития и размещения производительных
сил. Это также призвано освободить центр от непосредственного решения
внутрирегиональных проблем, предоставить территориальным органам возможность
самостоятельно решать вопросы жизнеобеспечения территорий, формирования
производственного потенциала местного значения, развития образования и
культуры.
Типологизация
регионов — выделение и группировка региональных
образований по определенным признакам. При этом предпочтение отдается методам
сложных группировок, когда разделение совокупности регионов на группы (типы)
осуществляется по двум и более признакам, взятым в сочетании.
Для осуществления
задач государственной региональной политики насущно необходимо построение
типологий регионов. Это важно также для системного описания и анализа
социально-экономического положения регионов.
В региональных
исследованиях широко используются методы сложных группировок, когда разделение
совокупности регионов на группы (типы) осуществляется по двум и более
признакам, взятым в сочетании (комбинации).
Типологизация
регионов возможна по исходному состоянию и динамике одного показателя. Суть
этого подхода состоит в следующем. Вся совокупность регионов разделяется на
группы по уровню данного показателя в базисном году (группы 1, 2,...). Затем
производится разделение регионов по относительной величине показателя в
наблюдаемом году (группы 1.1, 1.2, ..., 2.1, 2.2, ...). В простейшем случае
выделяются четыре группы (типа) регионов:
1.1— регионы,
которые и в базисном, и в наблюдаемом году имели уровень индикатора выше
среднего; 1.2 — регионы, у которых уровень индикатора в базисном году был выше
среднего, а в наблюдаемом году стал ниже среднего; 2.1 — регионы, у которых
уровень индикатора в базисном году был ниже среднего, а затем превысил средний
уровень; 2.2 — регионы, у которых уровень показателя и в базисном, и в
наблюдаемом году был ниже среднего.
Так, может быть
проведена типологизация регионов по величине заработной платы относительно
среднероссийского уровня. Например, в 1990 г. 15 регионов (субъектов Федерации) Восточной Сибири и Дальнего Востока разделялись следующим образом:
в 13 регионах
уровень зарплаты был выше и в двух — ниже среднероссийского (Хакасия и Тыва).
За 1991—2001 гг. произошли изменения: из группы регионов с уровнем зарплаты
выше среднероссийского (группа 1) перешли в группу с уровнем зарплаты ниже
среднероссийского (группа 2) два региона (Бурятия и Еврейская автономная
область), а из группы 2 в группу 1 — один регион (Хакасия). Таким образом, в 2001 г. 15 регионов разделялись на четыре группы: 1.1—11 регионов; 1.2 —два региона; 2.1 — один
регион; 2.2 — один регион.
Возможна
типологизация регионов по сочетанию двух индикаторов, например,
характеризующих уровень экономического и социального развития. В качестве
примера можно предложить типологизацию регионов по динамике промышленного
производства (экономическая составляющая) и динамике доходов населения
(социальная составляющая).
Наконец, имеет
место типологизация регионов по главным проблемам регионального развития.
Такого рода типология построена по четырем группам основополагающих проблем:
экономическим, геополитическим, этническим, экологическим. Каждой группе
проблем (аспекту регионального развития) соответствуют определенные типы
регионов.
Региональная
типология разработана в Совете по изучению производительных сил, ориентирована
на цели, задачи и механизмы региональной политики. Она имеет три измерения:
уровень социально-экономического развития, динамичность развития и
природно-географические условия (климат, положение относительно центра страны,
тяготение к регионам мирового рынка и т.п.).
На основе
наблюдаемых типологических признаков выделяются три главных типа проблемных
регионов в современной России, по отношению к которым целесообразно применять
особые методы регулирования: отсталые, депрессивные, кризисные.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50
|