рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Вопросы и ответы к кандидатскому минимуму (по специальности 08.00.05 - Региональная экономика)

Основанием для включения той или иной региональной проблемы в ограниченный (из-за постоянного и жесткого лими­та ресурсов) перечень тематики мониторинга могут быть:

• ее значимость в федеральном масштабе (с позиций внутри-и внешнеполитической безопасности, негативного воздей­ствия на конституционные основы государства, массового нарушения законных прав и свобод, прогнозируемого неиз­бежного и социально небезопасного государственного вме­шательства в ход ситуации или развитие проблемы);

• необратимый характер и невозможность саморазрешения на местном или региональном уровне за счет собственных ре­сурсов.

Проблемы такого уровня могут проявляться, например, в виде формирования зон системной депрессии в регионе или же могут быть связаны с необходимостью сезонного обеспечения труднодо­ступных территорий жизненно необходимыми ресурсами и т.п. Можно выделить следующие региональные проблемы: социально-демографические и этнонациональные (активная депопуляция, со­циальная избыточность, угроза воспроизводству коренных нацио­нальностей, неадаптивное изменение национально-этнического состава, в том числе из-за нерегулируемой миграции, и т.п.), свя­занные с ресурсоистощением (сокращением естественных источников, например добываемых полезных ископаемых, пастбищ и т.п.), носящие геополитический характер (образование анклавов, зон приграничных конфликтов и т.п.), вызванные внешними при­чинами быстрой утраты хозяйственного профиля территории (про­блемы региональной перепрофилизации).

Периодически возникают ситуации и проблемы, относящие­ся к типу чрезвычайных и требующие специфических решений и специально резервируемых ресурсов, а следовательно, и особого массива информации для описания и диагностики.

При всей значимости специально организованных монито­ринговых исследований (преимущественно социологической ориентации) основной информационной базой мониторинга ре­гиональных ситуаций и региональных проблем может и должна быть статистика. Именно на статистической информации осно­вывается большинство известных нам систем регионального мо­ниторинга.

Проблемы количественных и качественных оценок событий. Оценки региональных ситуаций и региональных проблем могут быть количественными или качественными. Количественные оценки предполагают наличие таких параметров (характеристик), которые могут быть корректно выражены совокупностью числен­ных значений и (или) их интегральным значением. Качественные оценки («норма», «лучше», «хуже» и т.п.) возможны лишь при ус­тойчивых представлениях о региональном «благе» или региональ­ных «ценностях», сравнение с которыми позволяет определять степень приближения или отклонения от аксиологического кри­терия. Качественные и количественные оценки не выступают как антиподы, а дополняют друг друга, причем только наличие пер­вых (при их неизбежном субъективизме) позволяет осмыслить весь спектр частных количественных характеристик каждой региональ­ной ситуации и региональной проблемы как нечто целостное.

Можно сформулировать следующие критерии оценки регио­нальных ситуаций:

а) объективность и достаточность исходной информации;

б) сравнительный и многокритериальный характер оценок;

в) отбор минимума необходимых и достаточных критериев;

г) поиск и отбор дополнительных (к статистическим) источ­ников информации.

Объективность и достаточность исходной информации — наи­более очевидное и наименее реализуемое методическое требование.

Сравнительный характер оценок проявляется в том, что любая оценка региональной ситуации или проблемы может быть дана только в сравнении с состоянием, принимаемым за норму, с пре­жним состоянием, с состоянием соседней или условно анало­гичной территории и т.д. Оценить — значит доказать, что анали- \ зируемая ситуация или проблема отличаются (или не отличают- ! ся) от других, и показать, насколько и по каким параметрам эти различия имеются.

Многокритериальный характер оценки определяется объ­ективной невозможностью правильно описывать, а тем более кор­ректно сравнивать региональные ситуации и проблемы по одно­му частному или интегральному показателю.

Так, при оценке проблем, связанных с региональными рын­ками труда (локальная массовая безработица), нельзя корректно оценить ситуацию, ориентируясь только на показатели занятос­ти. Здесь необходимо привлечение не менее полусотни других показателей (в сфере экономики, финансов, малого предпри­нимательства, социальной политики, демографии и т.п.), в том числе характеризующих региональную ситуацию и рассматри­ваемую частную проблему за пределами данного региона.

Отбор необходимых и достаточных критериев осуществляет­ся по единственному признаку — соответствию сути ситуации или проблемы. Несмотря на то что практически все параметры ре­гиональных ситуаций и проблем взаимосвязаны и взаимодопол­няемы, включение в число критериев избыточного числа парамет­ров чаще всего лишь затрудняет, а во многих случаях делает не­возможной процедуру такого отбора. Поэтому следует прежде всего сформулировать ключевые понятия генезиса и проявления данной ситуации и проблемы, а затем уже подобрать минималь­но необходимое и достаточное число адекватных критериев.

Привлечение сопутствующей информации. В региональной про­блематике особенно важны те стороны ситуаций и проблем, ко­торые почти невозможно выразить на языке статистики. Это на­строения, мотивации, образ жизни, экономическое и социальное поведение, национально-этническое самочувствие и другие аспек­ты индивидуального и коллективного быта населения. Поэтому крайне важно иметь соответствующую информацию по половоз­растным группам, по участникам различных форм хозяйственной деятельности городского и сельского населения, по отдельным социальным группам и т.п. В настоящее время такую информа­цию можно получить только в ходе специально организованных социологических обследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС 29

 

 

 

Одним из важных элементов функции управления яв­ляется мотивация.

Под мотивацией, в широком смысле слова, понимается процесс побуждения к деятельности для достижения опре­деленных целей.

Мотивация деятельности может распространяться как на объединения исполнителей (то есть организации), так и на отдельных работников (в частности, служащих аппара­та региональных администраций, персонала).

В объединениях исполнителей (формальных и нефор­мальных) также присутствуют люди, которые подвержены определенным мотивам поведения. Однако мотивы пове­дения таких объединений как целостных объектов управ­ления существенно отличаются от мотивов поведения от­дельных индивидумов. Это объясняется статичностью фор­мальных объединений (организаций), наличием у них струк­турообразующих уставов и других документов, регламен­тирующих (ограничивающих) поведение персонала в ин­тересах организации в целом.

3.4.1. Мотивация организаций

Для регионального администрирования основными груп­повыми объектами управления выступают региональные комитеты, департаменты, управления, муниципалитеты (в лице городских и районных администраций), а также фун­кционирующие в регионе хозяйственные организации раз­личных форм собственности.

Движущим мотивом и определяющей целью поведения таких организаций выступает экономический интерес. Это объясняется тем, что центральным вопросом всякого ра­ботодателя является размер зарплаты персонала, который зависит от размера оплаты заказчиком услуг или работ организации в целом. Поэтому всякая мотивация органи­заций в конечном счете определяется суммой средств (п денежной, материальной или иной форме).

Наряду с чисто экономическими, у организаций могут быть и иные мотивы деятельности. Среди них такие, как:

завоевание определенного имиджа в регионе; получение моральных знаков отличия (медали, почетной грамоты, бла­годарности, свидетельства и т. п.) организацией в целом и ее отдельными членами; представительство организации в региональных некоммерческих структурах (фондах, обще­ствах, комитетах, палатах и т. п.) и др.

Тем не менее, определяющим мотивом организации все-таки выступает экономический интерес. Это выдвигает перед региональным руководством задачу совершенство­вания экономической мотивации организаций в границах финансовых возможностей региона.

В числе основных экономических мотивов деятельнос­ти нехозрасчетных подразделений региональной админис­трации является выделяемый из бюджета фонд оплаты труда персонала и сумма средств на функционирование (коман­дировочные расходы, канцелярские принадлежности, обо­рудование, транспорт, аренда помещений и др.).

Для хозрасчетных формирований региональной адми­нистрации также основным мотивом деятельности (пове­дения) выступает получаемая сумма средств на функцио­нирование и оплату труда. Однако такие средства должны быть «заработаны» (получены) в результате собственной хозяйственной деятельности, а не выделены из бюджета (хотя возможен и вариант дотирования из регионального бюджета не полностью самоокупаемых подразделений администрации региона). К примеру, на полной самооку­паемости могут функционировать региональные управле­ния (или комитеты) жилищно-коммуналыюго хозяйства, ремонта и строительства автодорог, топливной промыш­ленности, лесного хозяйства, промышленности местных строительных материалов (гипс, известь, цемент, кирпич, инертные заполнители и др.). На частичной самоокупае­мости (то есть дотировании из регионального бюджета) действуют управления (департаменты) культуры, социаль­ной защиты, занятости населения и др.

На полном бюджетном содержании функционируют департаменты (управления) экономики и прогнозирования, финансов, образования, здравоохранения, внутренних дел, охраны природы, строительства и архитектуры, контрольно-аналитическое управление и др., а также все функциональ­ные отделы региональной администрации (организацион­но-инструкторский, юридический, общий, хозяйственный и Др.).

Муниципалитеты (городские и сельские администрации) занимают особое положение с точки зрения мотивации деятельности в региональной системе управления. Будучи автономными в управлении территориями, они в то же время находятся в жесткой финансовой зависимости от региональных администраций. Это проявляется в системе регулирующих источников доходов, в отчислениях из ре­гиональных налогов, а также в региональных дотациях и субвенциях и других формах экономического воздействия со стороны региональных органов власти и управления.

В связи с этим для повышения заинтересованности муниципальных образований в решении общерегиональ­ных задач (размещение предприятий, разработка природ­ных ресурсов, прокладка коммуникаций, строительство портов, каналов, санаторно-курортных, лечебных и других объектов, возделывание определенных культур и т. п.) ре­гиональные администрации вынуждены использовать раз­личные методы их экономического стимулирования. В числе таких методов могут применяться налоговые льготы, ре­гиональные низкопроцентные займы для осуществления муниципальных программ, передача муниципалитетам объектов региональной собственности и др.

Мотивация самостоятельных хозяйственных организа­ций (частные фирмы, коллективные и индивидуальные сель­ские хозяйства, предприятия федеральной и муниципаль­ной собственности и т. п.) региональными средствами осу­ществляется в основном по двум линиям:

1) административные ограничения и свободы;

2) договорно-экономические отношения. Первая форма отношений региональных властей наи­более характерна для административной системы управле-•ния, вторая — для экономической. Обе эти системы име­ют недостатки и преимущества. Поэтому современным ре­гиональным администрациям в осуществлении функций оперативного управления формированиями такого типа необходимо рационально сочетать едминистративные и эко­номические мотиваторы, все более повышая роль после­дних.

3.4.2. Мотивация персонала

Личные цели обычно первичны по отношению к орга­низации. Это требует от разработчиков систем мотивации учета такой приоритетности и создания механизмов дос­тижения личных целей через достижение целей организа­ции.

Исследования в Хоторне (США) показали, что истин­ные мотивы трудовой активности могут быть весьма не­ожиданными, порой совершенно не связанными с эконо­мическими стимулами. В то же время практика свидетель­ствует и о том, что экономическим стимулированием ра­ботников не следует пренебрегать, так как зачастую имен­но размер оплаты труда выступает ключевым фактором при найме на работу и активной деятельности.

Существует множество теорий мотивации персонала. Многие исследователи разделяют их на две группы:

1) содержательные;

2) процессуальные.

Содержательные теории мотивации базируются на идентификации потребностей (внугренних побуждений) людей действовать определенным образом (классический пример — пирамида Абрахама Маслоу).

Процессуальные теории мотивации базируются на том, как ведут себя люди через призму восприятия и познания действительности (классический пример — теория ожида­ний Виктора Врума).

Стимулирование деятельности работников является одной из важных проблем оперативного менеджмента. Важно учитывать, что повышение результативности управ­ленческого труда не всегда находится в прямой зависимо­сти от уровня заработной платы (жалованья). Возможнос­ти работников не всегда соответствуют возложенным на них функциям. Многие из них «зарабатывают на жизнь» неинтересной работой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.