1.3. Принципы и методы
региональной экономики и управления
Опыт регионального управления, а также
анализ зарубежной теории и практики показывает, что его эффективность во многом
зависит от соблюдения вполне определенных принципов, которые обусловлены
законами рыночной экономики. В литературе отмечается, что новая система
управления должна ориентироваться на общие теоретические принципы, представленные
на рис. 1.2.
Для эффективности регионального
управления современные ученые предлагают использовать следующие основные
принципы: децентрализация, партнерство, субсидиарность, мобильность и адаптивность,
выделенная компетентность. Коротко рассмотрим их содержание.
Принцип децентрализации означает, что принятие решений от центральных
органов управления переходит к агентам рынка. Принцип ограничивает монополию
регионального управления, обеспечивает экономическую свободу субъектов
хозяйствования в регионе и полицентрическую систему принятия решений, а также
обеспечивает передачу функций на региональный уровень.
Принцип партнерства предполагает уход от жесткой иерархической
со-подчиненности по вертикали. Он определяет правила поведения объектов и
субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия как юридически
равных партнеров.
Принцип субсидиарности заключается в выделении финансовых ресурсов под
заранее определенные цели. Он реализуется в региональном управлении через
формирование механизмов перераспределения финансовых ресурсов. Основная цель
этого перераспределения заключается в обеспечении минимальных государственных
социальных стандартов для всего населения региона.
Содержанием принципа мобильности и
адаптивности является способность системы регионального управления гибко
реагировать на изменения внешней среды. Этот принцип проявляется через
постоянную трансформацию функциональной и организационной структур
регионального управления, позволяющую субъектам управления адаптироваться к
быстро меняющимся рыночным условиям.
Принцип выделенной компетенции (в отличие от принципа разграничения функций)
состоит в дифференциации функций не между сферами регионального управления, а
внутри них. По этому принципу осуществляется перераспределение функций
субъектов федерального, регионального и муниципального управления, а также
ресурсное обеспечение реализации каждой функции. Суть этого принципа состоит в
наделении каждого субъекта управления точно очерченными функциями, которые
законодательно закрепляются за ним. При этом для реализации каждой функции
закон устанавливает соответствующие объемы ресурсов и их источники.
Методы управления в соответствии с
ГОСТОМ разделяются на организационно - распорядительные (административные),
экономические и социально-психологические.
Методы управления представляют собой
способы, приемы, действия, с помощью которых выполняются функции управления.
Все методы управления взаимосвязаны, образуют единую систему. Их необходимо
использовать комплексно, там где эти методы взаимно дополняют друг друга в
оптимальной пропорции.
Некоторые ученые-экономисты
придерживаются той точки зрения, что для решения проблем экономического
развития регионов необходимо осуществить переход от чисто административных
методов управления к экономическим, рыночным и демократическим формам
воздействия на хозяйственные процессы. Регионы приобретают статус реальных
субъектов экономики, формирующих собственную социально-экономическую политику
развития территории.
Под региональным развитием понимается
прогрессивное изменение социально-экономической структуры региона, которое
обеспечивает экономное использование ресурсов и максимальное удовлетворение
производственных
потребностей территории. При данном
подходе происходят существенные перемены в основных методах управления и
показателях его оценки.
Экономические методы предполагают
использование денежно-стоимостных инструментов в производстве, распределении и
обмене товаров, а также в управлении хозяйственной деятельностью в масштабах
отдельных регионов и страны в целом. Экономические методы наряду с организационными
необходимы для обеспечения соответствия между совокупным платежеспособным
спросом и совокупным предложением продукции и услуг. Также особого внимания
требуют организационные и экономические меры по повышению роста производства,
ускорению формирования малых и средних предприятий, а также крупных корпораций
в тяжелой промышленности и отраслях, которые непосредственно ориентированы на
удовлетворение социальных нужд.
Необходимо устранение диспропорций в
снабжении материально-техническими ресурсами базовых отраслей, соблюдение
эквивалентного обмена промышленных изделий на продукцию сельского хозяйства и
других секторов экономики. Такие задачи, как показывает практика, успешно
решаются при рациональном сочетании рыночного саморегулирования производства с
государственным управлением народным хозяйством. Экономические методы в
сочетании с организационно-распорядительными, могут способствовать
эффективности проведения земельной реформы, перестройки хозяйственной системы,
улучшению подготовки и расстановки кадров в органах управления и на
предприятиях. Зарубежный опыт показывает, что для устойчивого роста
производства и улучшения жизни необходимо рациональное сочетание рыночного
регулирования на микроуровне с государственным воздействием на
макроэкономические процессы и их сбалансированное развитие. Это может
проявляться в политике цен, во внешнеэкономической деятельности и др.
Следует отметить, что методы
регионального управления также обусловлены системой рыночного хозяйства
региона. Современные ученые придерживаются традиционной точки зрения
относительно содержания методов управления. Например, А.Л. Гапоненко и А.Н.
Панкрухин [14] считают, что под методами регионального управления понимается
совокупность приемов и средств воздействия на хозяйствующие субъекты региона.
При этом в практике регионального управления используется два вида методов:
методы прямого (непосредственного) воздействия на субъекты хозяйствования и
методы опосредованного воздействия. Первые - в большей мере касаются объектов,
относящихся к собственности субъектов Федерации, вторые -по всем другим
объектам.
1.4. Функции регионального
управления
Процесс управления представляет собой
совокупность и взаимосвязь функций управления. Планирование является одной из
важнейших функций, которая определяет цели, наиболее эффективные методы и
средства, необходимые для достижения этих целей, и соответствующую для этого
систему показателей.
В современных условиях происходит
трансформация функции планирования в форме перехода от директивного
планирования к индикативному. Директивный план, подготавливаемый Госпланом, был
в основном производственно-техническим, а не экономическим, т. к. характер
производства в основном отображал механизм распределения ресурсов. Индикативное
планирование - это средство реализации социально-экономической политики
государства, его основной метод воздействия на ход функционирования рыночной
экономики. Это планирование представляет собой процесс формирования системы
параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики
страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, и
разработку мер государственного воздействия на социальные и экономические
процессы с целью достижения установленных индикаторов. В качестве индикаторов
социально-экономического развития используются показатели, которые
характеризуют динамику, структуру и эффективность экономики, состояние
финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен,
занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т. д.
Индикативное планирование является
наиболее приемлемой для условий рыночной экономики и широко распространенной
во всем мире формой государственного планирования макроэкономического развития.
Индикативный план не имеет директивного характера, он содержит ограниченное
число обязательных заданий и является в значительной мере направляющим и
прогнозным инструментом.
Традиционная функция управления -
организация в новых условиях хозяйствования также подвергается изменениям,
которые выражаются в сокращении и оптимизации размеров хозяйствующих
субъектов. Расширяется практика применения матричной и сетевой структур управления.
Сетевая организация становится все более распространенной во всех отраслях хозяйства.
Сущность сетевой организации заключается в осуществлении комплексных сделок на
основе подписания контрактов с промышленными компаниями, транспортными
агентствами, торгово-посредническими фирмами, предприятиями розничной торговли,
объединенными в сеть.
А. И. Гаврилов [12] предлагает функции
регионального управления, представляющие собой конкретные формы воздействия на
все процессы в
регионе, дифференцировать по назначению
и содержанию. Эта дифференциация опирается на сущность и социальную ориентацию
регионального управления как инструмента рыночной экономики.
При этом выделяют следующие основные
функции: целеполагание, регулирование, стимулирование. Степень реализации этих
функций в региональном управлении различна и определяется их генезисом.
Реализация функции целеполагания
обусловлена необходимостью осуществления научного прогнозирования
социально-экономического развития региона и разработкой региональных целевых
программ. Учитывая, что главной целью социально ориентированной рыночной экономики
является воспроизводство условий, которые обеспечивают высокий уровень
жизнедеятельности человека, эта функция реализуется в процессе экономической и
социальной трансформации хозяйства региона обоснования основных направлений
его реструктуризации. Особое значение эта функция приобретает в условиях
переходного периода, когда каждый регион вынужден искать и завоевывать
определенную нишу на российском и мировом рынках, встраиваться в
межрегиональные экономические связи и рыночные отношения.
Функция регулирования в региональном
управлении реализуется в основном в системе объектов, которые относятся к
государственной собственности субъектов Федерации, а также объектов федеральной
собственности, переданных в собственность регионов. В реализации функции
регулирования могут использоваться методы как прямого, так и опосредованного
воздействия. При этом степень воздействия субъекта управления на все объекты, в
том числе и на объекты региональной собственности, будет постоянно меняться.
Это происходит потому, что объем и полнота реализации функции регулирования
находятся в определенной зависимости от степени зрелости рыночных отношений и
их внедрения в хозяйство региона. Например, предприятия автомобильного
транспорта, являющиеся собственностью субъектов Федерации, могут быть переданы
на договорных условиях акционерному обществу, сданы в аренду любому
хозяйствующему субъекту. В этом случае объем функции регулирования снизится, а
сама функция субъекта управления будет сведена к контролю за соблюдением
договорных обязательств.
В условиях перехода экономики на новые
условия хозяйствования особое место в региональном управлении отводится
функции стимулирования. Это связано прежде всего с ограниченностью
использования в региональном управлении методов непосредственного воздействия.
В многоукладном хозяйстве региона функционируют предприятия и организации,
относящиеся к различным формам и видам собственности: федеральной, региональной,
муниципальной, коллективной и т. п.
Методы непосредственного воздействия
регионального управления правомерны по отношению к объектам региональной
собственности. Для всех других объектов эффективными могут быть только методы
опосредованного воздействия и прежде всего стимулирования деятельности
субъектов хозяйствования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50
|