В
своем понимании наиболее существенных характеристик экономики России мы
склоняемся к тому, что глубинные основы неформальной экономики связаны с
ценностной преемственностью многих поколений россиян [13], особенностями российского
менталитета [14]. И, следовательно, неформальная экономика, по нашему мнению,
есть базовый институт /терминология С.Г. Кирдиной/, лежит в основе национальной
экономической модели России и существует с незапамятных времен, а не является
лишь особенностью экономики переходного периода.
Можно
выделить несколько факторов, влияющих на складывание неформальных отношений в
российской экономике как национальной модели.
Прежде
всего, это коллективистское сознание россиян. Коллективизм и индивидуализм как
мировоззренческая основа этноса есть производная ландшафта, климата,
протяженности территории. Наиболее последовательно эту позицию выразил Л.
Гумилев [15] и Э. Кульпин [16]. "Коллективизм, социальной основой которого
была община, порожден известной суровостью климата. При скудном плодородии почв
и продолжительной зиме заниматься растениеводством легче в условиях взаимопомощи
и взаимовыручки [17]. Огромная протяженность российских земель закрепляла в
сознании россиян представление о бессилии центральной власти. Считалось, что
центр живет по своим законам, а периферия - по своим. Помощь центра при
территориальной удаленности, неразвитости коммуникаций и транспорта была
невозможна, а участие соседей, сородичей и схода приобретало особое значение.
Община означала общность усилий, взаимопомощи, общий круг забот и интересов.
Таким образом, невозможность выжить в одиночку при одновременной невозможности
получить действенную помощь государства сформировали устойчивую
мировоззренческую основу хозяйственной практики, которая создала базу для развития
неформальной экономики. Вероятно, с тех пор природно-климатические и географические
условия воспроизводят установки россиян на неформальную экономику [18].
Вторым
фактором становления неформальной экономики является православие. Теоретические
разработки этого вопроса представлены в трудах В„Соловьева, С.Булгакова,
П.Флоренского, Н. Бердяева [19]. Сфера труда и система материальных ценностей
отделена в православии от высших духовных ценностей. Если в протестантской
религии труд есть молитва (сродни высшей духовной ценности), то православие
допускало отвлечение от труда во имя молитвы [20]. Деловой успех в православии
стоял намного ниже нравственных достижений, поэтому нарушение хозяйственных
законов не считалось великим грехом. Закон, истина в православии - категории
высокого нравственного смысла. П. Флоренский писал: "Русское понятие слова
"закон"... не юридично, а почти равносильно платоновской идее. Закон
- это не норма поведения, а бытия [21]. И далее: "Истинно - не то, что
соответствует внешней реальности, а то, что справедливо... что должно быть
согласовано некому высшему смыслу" - писала К.Касьянова [22].
Третьим фактором развития неформальных экономических
отношений является положение государства в общественной жизни и характер
проводимых им реформ в различные исторические периоды. У россиянина
выработалось двойственное отношение к государству. С одной стороны, уважение к
верховной власти в лице царя, президента, надежда на помощь и защиту с их
стороны. Россияне в этом смысле - государственники. Понятие "Родина",
"Отечество" - для них непреходящие ценности. С другой стороны, негативное
отношение к государственному аппарату и армии чиновников, противопоставление
себя государству как бюрократическому аппарату, как враждебной силе. Реформы,
проводимые Петром Великим, П.А.Столыпиным. В.И. Лениным и современной властью
насильственно отрывали широкие массы людей от устойчивых систем
коллективистских представлений, цементирующих общество. По существу российское
государство выступало не как субъект институционализации уже существующих
практик, а как создатель иных, новых форм общественного устройства. Такова
сущность трансформации сверху. Характерно описание российской истории
Н.А.Бердяевым: "Петр вздернул Россию на дыбы", "дух Маркса...
совершил страшное насилие" [23]. Закон должен служить моральным и
нравственным ценностям народа. Такой народ может быть законопослушным. В
противном случае государство будет существовать отдельно от культуры и народа,
будет восприниматься им как нечто чуждое и враждебное. Так противостоит
государство изначально россиянину, И на него, на государство, как на врага, не
распространяются моральные запреты: его можно обманывать, у него можно красть;
обещания, данные государству, можно не выполнять. С таким восприятием государства
можно связать стремление россиян быть от него независимыми, уйти в неформальную
экономику. И, наконец, четвертый фактор – неразвитость рыночных отношений.
Российская цивилизация – в основе своей нерыночная цивилизация. Рассматривая различные
исторические периоды российской действительности, можно заметить, что рыночные
отношения не проникли глубоко в экономическую ее систему. Рыночные отношения
формализуют, оформляют, узаконивают неформальные экономические отношения, в
конечном счете, создают легальное экономическое пространство. Создаются
формальные правила игры, формальные институты.
Итак,
мы попытались показать, что исследованные нами факторы влияли на становление
неформальной экономики в достаточно длительном историческом периоде, действуя
постоянно, формируя систему ценностей россиян, менталитет. Неформальные
экономические отношения составляют сущность национальной экономической модели
России, базовый институт. Итак, мы попытались привести аргументы
в пользу доказательства того положения, что одним базовым институтом
институциональной структуры экономики России является ее неформальная экономика,
в которой преобладают неформальные правила игры и неформальные ограничения. На
наш взгляд, институциональная структура российской экономики будет
«недостроенной», если мы не выделим еще и другой базовый институт, определяющий
устойчивый комплекс формальных правил игры. Можно предположить, что этим базовым
институтом будет раздаточная или редистрибутивная экономика в разработке
О.Бессоновой и С.Г. Кирдиной.
С
этих позиций в самом общем виде институциональные основы российской экономики
будут представлены как взаимосвязанное единство двух базовых институтов:
неформальной экономики и раздаточной редистрибутивной экономики. Однако важно
не только институциональные основы и раскрыть в общем виде содержание
институциональной структуры экономики России, но и показать в порядке постановки
проблемы механизмы этих институтов.
Нам
представляется, что исследовать институциональные изменения можно, анализируя
категории менталитет – социально-экономический генотип [14]. Менталитет, как
подсознательная социально-психологическая программа действий и поведения людей,
нации проявляются в сознании и практической деятельности субъектов, а
конкретно, в экономических отношениях, как социально-экономический генотип.
Другими словами, если менталитет – некая незыблемая универсальная матрица,
несущая информацию об особенностях проявления национального в социальных
отношениях в экономике, политике, идеологии, то социально-экономический генотип
уже понятия «менталитет», и представляет как бы проекцию менталитета на
экономические отношения в их динамическом состоянии, в состоянии изменчивости и
развития.
ВОПРОС №12
«Институциональные и правовые основы
регулирования регионального развития».
Одной из форм реализации полномочий соответствующих органов государственной
власти по собственным предметам ведения является издание нормативных правовых
актов соответствующего уровня - федеральных и региональных, в том числе
регулирующих экономику субъектов Федерации.
Среди нормативных правовых актов по управлению экономикой субъектов
Российской Федерации, выделяются:
- нормативные правовые акты общего характера, которые наряду с другими
вопросами регулируют вопросы региональной экономики;
- нормативные правовые акты специального характера, непосредственно
регулирующие региональную экономику.
К первой группе относятся рассмотренные ранее Конституция Российской
Федерации, Федеральный закон Российской Федерации «О принципах и порядке
разфаничения предметов ведения и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации», Устав (Основной закон) Воронежской области.
Например, Устав (Основной закон) Воронежской области наряду с другими
определяет следующие вопросы, прямо или косвенно касающиеся региональной
экономики:
- разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной
власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, в том числе по экономическим вопросам (ст. 10-15);
- компетенцию органов государственной власти области, в том числе в экономической
сфере (ст. 30-31, 38, 40);
- основы местного самоуправления в области, в том числе компетенцию
органов местного самоуправления (ст. 52-53, 55) и его экономические основы
(ст. 57 «Экономическая основа местного самоуправления», ст. 58 «Местный
бюджет»);
- основы экономики области (Раздел V «Экономика области»: глава 9
«Экономическая система области» и глава 10 «Свобода экономической деятельности
на территории области», раздел VI «Финансы области»: глава 11 «Финансовые
ресурсы области» и глава 12 «Бюджетная система области», глава 13 «Кредитные
ресурсы области»).
. Ко второй группе относятся нормативные правовые акты, специально
посвященные регулированию экономики субъектов Российской Федерации. К таким
относится, например. Федеральный закон Российской Федерации от 17.12.99 г. №
211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического
взаимодействия субъектов Российской Федерации». Этот закон определяет общие
принципы и основные задачи деятельности ассоциаций, их отношения с
федеральными органами государственной власти, органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Другой нормативный правовой акт специального характера - Федеральный
закон Российской Федерации от 04.01.99 г. № 4-ФЗ «О координации международных и
внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» - закрепляет право
субъектов Российской Федерации на осуществление международных и
внешнеэкономических связей, определяет общий порядок координации международных
и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, содержит правовые
гарантии обеспечения прав и законных интересов субъектов Российской Федерации
при установлении и развитии международных и внешнеэкономических связей.
На рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской
Федерации находятся проекты Федеральных законов Российской Федерации (по
состоянию на 20.01.2002 года):
- «Об основах государственного регулирования регионального развития в
Российской Федерации»;
- «Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской
Федерации»;
- «О федеральных целевых программах регионального развития». На
региональном уровне нормативными правовыми актами, направленными на
регулирование экономики области, являются законы Воронежской области «Об
управлении государственной собственностью Воронежской области» (от 17.03.97 г.
№ 86-3), «Об областном (региональном) государственном заказе» (от
05.01.96 г. № 40-3), «О регулировании земельных отношений в Воронежской
области» (от 09.06.95 г. № 18-3) и другие нормативные правовые акты.
Помимо изложенной выше классификации (по кругу регулируемых отношений)
нормативные правовые акты, регулирующие вопросы экономики субъектов Российской
Федерации, различаются по уровню нормативного регулирования (по юридической силе).
Прежде всего выделяются федеральные и региональные нормативные правовые акты.
К федеральному уровню относятся:
- Конституция Российской Федерации 1993 года, устанавливающая основы
экономической системы страны в целом и ее территорий, в частности;
- федеральные конституционные законы и федеральные законы, регулирующие
отдельные экономические вопросы, в том числе развитие экономики регионов;
- указы Президента Российской Федерации, регламентирующие особенно
важные вопросы жизнедеятельности государства и общества и занимающие особое
место в иерархии нормативных правовых актов Российской Федерации;
- постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации,
всесторонне и оперативно регулирующие экономические и финансовые отношения;
- ведомственные нормативные акты (прежде всего Министерства экономического
развития и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской
Федерации, Министерства по налогам и сборам Российской Федерации и т. д.).
На законодательном уровне регулируются наиболее значимые экономические
вопросы, например реализация конституционного принципа свободы экономической
деятельности. Этот принцип нашел развитие в Законе Российской Федерации от
22.03.91 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках». Федеральных законах от 23.06.99 г. № 117-ФЗ «О защите
конкуренции на рынке финансовых услуг», от 17.08.95 г. № 147-ФЗ «О естественных
монополиях».
На федеральном уровне регулируется экономика отдельных территорий
Российской Федерации, имеющих сложные природно-климатические и другие условия.
К таким территориям, несомненно, относится Крайний Север. Его экономическое
развитие регулируется прежде всего Федеральным законом от 19.06.96 г. № 78-ФЗ
«Об основах государственного регулирования социально-экономического развития
Севера Российской Федерации».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50
|