После получения
регистрационного свидетельства организацией (фирмой, предприятием)
производится постановка ее на учет в территориальной государственной налоговой
инспекции (ТГНИ), в органах госстатистики (с получением идентификационного
кода), в учреждениях внебюджетных фондов, фонда социального страхования, фонда
обязательного медицинского страхования, земельного фонда. По получению
соответствующего разрешения заказывается угловой штамп и печагь организации.
Затем открывается расчетный счет в банке (образцы подписи руководителя и
главного бухгалтера заверяются нотариально). И на последнем организационном
этапе организация получает (за соответствующую плату) лицензию (разрешение) на
оговоренный в Уставе вид деятельности (например, продажа воздуха или мыльных
пузырей).
Порядок действий
по оформлению организации (фирмы, предприятия) выглядит следующим образом:
1. Принятие
решения о создании организации (общества).
2. Подготовка
документов для регистрации (квитанция об'оплате госпошлины: заявление; устав
(учредительный договор); справка из банка о внесении взноса в уставный фонд.
3. Сдача (прием)
документов в Регистрационную палату.
4. Получение
временного свидетельства.
5. Получение
идентификационных кодов в органах городского и краевого управлений
государственной статистики.
6. Постановка на
учет в территориальной (городской, районной) налоговой инспекции.
7. Постановка на
учет во внебюджетные фонды.
8. Получение
разрешения на изготовление печатей и штампов.
9. Открытие
расчетного счета в банке (заверение у нотариуса подписей распределителей
средств).
10. Получение
постоянного свидетельства организации (фирмы, предприятия).
11. Приобретение
(покупка) лицензии на опресненные виды деятельности.
Такая, на первый
взгляд, сложная схема оформления организации (фирмы, предприятия) обусловлена
необходимостью ее врастания в региональную систему хозяйства в качестве ее
составного элемента. Создаваемая организация (фирма, предприятие) должна
функционировать в условиях реальной экономики региона и муниципалитета,
соблюдая территориальные нормы хозяйствования, осуществляя регулярные
налоговые платежи и отчисления в соответствующие фонды.
Управление фирмами
(предприятиями) как самостоятельными субъектами хозяйствования осуществляют их
внутренние надстроечные образования. В акционерных обществах и обществах с
ограниченной ответственностью высшим органом управления соответственно являются
собрание акционеров и собрание пайщиков. Эти коллегиальные органы решают
фундаментальные вопросы жизнедеятельности фирмы (принятие Устава,
распределение собственности, управление крупными инвестициями, выборы,
назначение (выборы) исполнительно-распорядительного органа и др.). Оперативное
управление такими корпорациями (корпорированными фирмами) осуществляет наблюдательный
совет (то есть совет директоров), а также генеральный директор или правление
(или генеральный директор и правление^. Наиболее распространенной в Российской
Федерации, а также в США, Германии, Швейцарии и некоторых других странах
является трехзвенная структура управления акционерными обществами и обществами
с ограниченной ответственностью:
— общее собрание
акционеров (или пайщиков);
— наблюдательный
совет (то есть совет директоров);
— правление (или
генеральный директор). Тем не менее, в ряде стран существует и двухзвенная
система управления такими обществами, то есть без наблюдательного совета
(совета директоров). Российское законодательство допускает, наряду с
трехзвенной, также двухзвенную систему управления в АО и 000.
Наличие в крупных
фирмах (АО и 000) коллегиального органа управления в лице совета директоров
(наблюдательного совета) обеспечивает стабильность в управленческой
деятельности, исключает возможность нелогичных волевых единоличных решений по
узловым вопросам хозяйственной деятельности. При такой структуре даже наличие
единоличного управленческого органа в лице генерального директора (при
отсутствии правления) компенсируется контрольно-распорядительными функциями совета
директоров. Зачастую у членов совета директоров (наблюдательного совета)
находится контрольный пакет акций (50% плюс одна акция), что превращает ото
фактически в постоянно действующее собрание акционерок. Кроме того, наличие
такого демократического органа защищает фирму от принятия волевых решений в
отношениях с муниципальными и региональными властями, особенно по вопросам
собственности, земельных участков, аренды имущества и т. п. Зачастую совет
директоров может оказаться единственным постоянно действующим органом, способным
отстоять интересы фирмы (особенно когда генеральный директор находится под
давлением аппарата муниципальных и региональных органов и не в состоянии сопротивляться
их нажиму).
Рассмотренные выше
субъекты хозяйствования составляют основное содержание поля регионального
менеджмента. Наряду с ними, важными элементами такого поля являются
общественные институты, государственные (региональные) и муниципальные
организации. В этом своем состоянии поле регионального менеджмента проявляется
как интегрированный целостный объект регионального регулирования (управления).
1.1.2.
Региональные и муниципальные организации
Координацию
деятельности хозяйствующих субъектов на территории — от домохозяйства
(хаусхолда) до крупной корпорации (АО, 000) — осуществляют различные
региональные и муниципальные некоммерческие организации. Заглавными (задающими
тон) организациями выступают региональные и муниципальные законодательные и
исполнительные органы. На региональном уровне это — законодательное собрание и
администрация (краевая, областная, республиканская), на муниципальном уровне —
городская, районная дума и городская (мэрия), районная администрация.
Действующие от имени этих органов учреждения и организации также представляют
собой существенную группу элементов поля регионального менеджмента.
Законодательные
органы очерчивают условия (граничные параметры) функционирования всех
организаций на подведомственной территории. Администрации и действующие от их
имени организации и учреждения осуществляют непосредственную координацию
деятельности хозяйствующих субъектов. Это достигается через (как показано
выше) предоставление лицензий, выдачу фирмам региональных и муниципальных
заказов (подрядов), предоставление льгот по налогам и платежам, выдачу ссуд,
включение и территориальные программы, финансируемые центральными и местными
органами и т. п.
Создаваемые в
структурах региональных и муниципальных администраций отраслевые комитеты,
департаменты, отделы и т. п. непосредственно взаимодействуют (на постоянной
или временной основе) с действующими на территории хозяйствующими субъектами
различных форм собственности. Такая система связей обеспечивает горизонтальную
и вертикальную упорядоченность структуры экономических взаимодействий в регионе
и повторяемость отношений в многократном процессе общественного воспроизводства.
Наличие у
муниципалитетов значительных свобод в отношении вышестоящих органов
обеспечивает им возможность выбора различных рычагов экономического и административного
координирования хозяйственной жизни территории, проявление инициативы и
творчества в этом процессе. В то же время относительно слабая вертикальная
взаимозависимость между региональным и муниципальным уровнями управления
осложняет реализацию тех крупных региональных проектов, в которых существенное
место занимает муниципальный фактор (природопользование, кадры,
социально-культурные объекты и др.).
Наряду с
региональными и муниципальными администрациями как составными элементами
региональной системы управления страны координацию деятельности хозяйствующих
субъектов на территориях осуществляют па добровольной основе различные
негосударственные и некоммерческие организации. Одной из важных организаций
такого рода является региональная торгово-промышленная палата (ТПП). В ряде
стран (особенно Европы) членство в торгово-промышленной палате выступает для
фирмы (организации) визитной карточкой, характеризующей ее надежность и
авторитет. В последние годы подобная тенденция все более усиливается и в
Российской Федерации. Наряду с регистрацией фирмы, торгово-промышленные
палаты РФ осуществляют экспертизу инвестиционных проектов, оказывают содействие
в установлении межфирменных контактов как на внутрироссийском, так и на международном
уровне. Проводимые под эгидой ТПП выставки продукции, конференции
производителей и потребителей являются эффективным средством координации деятельности
фирм в регионе, выяснения перспективных сегментов рынка, освоения рациональных
технологий. Консультативная деятельность ТПП способствует ознакомлению
дислоцированных в регионе фирм с передовыми достижениями в интересующей
области и др.
Наряду с
торгово-промышленными палатами, в регионах действуют многочисленные
представительства различных просветительских, образовательных, инвестиционных,
страховых и др. фондов. Такие формирования выступают дополнительным связующим
звеном в деятельности на территории хозяйствующих субъектов, занимая свободные
в этой сфере потребительские ниши.
1.1.3.
Общественные институты
Региональное и
муниципальное управление территорией в большей мере, нежели управление
фирмами, обусловлено общественными институтами. Это объясняется тем, что
органы территориального управления, как правило, избираются населением и
соответственно обязаны выполнять его желания и стремления. Поэтому реализация
общественных потребностей выступает определяющей целью и движущим мотивом
регионального менеджмента.
Общество влияет на
региональную (или муниципальную) организацию, выступающую в роли координатора
той или иной сферы хозяйственной жизни территории, в основном косвенным
образом. В отличие от производственно-коммерческих фирм, в деятельности
территориальных организаций существует более высокий уровень социальной
ответственности. При этом не всякая деятельность последних в рамках
законодательства может быть принята населением соответствующей территории
(например, размещение вредных производств, хранилищ химреактивов и
углеводородов, строительстве водоемов, распахивание выпасов, закрытие
нерентабельных муниципальных предприятий, библиотек, клубов и др.).
При сравнении
альтернатив (выборе между голосами избирателей и прибылями для региональных
предприятий) региональные органы, как правило, отдают предпочтение первым. В
противном случае их офисы заполнят другие персоны.
В этом ракурсе
координаторская задача региональных органов сводится к наиболее полному учету
(пониманию) общественных потребностей конкретной территории и наиболее четкому
их выражению в конкретных управленческих действиях.
Ответственность
региональной (и муниципальной) организации может быть социальной и
юридической.
Под социальной
ответственностью организации понимается определенный уровень добровольного
отклика на социальные проблемы (экология, трудозанятость, обустройство,
культобслуживание и т. к.). В отличие от частных фирм, социальная
ответственность имеет вполне материализованные (то есть конкретные)
последствия для оргсиш-заций региональных (и муниципальных) органов власти и
управления. Поэтому такой фактор находится в числе перворазрядных после соблюдения
законодательства.
Под юридической
ответственностью организации понимается следование конкретным законам и
нормам государственного и муниципального ре1улирования, определяющим то, что
может делать организация, а что не должна и не имеет права делать.
Действия
организации в области социальной ответственности являются мерами
стратегического порядка и, как правило, приносят эффект длительного действия.
Для поддержания
равновесного состояния общественных отношений на соответствующей территории, а
также внутри коллектива региональной организащш последняя вырабатывает и
поддерживает определенную систему этических норм. Часть из них носит
универсальный для всех территорий и организаций характер, а часть — специфична
для конкретных территорий и организаций.
Этические нормы
описывают систему общих ценностей и правил этики, приемлемых для конкретной
территории или организации. Обычно они не имеют верхних границ. Причем, как
правило, чем крупнее организация, тем выше ее этические нормы.
Неэтичным в менеджменте
территориальной (региональной, муниципальной) организации считается:
— брать и давать
взятки;
— допускать
картельные соглашения;
— не применять мер
по санитарной защите персонала и населения;
— платить
персоналу выше возможного;
— недоплачивать
населению компенсацию за размещение вредоносных производств, хранилищ и т. п.;
— допускать
поставки на рынок недоброкачественных товаров;
— вовлекать
персонал и население в противоборство с вышестоящими органами;
— распространять
сведения, порочащие конкурентов или партнеров;
— отказываться от
благотворительности. Для поддержания этических норм территориальные организации
создают специальные комитеты но этике (г. законодательном собрании, думе). В
крупных региональных и муниципальных организациях действуют специальные
внутренние общественные формирования по этике. Это имеет целью поддержание
определенного нравственного фона в коллективе и соответственно — имиджа организации.
Известны примеры
плодотворной работы территориальных общественных комитетов по этике,
формируемых из наиболее авторитетных руководителей различных организаций. Цель
таких комитетов — использовать этические нормы в качестве дополнительных
регуляторов отношений расположенных на территории хозяйствующих субъектов в
сфере предпринимательства и делового партнерства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50
|