рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

К этой группе относятся пропорции между:

•   частным и государственным потреблением;

•   платежеспособным спросом и предложением на региональ­ном рынке потребительских товаров и услуг;

•   численностью населения и развитием жилищного хозяйства;

•   жилищным хозяйством и сферой коммунально-бытового обслуживания;

•   численностью населения и масштабами развития социаль­ной сферы.

В формировании этих пропорций принимают участие все аген­ты воспроизводственной деятельности на уровне региона.

Так, фонд личного потребления образуется за счет доходов населения, получаемых из предпринимательской сферы и заработ­ной платы работников бюджетной сферы. Пропорция между лич­ным и общественным потреблением имеет не только социальную, но и экономическую нагрузку.

Социально-экономические пропорции органически связаны со всей региональной системой: потребности населения в потреби­тельских благах и услугах влияют на их производство, а производ­ство через доходы работников влияет на уровень потребностей и спрос на потребительские товары и услуги.

5. Демографические пропорции отражают взаимосвязи демогра­фического и экономического процессов регионального воспроиз­водства.

Эта группа пропорций отражает взаимосвязи между:

•   приростом и выбытием трудовых ресурсов;

•   половозрастной и производственной структурой населения;

•   трудовыми ресурсами и наличием рабочих мест;

•   занятыми в производственной сфере и сфере по обслужи­ванию населения;

•   городским и сельским населением;

•   численностью населения и уровнем развития социально-бытовой инфраструктуры;

•   численностью занятого и неработающего населения в тру­доспособном возрасте.

Эта группа пропорций призвана обеспечить определенный ба­ланс между демографическим и экономическим потенциалами тер­ритории и вместе с социально-экономическими пропорциями обус­ловливает миграционные процессы в регионе и их направленность.

6. Экологические пропорции характеризуют соотношения меж­ду развитием природного потенциала и уровнем социально-эко­номического развития региона.

К этой группе относятся пропорции между:

•   сырьевым потенциалом и производственными возможнос­тями его использования;

•   развитием производства и уровнем природоохранной дея­тельности;

•   потенциальными ресурсными возможностями и предельно допустимой производственной нагрузкой;

•   эксплуатацией и воспроизводством природных ресурсов (лес, земля, вода, животный и растительный мир).

Формирование этой группы пропорций предполагает разработ­ку балансов по каждому виду природных ресурсов и политики их использования.

7. Финансовые пропорции характеризуют кругооборот финан­сово-денежных ресурсов. Эти пропорции лежат в основе механиз­ма управления региональной экономикой, обеспечивая такие соотношения и связи между всеми участниками регионального воспроизводства, которые благоприятствовали бы достижению целей развития и сбалансированности интересов всех взаимодей­ствующих сторон.

К основным пропорциям данной группы относятся пропор­ции между:

•   произведенной чистой продукцией и использованным на территории региона национальным доходом;

•   бюджетом региона и ресурсами, необходимыми для осуще­ствления функций региональных органов власти;

•  долями налогов и платежей, поступающих в федеральный и региональный бюджеты;

•   внутренними и внешними финансовыми источниками, обеспечивающими развитие региона;

•   созданным совокупным общественным продуктом и исполь­зованными ресурсами воспроизводства.

 

 

ВОПРОС № 4

 

«Государственное регулирование регионального развития в Российской Федерации».

 

Региональное экономическое пространство представляет собой систему экономических связей, постоянно развивающихся и уг­лубляющихся в процессе переплетения, взаимного дополнения и обеспечения экономической целесообразности хозяйствующих структур, между которыми имеет место устойчивое территориаль­ное разделение труда.

Общее экономическое пространство формируется как сочета­ние различных хозяйств, независимо от величины их потенциа­ла, формы собственности, технологического уклада. Главное, что­бы они были связаны между собой устойчивым разделением тру­да, а их интересы в экономических связях совпадали. При этом важно, чтобы общее экономическое пространство формировалось не как временные отношения между хозяйствующими субъекта­ми региона, а как определенное состояние функционирования взаимосвязанных хозяйственных структур.

Региональное экономическое пространство имеет внутренне противоречивый характер. Источники его самодвижения и само­развития находятся в объективно обусловленных противоречиях, наличествующих внутри хозяйствующих субъектов, связанных между собой разделением труда.

Объекты государственного регулирования экономики в реги­оне многообразны, в качестве таковых выступают: экономический цикл; отраслевая и территориальная структура хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; цены; НИОКР; условия конкуренции; социальные отношения; подго­товка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэконо­мические связи.

Важнейшими направлениями государственного долгосрочно­го регулирования экономики на современном этапе являются:

1) эффективное использование государственной собственно­сти на средства производства и природные ресурсы;

2)  поддержка и стимулирование роста в отдельных отраслях промышленности;

3) проведение общегосударственной инновационной политики;

4) регулирование товарных, ресурсных и финансовых рынков;

5) регулирование регионального развития.

Среди методов регулирования регионального развития выде­ляют прямые и косвенные. Прямое государственное вмешатель­ство осуществляется путем использования административных средств, которые базируются на силе государственной власти и включают меры разрешения, запрета и принуждения. Косвенное регулирование осуществляется с помощью различных мер эконо­мической политики.

В условиях демократизации управленческих функций меняют­ся механизмы мотивации принятия решений и соотношение эко­номических и административных методов управления (табл. 4.1).

Таблица

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

И ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО

ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

Административные методы

Экономические методы

Основаны на конкретно-адресных заданиях, ориентированных на дости­жение целей системы путем форми­рования ее четкой структуры, созда­ния условий для подготовки, приня­тия и реализации управленческих решений

Базируются на общих правилах поведения, выбора маневра экономи­ческой стратегии

Выражают прямое воздействие на уп­равляемые объекты, преследуют пре­имущественно интересы органа уп­равления

Оказывают косвенное воздействие на объекты управления, учитывают экономические интересы предприя­тий различных форм собственности

Основная доля ответственности за принимаемые решения ложится на орган управления, права управляе­мых объектов ограничены

Предполагают полную самостоятель­ность хозяйствующих субьектов при высокой ответственности за предпринимаемые действия и их по­следствия

Административные распоряжения, как правило, однозначны, требуют обяза­тельного исполнения, не допускают существенных отклонений от распоряжений

Побуждают хозяйствующие субъекты к подготовке альтернативных реше­ний и выбору оптимального решения с точки зрения интересов данного субъекта и с учетом допустимого экономического риска

Административные методы регулирования регионального раз­вития базируются на отношениях власти и подчинения, характер­ных для властных структур, и осуществляются в форме:

•   административных распоряжений, постановлений, адресу­емых субъектам регионального воспроизводственного про­цесса, воздействующих на конкретно сложившуюся ситуа­цию;

•   правил, регулирующих деятельность функционирующих в регионе предприятий и организаций различных форм соб­ственности (нормативное регулирование);

•   рекомендаций, а также контроля (например, финансово-бюджетного) и надзора (например, санитарно-эпидемиоло­гического).

Административные методы предусматривают возможности применения принуждения в отношении отдельных предприятий, нарушающих установленные правила.

С помощью административных методов местные органы уп­равления регулируют процессы приватизации, решают вопросы привлечения иностранного капитала, использования региональ­ных природных ресурсов, а также вопросы, связанные с соци­альными процессами.

Только административные методы не могут обеспечить эффек­тивное решение всех проблем, возникающих в процессе регио­нального воспроизводства. Поэтому административные методы должны использоваться в сочетании с экономическими.

Сущность экономических методов состоит в косвенном воздей­ствии на процесс регионального воспроизводства — через эконо­мические интересы субъектов с помощью таких рычагов, как на­логи, льготы, кредиты, субвенции и др., по возможности без пря­мого вмешательства местных органов управления, но в установленных этими органами рамках. Таким образом, в основе экономических методов регулирования лежат экономическая за­интересованность и ответственность предприятий и организа­ций — субъектов регионального воспроизводственного процесса за последствия принимаемых решений и участие в выполнении за­дач комплексного социально-экономического развития региона.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.