рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

Для решения региональных проблем, имеющих локальный характер, субъекты Федерации разрабатывают и реализуют региональные программы, согласовывают их в Минэкономразвития РФ и Минфине РФ и предостав­ляют на утверждение в Правительстве РФ, которое принимает решения об участии федеральных органов в разработке программы.

—     2. Назначение государственного заказчика

В большинстве программ функции государственного заказчика возлага­ются на Минэкономразвития РФ, либо соответствующее профилю програм­мы отраслевое министерство.

На практике при реализации функций управления разработкой и реали­зацией региональных программ субъектам РФ передавался широкий круг полномочий государственного заказчика или куратора. Целесообразно раз­делить функции государственного заказчика, куратора программы, опреде­лить специальным нормативным актом их правовое положение.

—      3. Процедура разработки, рассмотрения и представления проектов программ

На практике региональные программы разрабатываются при участии субъектов федерации и часто за их счет либо на договорных началах, либо совместно с заинтересованными ведомствами и предприятиями. Нет четкого порядка рассмотрения, согласования программ, что недопустимо затягивает сроки их разработки и утверждения. Необходим нормативный документ, ре­гламентирующий состав разработчиков региональных программ, процедуры согласования и утверждения.

—    4. Содержание региональных целевых программ Необходимо систематизировать разделы программы:

-  аналитический, где выявляются кризисные точки, конкретные про­блемы;

-  общеэкономический, в котором определяются макроэкономические параметры;

- инвестиционный, регулирующий направления использования и источ­ники инвестиций по конкретным проектам;

-  организационный, где приводится механизм реализации программ (управления), ресурсы;

-  координационный, содержащий данные о мероприятиях всех ФЦП, реализуемых на территории региона.

5. Финансирование разработки и реализации программ Необходимо определить источники финансирования, четко установить долевое участие федерального бюджета, региональных бюджетов, кредитов

и иных средств, а также решить вопрос о совместном формировании залого­вых фондов, обеспечивающих финансовые гарантии инвесторам. **■    6. Управление разработкой и реализацией программы

Можно предложить следующее распределение функций между государ­ственным заказчиком и дирекцией программы.

Государственный заказчик согласовывает проект программы с Минэ­кономразвития РФ, отраслевым министерством, предоставляет проект про­граммы совместно с Минэкономразвития РФ в Правительство, контролирует ход работ по реализации программы и целевое использование средств, пред­ставляет доклад о ходе работы в Правительство РФ.

Дирекция программы (директор региональной программы должен быть в ранге заместителя главы администрации) разрабатывает ежегодное обоснование на бюджетное финансирование, разрабатывает и выносит на утверждение экономические нормативы по обеспечению выполнения мероприятий программы, отбирает на конкретной основе исполнителей работ, поставщиков продукции, заключает договоры на исполнение работ и представляет государственному заказчику на утверждение договоры, финан­сируемые из федерального бюджета, контролирует целевое использование средств и предоставляет государственному заказчику отчет об исполнении программы.

Необходимо иметь нормативный акт, регламентирующий «Порядок раз­работки и реализации федеральных целевых программ социально-экономи­ческого развития регионов РФ».

3.3.4. Информационное обеспечение процесса прогнозирования Информационное обеспечение процесса прогнозирования должно быть в первую очередь направлено на аналитическое и прогнозное обоснование региональной политики, содействовать развитию механизма регулирования территориального развития.

В массиве региональной информации целесообразно выделить отдель­ные информационные блоки:

- макроэкономические параметры;

-  информация о развитии отраслей производственной и социальной сфер;

- информация о развитии институциональных отношений;

- характеристика финансово-бюджетных отношений;

- развитие информационно-правовой базы в регионе;

- показатели состояния окружающей среды и материально-сырьевой базы;

- характеристика межрегионального сотрудничества и внешнеэкономи­ческих связей.

В настоящее время в регионах РФ не существует единой, специально организованной информационной системы, которая бы объединяла все внешнерегиональные блоки и отражала различные аспекты и тенденции регионального развития.

Регионы несут экономические потери из-за отсутствия надежной инфор­мации, достоверно характеризующей развитие социально-экономических процессов.

На рис. 3.11 представлены основные блоки программного обеспечения процесса прогнозирования в регионе.

Такая информация отсутствует и на федеральном уровне. Для решения конкретных задач (например, для определения инвестиционного рейтинга региона, емкости региональных рынков и др.) в отдельных регионах пред­принимались попытки проведения единовременных обследований, однако эти обследования преследовали коммерческие цели и поэтому не могут быть использованы в прогнозных целях.

Одним из условий повышения объективности информации о терри­ториальных проблемах и результативности методов их решения является признание возрастающей роли муниципальных образований как объекта территориального прогнозирования и регулирования. Последнее требует организации на уровне муниципалитетов мониторинга данных проблем.

Реформирование информационного обеспечения разработки и реализа­ции региональных программ заключается в переходе от информационного описания территории к оценке процессов развития регионов, включая оцен­ку региональных проблем и кризисных ситуаций.

Повышение качества региональной информации включает в себя следу­ющие требования:

- повышение достоверности сведений о характере и тенденциях социаль­но-экономического развития регионов на основе развития методологии стати­стических работ в регионах, развития систем региональной статистики;

- совершенствование системы социально-экономических показателей -индикаторов с точки зрения адекватного отражения сущности аккумулиро­ванных явлений;

-  обеспечение преемственности статистических, ведомственных (нало­говой, финансовой, таможенной и др.) баз данных, ликвидация ведомствен­ных барьеров при использовании экономической информации;

-  сокращение сроков подготовки исходной информации по основным показателям регионального развития на основе выделения минимального круга информации;

-  обеспечение сопоставимости экономической, аналитической и про­гнозной информации по срокам предоставления и по составу параметров;

- совершенствование методологии единовременных специальных обсле­дований, проведения их только на основе единых методических рекоменда­ций Госкомстата РФ;

- завершение перехода российской статистики на систему национальных счетов и адаптация системы региональной информатизации к этой системе.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2001 г. № 65 утверждена федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 гг.)»; определено задание Минэкономразвития РФ ежегодно уточнять размер финансовых ресурсов на реализацию программы; субъектам Федерации рекомендуется принять участие в реализации этой программы. Целью про­граммы провозглашено повышение эффективности функционирования эко­номики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникаци­онных технологий (ИКТ), а среди задач программы - совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного само­управления с хозяйствующими субъектами и внедрение ИКТ в реальный сектор экономики.

Программа будет реализована в несколько этапов.

На первом этапе (2002 г.) формируются предпосылки для реализации мероприятий программы. В ходе этого этапа должна быть сформирована система мониторинга:

-  мировых тенденций развития ИКТ и их использования в социально-экономической сфере;

- уровня распространения ИКТ в регионах;

- эффективности использования ИКТ в процессе государственного управ­ления регионами, обеспеченности техническими средствами обработки ин­формации и средствами связи.

На этом этапе планируется начать реализацию опытных проектов по переходу к электронному документообороту в органах государственной вла­сти и в органах местного самоуправления, развивать телекоммуникационные инфраструктуры и осуществлять подключение к компьютерным сетям орга­нов государственной власти, бюджетных организаций, а также расширить системы подготовки специалистов для сферы ИКТ и пользователей.

На втором этапе (2003-2004 гг.), на основе проведенных исследований, разработанных концепцией и сформированной нормативной правовой базы, будут реализованы проекты, обеспечивающие взаимодействие органов госу­дарственной власти регионов с хозяйствующими субъектами и гражданами по вопросам регистрации, лицензирования, представления отчетной доку­ментации в сфере налогообложения. Таким образом, появляется реальная

возможность слияния ведомственных (таможенной, финансовой, налоговой и др.) баз данных на уровне региона.

В рамках Программы намечена реализация комплекса мероприятий по внедрению ИКТ в организациях государственного сектора экономики с целью создания системы мониторинга их финансово-экономической дея­тельности, реализации опытных проектов по внедрению унифицированных систем для оборонной промышленности.

На втором этапе будет создана основа единой информационной и теле­коммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти и местного самоуправления.

На третьем этапе (2005-2010 гг.) будет завершено формирование единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций, общественных пунктов подключения к обще­доступным информационным системам.

В результате создания эффективной системы информационной инфра­структуры, совершенствования системы государственного управления в целом и процессов регулирования и прогнозирования экономических про­цессов будут сформированы предпосылки для структурной перестройки экономики.

В программе предусмотрены мероприятия по девяти основным направ­лениям:

1.  Совершенствование законодательства и системы Государственного регулирования в сфере ИКТ.

Основными задачами, реализуемыми в рамках этого направления, яв­ляются создание правовой базы для решения проблем, связанных с произ­водством, распространением документов в электронной форме, обеспечение равных прав на получение информации из общедоступных информацион­ных систем.

При этом предполагается:

-  ликвидировать региональные и ведомственные барьеры при распро­странении и использовании информации;

-  обеспечить интеграцию России в международную систему информа­ционного обмена;

-  обеспечить право каждого на свободное получение информации из общедоступных систем и др.

2.  Обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов, создание условий для эффективного взаимодействия между органами госу­дарственной власти и гражданами на основе использования ИКТ.

3.  Совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе использования ИКТ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.