Основной задачей данного направления
является повышение эффективности работы органов государственной власти и
органов местного самоуправления путем обеспечения совместимости стандартов
хранения информации и документооборота, подключения к компьютерным сетям
органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений,
реализации отраслевых программ информатизации, а также создания
межведомственных и местных информационных систем и баз данных.
Использование ИКТ в деятельности
органов государственной власти и местного самоуправления будет осуществляться
через:
- развитие системы электронного
документооборота, локальных информационных сетей, использование стандартов
делопроизводства и документооборота;
- повышение качества принимаемых
управленческих решений путем распространения опыта, накопленного в
социально-экономической сфере и др.;
4. Совершенствование взаимодействия
органов государственной власти и местного самоуправления с хозяйствующими
субъектами и внедрение ИКТ в реальный сектор экономики. Мероприятия этого
направления предусматривают перевод в электронную форму большей части
документооборота, для чего необходимо развивать рынок научно-технической
продукции, стимулировать хозяйствующие субъекты к повышению открытости их деятельности.
5. Развитие системы подготовки
специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей.
6. Содействие развитию независимых
СМИ посредством внедрения ИКТ.
7. Развитие телекоммуникационной
инфраструктуры и создание пунктов подключения к открытым информационным
системам.
8. Разработка и создание системы
электронной торговли.
9. Формирование институтов
общественной поддержки выполнения Программы.
Предполагается при реализации
мероприятий программы использовать средства федерального бюджета, бюджетов
субъектов Федерации, а также внебюджетные источники. При этом средства
федерального бюджета для реализации мероприятий программы внутри регионов
будут предоставляться на условиях долевого участия.
В мероприятиях программы находят
отражение вопросы инвентаризации и анализа существующих в России государственных
информационных систем и информационных ресурсов (2002 г.), разработки и реализации
единой государственной системы
управления и передачи данных, обслуживающей органы государственной власти и
местного самоуправления (2002-2004 гг.); создания системы мониторинга и анализа
финансово-экономической деятельности предприятий и организаций
государственного сектора экономики (2002-2010 гг.); обеспечения создания
интегрированной информационной статистической системы, объединяющей
государственные статистические данные (2002-2005 гг.) и т. п.
Реализация мероприятий Программы
позволит комплексно решить проблемы слияния информационных баз данных,
упростить использование информационных ресурсов из различных источников,
повысить, таким образом, достоверность исходных базисных параметров для
составления прогнозов экономического развития регионов.
ВОПРОС 47
Стратегический план развития
региона — это управленческий
документ, который содержит взаимосвязанное описание различных аспектов
деятельности по развитию региона. Подготовка такого документа предусматривает:
• постановку целей развития региона;
• определение путей достижения
поставленных целей;
• анализ потенциальных возможностей,
реализация которых позволит достичь успехов;
• разработку методов организации
движения по избранным направлениям;
• обоснование рациональных способов
использования ресурсов.
Стратегический план
социально-экономического развития региона — это индиктивный документ, который
позволяет администрации региона и региональному сообществу действовать совместно.
Это — документ не исключительно администрации, а в большей мере всех субъектов
процесса регионального развития, включая экономических агентов и участников
политического процесса. Это — не директива сверху, направленная от
региональной администрации к предпринимателям и жителям региона, а ориентир,
выработанный с участием всех агентов экономической деятельности.
Такой план предусматривает взвешенные
и согласованные действия всех субъектов по решению имеющихся проблем. Он представляет
собой инструмент налаживания партнерских отношений, механизм определения и
осуществления эффективных стратегических действий во всех сферах жизни
региона.
К основным характеристикам стратегического
плана социально-экономического
развития региона относятся:
• выделение сильных и слабых сторон
региональной экономики, стремление усилить, развить, сформировать конкурентные
преимущества региона с ориентиром прежде всего на создание лучших условий жизни
людей;
• краткие идеи и принципы, которые
ориентируют производителей товаров и услуг, инвесторов, администрацию и
население, помогая им осуществлять решения, базирующиеся на видении будущего
развития;
• партнерское взаимодействие всех
региональных сил.
Составляющей стратегического плана
развития региона должен стать прилагаемый к нему план действий администрации
по реализации намеченных мероприятий.
Этапы разработки стратегического
плана социально-экономического
развития региона включают:
1) оценку достигнутого уровня и
особенностей социально-экономического развития региона, предполагающую также
проведение анализа региональной ресурсной базы этого развития;
2) выработку концепции развития
экономики региона, проработку сценариев модернизации регионального хозяйства в
целях
адаптации последнего к новой системе
межрегиональных связей и взаимозависимостей;
3) выбор и обоснование направлений
перспективного развития региона.
Эти направления классифицируются в
зависимости от возможных, определенных на основе предварительного анализа
сценариев перспективного развития, основанных на расчетах различных вариантов
специализации регионального хозяйственного комплекса.
Исходным пунктом разработки концепции
должно стать определение целей развития региона, а также его отраслевых приоритетов
(«полюсов» развития региона). Основная цель развития региона видится в
решении проблемы самодостаточности региона, т.е. способности самостоятельно
выполнять полный набор функций, определенный его статусом.
Основной целевой установкой
стратегического плана развития
региона является повышение уровня и качества жизни населения региона. Для
повышения жизненного уровня населения предлагается формирование и выполнение
«социального заказа». В понятие «социальный заказ» входит набор услуг,
необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения.
Для реализации этой установки
разрабатываются следующие нормативы:
• достигнутые в настоящее время
нормативы потребления товаров и услуг;
• фактический уровень потребления в
развитых странах;
• рациональные нормативы.
В грубо обобщенном виде альтернативы
регионального развития можно определить следующим образом:
1) стратегия роста, которая
осуществляется путем значительного ежегодного превышения уровня краткосрочных
и долгосрочных целевых параметров над уровнем показателей предыдущего года
(она применяется, как правило, в динамично развивающихся регионах, имеющих
значительный потенциал);
2) стратегия ограниченного роста, для
которого характерно установление целей от достигнутого уровня,
скорректированного с учетом инфляции (эту стратегию выбирают в основном регионы
со стабильной экономической ситуацией, не желающие сильно рисковать в выборе
вариантов развития);
3) стратегия сокращения (эту
альтернативу выбирают в случае неизбежной стагнации производства в регионе в
целях смягчения негативных последствий и называют стратегией последнего сред-
ства, поскольку уровень поставленных
целей ниже достигнутого в прошлом).
В этой стратегии может быть несколько
вариантов: санация или полная ликвидация неэффективных производств; отсечение
лишнего, т.е. свертывание тех производств, экономическая неэффективность
которых обусловливает падение результатов по региону в целом; сокращение и
переориентация: ликвидация части производств с направлением высвобождаемых
средств в перепрофилированные и модернизированные предприятия региона.
Определение «полюсов» регионального
развития является важнейшей задачей при разработке стратегии развития
региона. Главным направлением реформирования экономики большинства регионов
на современном этапе выступает постепенное движение к формированию нового
общественного уклада постиндустриального типа на основе использования новых
технологических способов производства в условиях многоукладной социально
ориентированной экономической системы с современными характеристиками качества
жизни населения и с активной ролью государственных органов в регулировании
экономики.
Важным принципом развития отраслей
социальной сферы будет снижение давления данных отраслей на бюджет региона с
одновременным увеличением финансирования данных отраслей в бюджете.
Реализация этого положения означает:
• расширение возможных источников
финансирования отраслей социальной сферы, привлечение для этого средств населения
и предприятий на взаимовыгодных условиях вплоть до создания предприятий со
смешанным капиталом в бюджетных отраслях социальной сферы;
• снижение затратности социальной
сферы за счет режима экономии ресурсов, проведение адресных социальных мероприятий,
структурной перестройки и расширения самоокупаемых видов деятельности, в связи
с чем учреждения и предприятия социальной сферы должны пользоваться режимом
налоговых льгот и наибольшего благоприятствования;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50
|