Первостепенными по значимости являются коммуникации по вертикали, или
межуровпевые коммуникации. Это обусловлено обязательностью их присутствия в
управленческой системе, то есть информации между руководителем и
подчиненными. Без этого управление невозможно.
Горизонтальные коммуникации выполняют дополняющую (второстепенную)
функции- в информационном обмене. При их отсутствии управленческая система
может успешно функционировать, особенно в специфических средах со строго
линейной системой управления (армия, полиция, санитарный контроль, инспекция
дорожного движения, охранные ведомства, служба спасения и др.).
Вертикальные (межуровневые) коммупикгщии представляют собой информобмен
между соподчиненными структурами (отделы, службы, сектора и т. п.) и
отдельными менеджерами. По нисходящей линии информация перемещается в форме
постановлении, распоряжений, приказов, указаний, поручений, а также в форме
ограничений. Такого рода информация обеспечивает управленческое единство
территории, ее экономическую целостность и организационную упорядоченность (см.
схему 17).
Основную часть вертикальных коммуникаций составляет информобмен между
руководителем и подчиненным, между руководителем и рабочей группой. В нервом
случае руководитель выдает подчиненному индивидуальное задание и получает от
него непосредственно отчет о выполнении этого задания (как форма обратной
связи), а также иную информацию. Во втором случае руководитель выдает общее
задание членам рабочей группы (департамент, управление, отдел, сектор,
специальная группа работников и др.), а последняя докладывает о результатах
выполнения. В первом случае имеет место чисто линейная система управления, во
втором — линейно-штабная (функции штаба выполняет руководство группы).
Горизонтальные коммуникации проявляются в форме информобменов между
менеджерами (сотрудниками, чиновниками) одного уровня (ранга), между равновесными
подразделениями (отделами, секторами, службами и т. п.).
Региональная организация представляет собой совокупность
специализированных отраслевых управленческих формирований. Поэтому очень
важно сформировать ч'а' кую систему, в которой между этими формирпллпшши'
осуществлялись бы yciuii ;n„oiy горизонтальные коммуникации.
Наряду с формальными (узаконенными) горизонтальными коммуникациями, в
организациях существует неформальный горизонтальный информобмен. Он
проявляется в неформальных контактах сотрудников аппарата, а также в виде
различных слухов (придуманных или непридуманных сообщений, распространяющихся
по неформальным каналам).
Практика показывает, что неформальные коммуникации играют заметную
роль в психологическом климате организаций. Они не могуг быть обойдены
вниманием территориальных органов власти — как форма воздействия на настроения
населения.
С точки зрения психологии управления аппаратом, развитие
горизонтальных коммуникаций способствует формированию в коллективе
равноправных отношений, развитию корпоративного духа и повышению общей управленческой
культуры в организациях. Горизонтальные коммуникации между отраслевыми
подразделениями аппарата региональных органов являются дополнительным каналом
информации об общерегиональных проблемах и задачах. Это вовлекает
дополнительные интеллектуальные и иные ресурсы в решение особенно тех проблем,
которые находятся на стыке различных отраслей (то есть по темам, выходящим за
пределы компетенции отдельных департаментов, отделов и пр.).
Региональные управленческие организации (администрации республик, краев
и областей) взаимодействуют с населением и расположенными на
территории-хозяйствующими субъектами через разветвленную систему коммуникаций.
Такие коммуникации являют собой, с одной стороны, средство получения
информации о качестве жизни и настроениях населения (обратная связь), с другой
— средство воздействия на население и хозяйствующие субъекты в управлении
процессом общественной», воспроизводства на территориях (прямая связь).
Коммуникации представляют собой одну из форм связей управленческого
аппарата региональных органов с внешней средой.
В отличие от отдельных хозяйствующих субъектов, региональная
администрация ответственна за общее качество жизни проживающего населения,
уровень его трудозанятости и социальной обустроенности, экологию, безопасность,
обеспеченность продуктами питания и др. Предметом заботы региональной
администрации является общий уровень npaiiOBUi'i культуры населения, морально-этическое наполнение его досуга и
интересов.
Все это обусловливает необходимость наличия у региональных
администраций и муниципалитетов большого арсенала средств сбора информации п
воздействия на население, общественные и хозяйственнио формирораии.
Центральное место в этом арсенале занимают средства массовой информации
(телевидение, радио, газеты, журналы и др.), а также всевозможные сходы
граждан, собрания трудовых коллективов, студентов и учащихся и т. п.
Наряду с этим, одной из существенных форм связей региональной
администрации с хозяйствующими субъектами является принятие и доведение до их
сведения постановлений, решений, распоряжений и других документов.
Одной из форм постоянной связи региональных администраций с
хозяйственными, общественными и др. формированиями являются телефонные
разговоры, проблемные совещания, тематические конференции и т. п.
В своей совокупности коммуникационные формы связи региональной
администрации с внешней средой обеспечивают ей активную позицию, возможность
организовать хозяйственные, общественные и иные формирования и население на
решение программных задач конкретных территорий.
ВОПРОС №17
«Контроль как функция управления»
Контроль как функция управления обеспечивает достижение организацией
поставленных целей.
В процесс контроля входит установление стандартов, измерение
фактических результатов и их сравнение с запланированными или заданными
показателями, выработка предложений по корректировке деятельности.
Основные задачи контроля:
1) обеспечение руководителей экспресс-информацией о ходе выполнения
управленческих решений — как форма обратной связи;
2) доведение до руководителей текущей информации для принятия решений в
условиях неопределенности;
3) предупреждение возникновения кризисных явлений;
4) поддержание успешных направлений и в целом успеха в деятельности
аппарата администрации. Контроль бывает следующих видов:
1) предварительный;
2) текущий (система обратной связи);
3) заключительный (итоговый). Процесс контроля включает:
1) установление стандартов;
2) сравнение фактических показателей со стандартами;
3) действия работников аппарата по результатам сравнений.
Эффективность контроля в региональных администрациях обеспечивается
следующими его качественными характеристиками:
1) стратегическая направленность;
2) ориентация на результаты;
3) соответствие основному направлению деятельности региональной
организации;
4) своевременность;
5) гибкость (адаптивность);
6) простота;
7) экономичность;
8) сопрягаемость с информационно-управляющей системой
(автоматизированной системой управления) региональной организации.
Как функция оперативного управления, контроль в региональной
организации представляет собой сложный многогранный процесс разработки
стандартов, получения, сравнения и анализа информации об их соблюдении, выработки
решений и информирования руководителей разных уровней
административно-управленческого аппарата о ходе выполнения управленческих
решений и рекомендуемых путях корректировки курса.
Контроль представляет собой замыкающий элемент постоянно
возобновляющегося процесса оперативного управления. В совокупности с
планированием, распорядительством и мотивацией контроль обеспечивает
целостность и внутреннее единство функций оперативного менеджмента.
ВОПРОС №18
«Культура организации и стиль руководства».
В течение 60-70-х годов в мировой теории организации произошел переход
от доминировавшего ранее механистического, структурного, бюрократического
толкования организации к современной организационной теории, основанной на
концепции человеческих возможностей [24, с. 8), среди создателей которой — А.
Маслоу, , Д. Макгрегор. Эта концепция акцентирует значимость социально-политико-психологической
компоненты организации, ее организационной культуры.
Организационная, или корпоративная культура — это система разделяемых
в организации ценностей, истин (убеждений), мнений, сложившихся традиций [14,
с. 58], дифференцированных по приоритетам и взаимосвязанных. Организационная
культура может рассматриваться как образ внутренней жизни, мышления, действий и
бытия организации.
Приоритеты организационных ценностей (истин, традиций) определяются
организационной властью; результатом взаимодействия факторов силового,
властного влияния извне и внутри организации.
Власть здесь понимается как способность аккумулировать, распределять и
перераспределять необходимые ресурсы. В каждой организации существует свое
силовое поле, образуемое взаимодействующими факторами силового воздействия,
формирующее соответствующую организационную культуру (рис. 5.1)
Организационная культура предприятия имеет поистине стратегическую
значимость. Признано, что сила организационной культуры в проведении изменений
и реформ сопоставима с силой иерархических правил, формальных методов
административного управления [24, с. 10]. Следует учитывать, что
организационные приоритеты — приоритеты ценностей, мнений,— фактор, влияющий на
идентификацию стратегическим руководителем миссии фирмы в процессе
стратегического управления. Кроме того, организационная культура — важный
фактор реализации стратегии, она представляет собой этико-эмоциональную компоненту
организационного поведения, направляя его в соответствии с миссией/целью,
определяя необходимые стандарты организационного поведения. Совместимость
организационных культур отдельных фирм — наряду с разделяемыми целями и
состоянием внешней среды — необходимое условие их стратегического партнерства.
Формирование организационной культуры — непосредственная обязанность
стратегического руководителя — лидера.
Руководитель компании призван реализовать две ведущие компоненты роли
организационного макролидера: 1) построение отношений организации с внешней
средой для обеспечения преимущественного положения организации и 2) построение
отношений между людьми внутри организации посредством создания корпоративной
культуры.
Рост нестабильности среды предприятия увеличивает роль неформальных,
как более адаптивных, гибких факторов в управлении в сравнении с формальными.
Поэтому современный стратегический руководитель должен быть признанным лидером
— сочетать формальное лидерство с неформальным. Лидерство — это межличностный и
эмоциональный процесс, посредством которого лидер влияет на поведение других
людей. Неформальный лидер — лидер, чье становление и признание происходит вне
формальных механизмов становления и признания лидерства, должен обладать
следующими личностными способностями: 1) особенно ясным восприятием
действительности; 2) четкостью его выражения, умением концептуализации идей; 3)
сформировавшимися убеждениями, которые он готов отстаивать: 4) способностью сопереживания
ведомым — эмпатией. Сочетание этих свойств формирует видение лидера, т. е. его
восприятие и оценку действительности в развитии. Кроме того, они создают
психологическую основу объединения людей обшей целью. Неотъемлемыми личностными
чертами современного лидера признаны также решимость, настойчивость,
внутренняя сила, мужество и смелость. Оптимизм, эгалитаризм (ориентация в
большей степени на построение команд, а не иерархий) — необходимые свойства
личности стратегического лидера.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50
|