рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

В своем понимании наиболее существенных характеристик экономики России мы склоняемся к тому, что глубинные основы неформальной экономики связаны с ценностной преемственностью многих поколений  россиян [13], особенностями российского менталитета [14]. И, следовательно, неформальная экономика, по нашему мнению, есть базовый институт /терминология С.Г. Кирдиной/, лежит в основе национальной экономической модели России и существует с незапамятных времен, а не является лишь особенностью экономики переходного периода.

Можно выделить несколько факторов, влияющих на складывание неформальных отношений в российской экономике как национальной модели.

Прежде всего, это коллективистское сознание россиян. Коллективизм и индивидуализм как мировоззренческая основа этноса есть производная ландшафта, климата, протяженности территории. Наиболее последовательно эту позицию выразил Л. Гумилев [15] и Э. Кульпин [16]. "Коллективизм, социальной основой которого была община, порожден известной суровостью климата. При скудном плодородии почв и продолжительной зиме заниматься растениеводством легче в условиях взаимопомощи и взаимовыручки [17]. Огромная протяженность российских земель закрепляла в сознании россиян представление о бессилии центральной власти. Считалось, что центр живет по своим законам, а периферия - по своим. Помощь центра при территориальной удаленности, неразвитости коммуникаций и транспорта была  невозможна, а участие соседей, сородичей и схода  приобретало особое значение. Община означала общность усилий, взаимопомощи, общий круг забот и интересов. Таким образом, невозможность выжить в  одиночку при одновременной невозможности получить действенную помощь государства сформировали устойчивую мировоззренческую основу хозяйственной практики, которая создала базу для развития неформальной экономики. Вероятно, с тех пор природно-климатические и географические условия  воспроизводят установки россиян на неформальную экономику [18].

Вторым фактором становления неформальной экономики является православие. Теоретические разработки этого вопроса представлены в трудах В„Соловьева, С.Булгакова, П.Флоренского, Н. Бердяева [19]. Сфера труда и система материальных ценностей отделена в православии от высших духовных ценностей. Если в протестантской религии труд есть молитва (сродни высшей духовной ценности), то православие допускало отвлечение от труда во имя молитвы [20]. Деловой успех в православии стоял намного ниже нравственных достижений, поэтому нарушение хозяйственных законов не считалось великим грехом. Закон, истина в православии - категории высокого нравственного смысла. П. Флоренский писал: "Русское понятие слова "закон"... не юридично, а почти равносильно платоновской идее. Закон - это не норма поведения, а бытия [21]. И далее: "Истинно - не то, что соответствует внешней реальности, а то, что справедливо... что должно быть согласовано некому высшему смыслу" - писала К.Касьянова [22].

Третьим фактором развития неформальных экономических отношений является положение государства в общественной жизни и характер проводимых им реформ в различные исторические периоды. У россиянина выработалось двойственное отношение к государству. С одной стороны, уважение к верховной власти в лице царя, президента, надежда на помощь и защиту с их стороны. Россияне в этом смысле - государственники. Понятие "Родина", "Отечество" - для них непреходящие ценности. С другой стороны, негативное отношение к государственному аппарату и армии чиновников, противопоставление себя государству как бюрократическому аппарату, как враждебной силе. Реформы, проводимые Петром Великим, П.А.Столыпиным. В.И. Лениным и современной властью насильственно отрывали широкие массы людей от устойчивых систем коллективистских представлений, цементирующих общество. По существу российское государство  выступало не как  субъект институционализации уже существующих практик, а как создатель иных, новых форм общественного устройства.  Такова сущность  трансформации сверху. Характерно описание российской истории Н.А.Бердяевым: "Петр вздернул Россию на дыбы", "дух Маркса... совершил страшное насилие" [23]. Закон должен служить моральным и нравственным ценностям народа. Такой народ может быть законопослушным. В противном случае государство будет существовать отдельно от культуры и народа, будет восприниматься им как нечто чуждое и враждебное. Так противостоит государство изначально россиянину, И на него, на государство, как на врага, не распространяются моральные запреты: его можно обманывать, у него можно красть; обещания, данные государству, можно не выполнять. С таким восприятием государства можно связать стремление россиян быть от него независимыми, уйти в неформальную экономику. И, наконец, четвертый фактор – неразвитость рыночных отношений. Российская цивилизация – в основе своей нерыночная цивилизация. Рассматривая различные исторические периоды российской действительности, можно заметить, что рыночные отношения не проникли глубоко в экономическую ее систему. Рыночные отношения формализуют, оформляют, узаконивают неформальные экономические отношения, в конечном счете, создают легальное экономическое пространство. Создаются формальные правила игры, формальные институты.

Итак, мы попытались показать, что исследованные нами факторы влияли на становление неформальной экономики в достаточно длительном историческом периоде, действуя постоянно, формируя систему ценностей россиян, менталитет. Неформальные экономические отношения составляют сущность национальной экономической модели России, базовый институт. Итак, мы попытались привести аргументы в пользу доказательства того положения, что одним базовым институтом институциональной структуры экономики России является ее неформальная экономика, в которой преобладают неформальные правила игры и неформальные ограничения. На наш взгляд, институциональная структура российской экономики будет «недостроенной», если мы не выделим еще и другой базовый институт, определяющий устойчивый комплекс формальных правил игры. Можно предположить, что этим базовым институтом будет раздаточная или редистрибутивная экономика в разработке О.Бессоновой и С.Г. Кирдиной.

С этих позиций в самом общем виде институциональные основы  российской экономики будут представлены как взаимосвязанное единство двух базовых институтов: неформальной экономики и раздаточной редистрибутивной экономики. Однако важно не только институциональные основы и раскрыть в общем виде содержание институциональной структуры экономики России, но и показать в порядке постановки проблемы механизмы этих институтов.

Нам представляется, что исследовать институциональные изменения можно, анализируя категории менталитет – социально-экономический генотип [14]. Менталитет, как подсознательная социально-психологическая программа действий и поведения людей, нации проявляются в сознании и практической деятельности субъектов, а конкретно, в экономических отношениях, как социально-экономический генотип. Другими словами, если менталитет – некая незыблемая универсальная матрица, несущая информацию об особенностях проявления национального в социальных отношениях в экономике, политике, идеологии, то социально-экономический генотип уже понятия «менталитет», и представляет как бы проекцию менталитета на экономические отношения в их динамическом состоянии, в состоянии изменчивости и развития.

 

 

 

 

 

ВОПРОС №12

 

«Институциональные и правовые основы регулирования регионального развития».

 

Одной из форм реализации полномочий соответствующих органов го­сударственной власти по собственным предметам ведения является издание нормативных правовых актов соответствующего уровня - федеральных и региональных, в том числе регулирующих экономику субъектов Федерации.

Среди нормативных правовых актов по управлению экономикой субъек­тов Российской Федерации, выделяются:

- нормативные правовые акты общего характера, которые наряду с дру­гими вопросами регулируют вопросы региональной экономики;

- нормативные правовые акты специального характера, непосредствен­но регулирующие региональную экономику.

К первой группе относятся рассмотренные ранее Конституция Россий­ской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации «О принципах и порядке разфаничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации», Устав (Основной закон) Воро­нежской области.

Например, Устав (Основной закон) Воронежской области наряду с дру­гими определяет следующие вопросы, прямо или косвенно касающиеся региональной экономики:

- разграничение предметов ведения и полномочий органов государ­ственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе по экономическим вопросам (ст. 10-15);

- компетенцию органов государственной власти области, в том числе в экономической сфере (ст. 30-31, 38, 40);

- основы местного самоуправления в области, в том числе компетенцию органов местного самоуправления (ст. 52-53, 55) и его экономические осно­вы (ст. 57 «Экономическая основа местного самоуправления», ст. 58 «Мест­ный бюджет»);

- основы экономики области (Раздел V «Экономика области»: глава 9 «Экономическая система области» и глава 10 «Свобода экономической дея­тельности на территории области», раздел VI «Финансы области»: глава 11 «Финансовые ресурсы области» и глава 12 «Бюджетная система области», глава 13 «Кредитные ресурсы области»).

. Ко второй группе относятся нормативные правовые акты, специально посвященные регулированию экономики субъектов Российской Федерации. К таким относится, например. Федеральный закон Российской Федерации от 17.12.99 г. № 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федера­ции». Этот закон определяет общие принципы и основные задачи деятельно­сти ассоциаций, их отношения с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Другой нормативный правовой акт специального характера - Федераль­ный закон Российской Федерации от 04.01.99 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» - закрепляет право субъектов Российской Федерации на осу­ществление международных и внешнеэкономических связей, определяет об­щий порядок координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, содержит правовые гарантии обеспечения прав и законных интересов субъектов Российской Федерации при установле­нии и развитии международных и внешнеэкономических связей.

На рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Рос­сийской Федерации находятся проекты Федеральных законов Российской Федерации (по состоянию на 20.01.2002 года):

- «Об основах государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации»;

- «Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Рос­сийской Федерации»;

- «О федеральных целевых программах регионального развития». На региональном уровне нормативными правовыми актами, направлен­ными на регулирование экономики области, являются законы Воронежской области «Об управлении государственной собственностью Воронежской об­ласти» (от 17.03.97 г. № 86-3), «Об областном (региональном) государствен­ном заказе» (от 05.01.96 г. № 40-3), «О регулировании земельных отношений в Воронежской области» (от 09.06.95 г. № 18-3) и другие нормативные право­вые акты.

Помимо изложенной выше классификации (по кругу регулируемых от­ношений) нормативные правовые акты, регулирующие вопросы экономики субъектов Российской Федерации, различаются по уровню нормативного регулирования (по юридической силе). Прежде всего выделяются федераль­ные и региональные нормативные правовые акты.

К федеральному уровню относятся:

- Конституция Российской Федерации 1993 года, устанавливающая основы экономической системы страны в целом и ее территорий, в част­ности;

- федеральные конституционные законы и федеральные законы, регули­рующие отдельные экономические вопросы, в том числе развитие экономи­ки регионов;

- указы Президента Российской Федерации, регламентирующие осо­бенно важные вопросы жизнедеятельности государства и общества и зани­мающие особое место в иерархии нормативных правовых актов Российской Федерации;

- постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, всесторонне и оперативно регулирующие экономические и финансовые от­ношения;

- ведомственные нормативные акты (прежде всего Министерства эко­номического развития и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства по налогам и сборам Рос­сийской Федерации и т. д.).

На законодательном уровне регулируются наиболее значимые экономи­ческие вопросы, например реализация конституционного принципа свободы экономической деятельности. Этот принцип нашел развитие в Законе Рос­сийской Федерации от 22.03.91 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Федеральных за­конах от 23.06.99 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», от 17.08.95 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

На федеральном уровне регулируется экономика отдельных территорий Российской Федерации, имеющих сложные природно-климатические и дру­гие условия. К таким территориям, несомненно, относится Крайний Север. Его экономическое развитие регулируется прежде всего Федеральным за­коном от 19.06.96 г. № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.