Наиболее удобной формой такого информобмена может быть составление
вопросов и ответов в виде таблиц. Это необходимо для анализа с помощью ЭВМ, но
также удобно и для простого исследования.
3) Взаимозависимость решений
Практически все решения региональных органов управления имею! ту или
иную степень взаимной зависимости. Чем выше уровень управления, тем большее
число решений нижних уровней управления оно затрагивает. Это требует от
региональных администраций тщательной проработки последствий готовящихся
решений, их влияния на решения муниципальных органов, а также расположенных в
регионе хозяйственных и общественных организаций.
Существует и обратная зависимость. Она проявляется во влиянии решений
нижних уровней управления на решения вышестоящих органов. Наиболее часто это
проявляется в форме хозяйственной инициативы «снизу», что вполне согласуется с
существующей схемой регионального управления.
4-)
Отрицательные последствия решений '•
Под последствиями принимаемых рсш^чнА". обычно понимаются их
отрицательные проявления. К примеру, решение руководства региональной
администрации о снижении среднего возраста работников аппарата может, наряду
с повышением мобильности, привести к уходу лояльных к нему кадров. Решение о
размещении в регионе предприятия, использующего импортное сырье, ьлочет свертывание
местного производства аналогичных материалов, а следовательно, и сокращение
трудозанятостн населения. Создание в регионе режима благоприятствования для
иностранных строительных фирм приводит к развалу местных строительных
организаций и как следствие — к разрушению стройиндустрии и деградации
специалистов-строителей.
Для удобства управленческой деятельности негативные последствия
управленческих решений можно рассматривать в роли ограничений. Такой подход
позволяет перевести процесс решения на математический язык. Тем не менее,
следует учитывать, что лишь количественное (в натуральных измерителях, деньгах
и др.) соизмерение величин прибылей и ущерба не в полной мере отражает действительное
положение вещей. Поэтому всякий математический расчет последствий
управленческого решения дол-жен быть подытожен экспертным заключением (ведь
даже белый цвет — это лишь сумма семи различных цветов, а экономика —это не
менее многомерный интеграл).
5) Поведенческие ограничения
На процесс принятия и реализации решений оказывают значительное
влияние различные психологические факторы. К ним относятся межличностные и
внутриорганиза-пионные коммуникации, неформальное общение руководителей
различного ранга между собой, а также с рядовыми исполнителями, общая
морально-психологическая обстановка в коллективе и в составляющих его отделах,
отношения в неформальных группах и т. п. Важное значение имеет и то, чтобы
исполнитель имел желание принимать и выполнять решения.
6) Субъективные
оценки управляющего •
Поскольку каждый человек — это целый мир представлений, то и на
принятие им решений оказывают существенное влияние его мироощущение,
субъективные оценки явлений и предметов. Для организации важно, чтобы с
системой ее приоритетов совпадали приоритеты членов организации, особенно тех,
кто занимает ключевые места в управлении.
С учетом этого параметра организации разрабатывают специальные
декларации о ценностях, своеобразные кодексы чести работников аппарата. Это
необходимо для того, чтобы решения, принимаемые руководителями разного уровня,
и действия всех членов организации (от начальника — до ведущего специалиста)
отражали общую систему ценностей, направленных на решение центральной задачи
организации. Для региональной администрации таким «пучком» центральных задач
могуг быть следующие: повышение уровня жизни населения региона; рост культуры
и образованности молодежи; охрана материнства и детства;
повышение трудозанятостн и технической культуры сельского населения;
формирование благоприятной среды для интенсивного развития в регионе
производственного предпринимательства; развитие коммуникаций и др.
Для региональных и муниципальных организаций в числе приоритетных могут
быть различные наборы факторов принятия решений. Их может быть большое множество.
Поэтому для удобства управления важно отобрать небольшое число существенных
факторов и построить процесс принятия и реализации решения таким образом, чтобы
эти факторы учитывались субъектами и объектами решения в максимальной степени.
1.5.5. Методы реализации решений
Региональное управление использует различные методы осуществления
принятых решений. К числу основных из них относятся следующие.
1) прогнозирование;
2) дерево решений;
3) моделирование. ^,,, Рассмотрим эти методы.
1) 'Прогнозирование '
Этот метод заключается составлении картины вероятного состояния
объекта решения в определенный момент. времени. В основе прогнозирования —
рассмотренный ранее метод суждений. Он исходит из накопленного опыта
протекания управленческих процессов и экстраполирования обнаруженных тенденций
на перспективу с учетом этого опыта.
Получение достоверного прогноза результатов осуществления принятого
решения позволяет управляющему органу или отдельному менеджеру вносить
корректировки и достигать большей точности.
Составление прогнозов развития хозяйства региона и составляющих его
таксономических единиц является специальной отраслью деятельности региональных
администраций. Эта работа возглавляется и обобщается департаментами экономики
и прогнозирования краевых и областных администраций, республиканскими
министерствами экономики. В муниципалитетах такую работу проводят специализированные
управления, департаменты к отделы.
Составление экономических и других прогнозов осуществляется с
использованием различных методов. Наиболее известны из них следующие:
а) метод анализа временных рядов (выявление тенденций прошлого
и их продолжение в будущем);
б) каузальное моделирование (прогнозирование результата решения на
основе выявления причинно-следственных зависимостей нескольких переменных);
в) метод экспертных оценок (составление прогноза развития ситуации на
основе обобщения мнений специально подобранных экспертов). Ь1(
чи( I
2) Дерево решений 1га
>4'- •'•
Одним из специфических вариантов составления прогноза реализации
управленческого решения является построение «дерева решений», то есть
установление последовательности вытекающих одного из другого решения для
получения искомой итоговой картины состояния объекта. Построение такого
«дерева» предполагает составление различных по срокам прогнозов
последовательного развития событий. Это представляет собой определенную
сложность, однако установление характерных причинно-следственных зависимостей
между различными этапами решений облегчает задачу.
Посредством «дерева решений» составляются прогно-•зы и
устанавливается последовательность принятия решений по наиболее крупным
синтетическим процессам функционирования регионального хозяйства. К таким
относятся развитие общеэкономической ситуации в регионе на длительную
перспективу, динамика конкуренции в сфере производства, движение трудовых
ресурсов, основные направления развития малого предпринимательства н др.
3) Моделирование
Изображение объекта, идеи, процесса или системы в отвлеченной форме
называют моделированием. Оно удобно для того, чтобы организаторы и исполнители
решения имели целостное представление об объекте и могли правильно расставить
силы и средства при реализации задачи.
Определяющим качеством модели является упрощение ситуации (статической
или динамической) и отображение ее в схематичном, облегченном для понимания
виде.
Существует множество типов моделей. К числу наиболее распространенных
из них относятся следующие:
а) физическая модель (представление объекта в уменьшенном или
увеличенном виде в форме схемы, чертежа, макета, действующего механизма и т.
п.; например: схема размещения производительных сил в регионе, макет застройки
побережья или курорта п т. п.);
б) аналоговая модель (изображение объекта в такой отличной от оригинала
форме, в которой он ведет себя практически аналогично оригиналу; примеры
аналоговых моделей — это организационная схема региональной администрации,
график поступления средств от налогов в региональный бюджет);
в) математическая модель (это изображение объекта в виде символов,
формул; например, формула доходов в региональный бюджет от налога на
добавленную стоимость из расположенных на территории производственных предприятий
может быть представлена в виде D = РНМ, где D — сумма поступлений в региональный бюджет от НДС, Р — объем
реализованной производственной фирмой продукцци, Н — величина налога на
добавленную стоимость, М — доля НДС, передаваемая центром в региональный
бюджет).
, Процесс, построения модели включает следующие этапы: постановку
задачи; построение модели; проверку мо' дели на достоверность; применение
модели; обновление, модели.
Построение модели осуществляется на основе поставленной задачи. При
этом разработчик должен выделить главную цель модели, то есть какие выходные
данные предполагается получить из создаваемой модели. Чем лучше модель
отражает реальные события, тем выше ее качество. Обычно применяемость
построенных моделей составляет 50—60 процентов. Но и такой процент можно
считать достаточно высоким, поскольку это позволяет управляющим (работникам
управленческого аппарата) ускоренно принимать управленческие решения,
просчитывая возможные их результаты. Поскольку в ходе. функционирования региональной
организации ее внугренние и внешние параметры претерпевают изменения,
необходимо проводить периодические корректировки соответствующих моделей. Это
делается, например, путем ежегодных корректировок региональных схем развития и
размещения производительных сил, пятилетних планов функционирования экономики
региона, периодической перестройки организационной структуры региональной
администрации и т. д.
К основным трудностям в моделировании можно отнести недостоверные
исходные допущения, информационные ограничения, недоверчивость пользователей,
высокую стоимость моделей и др.
Управленческая практика накопила множество различных видов моделей.
Многие из них являются универсальными и могуг применяться как во
внутрифирменном управлении, так и в региональном менеджменте.
В числе наиболее распространенных моделей можно выделить следующие:
а) «теория игр» — это моделирование оценки воздействия на внешнюю
среду принятого решения. С его помощью можно, например, смоделировать реакцию
муниципалитетов на решение регионального законодательного собрания о снижении
ставок региональных налогов для фирм, создающих филиалы в малых населенных
пунктах. Также можно промоделировать реакцию различных групп населения на
введение в регионе дифференцированного по времени суток (в часы «пик» и в
остальное время) тарифа на электрическую энергию и т. д.;
б) «модель теории очередей» — она используется для определения
оптимального числа каналов обслуживания;
ее сущность заключается в уравновешивании расходов на дополнительные
каналы обслуживания (например, количество источников информации об
экономической деятельности муниципалитетов и производственных фирм) и эффекта
от их функционирования;
в) «модель управления запасами» — она может, к примеру, описывать
время размещения заказов региональной администрации на определенные количества
товаров для бюджетных организаций (предприятий, учреждений и др.) и их
количество на имеющихся складах;
г) «модель линейного программирования». Такая модель может применяться
при выборе схемы распределе* ния заказов региональной (или муниципальной)
администрации на поставки товаров, выпускаемых несколькими конкурирующими
фирмами на основе минимизации издержек. Эта модель может использоваться при
определении оптимального местоположения предприятия местной промышленности на
основе минимизации затрат на транспортировку сырья, рабочей силы и продукции.
Подобная модель может применяться при составлении общей схемы маршрутов
городского пассажирского транспорта по принципу минимизации издержек и т. д.;
д) «имитационная модель» — она представляет собой отвлеченное
изображение реальной ситуации;
е) «экономический анализ» — это тоже модель, а именно, модель
функционирования конкретной экономики (например, региональной экономики в
целом или ее отдельных территориальных или отраслевых анклавов). Такая модель
может быть положена в основу определения точки безубыточности представленных в
регионе отраслей экономики, например, зернового производства, молочного
скотоводства и т. п. Экономический анализ используется для оценки
сбалансированности структуры многоотраслевого хозяйства региона и выявления
наиболее узких мест.
С развитием электронно-вычислительной техники возможности проведения
экономического анализа существенно расширяются. Это особенно актуально для
принятия стратегических решений по управлению региональной экономикой, которая
значительно усложняется по мере развития различных форм хозяйствования и
конкурентно-рыночных отношений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50
|